«Инклюзивные каникулы» - именно так называется проект, в рамках которого дети с особенностями здоровья или оставшиеся без попечения родителей провели целый поток в лагере на Иссык-Куле вместе с обычными детьми.
Принял ребят инновационный летний лагерь «Жетиген» при непосредственном участии ребят из молодежного движения «Я люблю Кыргызстан». А профинансировало эксперимент Представительство Европейского Союза в Кыргызстане.
«Мы приняли решение помочь с развитием этого проекта. С 2013 года ЕС оказывает бюджетную поддержку правительству Кыргызстана в рамках Контракта на реформирование сектора образования. В данном Контракте ЕС предусматривает предоставление бюджетной поддержки и оказание технической помощи правительству и неправительственным организациям для осуществления реформ. В июле 2017 года воплощена уникальная идея инклюзивного летнего лагеря. С почином!» - сказала Надин Стеркс, заместитель главы отдела финансов и контрактов Представительства ЕС в КР журналистам во время пресс-тура в «Жетиген».
Инклюзивная экспериментальная смена рассчитана на 10 дней, с 28 июня по 8 июля. Участниками проекта стали дети от 8 до 17 лет из всех регионов страны. Например, Кандоолот Тешбаев явно делает заметные успехи. Многодетная мать Кандоолота после заключения врачей оставила ребенка с ДЦП в Шопоковском детском доме. В течение двух лет Кандоолот находился там. С ним занимались. Спустя два года мать, увидев значительные улучшения состояния здоровья, забрала Кандоолота домой. Сейчас он растет в полноценной семье. У Кандоолота есть брат-близнец Жандоолот. Это история со счастливым концом, конечно, не все они такие. Но все эти дети, без исключения, имеют право на равные возможности со сверстниками.
Всего в лагере отдохнули около 150 особенных детей, в том числе 30 детей с ограниченными возможностями здоровья, 30 детей-сирот и 20 детей из малообеспеченных семей. Одними из участников проекта стали Жакшлык Шералиев и Султан Абакиров. Они оба стали жертвами январской авиакатастрофы. 16 января 2017 года в стране случилась страшная трагедия – на поселок Дача СУ близ Бишкека упал грузовой самолет Boeing 747. Авиакатастрофа унесла 39 человеческих жизней и лишила крова жителей Дача СУ. В числе погибших были и родители Жакшылыка Шералиева и Султана Абакирова.
На сегодняшний день они под опекой своих бабушек и дедушек. Султан учится в средней Атбашинской школе, Жакшлык учится в школе Пригородного. В этом лагере они нашли новых друзей и впервые после трагедии почувствовали себя обычными детьми.
Досуг включал элементы дополнительного образования. Детей ждали мастер-классы от звездных гостей; обучение в студиях музыки, танцев, журналистики, актерского мастерства, IT, изобразительного искусства, йоги. На «ура» прошли конкурсно-тематические мероприятия: экономическая мотивационная игра «Джетты», сюжетно-ролевая игра «Выборы семи мудрецов», ежедневные захватывающие квесты, интеллектуальные игры, брейн-ринги. Пригодится детям и языковая практика с иностранными волонтерами.
Все наставники и мастера студий посетили специальные тренинги и сдали экзамены. Соотношение преподавательского состава и учащихся в «Жетигене» необычное: один к трем. В рамках проекта кроме всего прочего был разработан ряд методических пособий. В подготовку обучающих материалов для лагеря привлечена компания «Спот он Консалтинг». Мы, конечно, пока не можем похвастать не только развитой инклюзивной системой, но даже серьезным общественным диалогом по этому вопросу. Однако сейчас ситуация в Кыргызстане понемногу меняется. Пока подобные проекты в нашей стране – только эксперименты. Однако уже можно делать первые выводы.
Сейдана Акунова, мастер, обучавший детей рисованию (она, кстати, постоянный художник, делающий иллюстрации к публикациям «Новых лиц», так что мы тоже в какой-то степени причастны), рассказывает с искренним энтузиазмом: «Первые дни было сложно. А сегодня я уже должна сказать: достаточно немного привыкнуть, подстроиться, и нет никаких проблем с этими детьми. Начинаешь понимать, что это дети как дети. Да, с особенностями. А разве бывают дети без особенностей? Плюс я поражена, как они изменились. Они начали нам доверять. Я даже не знаю, есть ли что-то более вдохновляющее».
Долгие годы система образования и детского досуга четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели шанса реализовать свои возможности. Их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Они отдыхали отдельно. Да и жили отдельно, что скрывать, многие дети с особенностями остаются без попечения родителей.
Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми и развиваться вместе с ними. Ведь всем им быть частью одного общества. В этом и есть принцип инклюзивных проектов.
От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционном учреждении, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее. То же – по поводу любых навыков.
«Они у нас такие молодцы, наши особенные детки. Мы их по-настоящему полюбили, гордимся ими. Когда видишь явный прогресс, понимаешь, что не зря топчешь парковые аллейки здесь. Это дорогого стоит», - комментирует свой опыт Гульзада Утурова, координатор молодежного движения «Я люблю Кыргызстан».
От инклюзии выигрывают и обычные малыши и подростки. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки.
Татьяна Петрова, мама 10-летнего Андрея, нервничала, узнав, что муж принял решение отправить сына в необычный лагерь: «Скажу честно, я боялась. Как оказалось, зря. Негативные эмоции по отношению к особым детям у моего сына сменились на качества, которые я раньше в нем и не замечала. Он стал более внимательным, терпимым, что ли. Не у всех родителей хватает времени и навыка преподать такой жизненный урок. И сейчас, вспоминая пережитый опыт, уже по-другому отношусь к идее совместного обучения детей с разными проблемами. Это нужно. Это даже больше нужно обычным детям, чем детям с особенностями».
Дети – обычные, нейротипичные, – общаясь со сверстниками с особенностями, становятся более заботливыми, учатся выстраивать коммуникацию с разными людьми. Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия – это не история про жалость. Это история про принятие жизни, других людей и общества такими, какие они есть.
«Если говорить о том, кому сложнее далось объединение, то я, пожалуй, считаю, что обычным детям. Но это необходимый опыт. Я сам, например, думал, что ребят с синдромом Дауна называют «солнечные дети» ради некоей корректности. Но у меня подопечная, Влада, она и правда солнечная. Они добрые. Они фантастически добрые, я – вы не поверите – заряжаюсь рядом с ней. Это очень хорошее, чистое общение», - рассказал «Новым лицам» вожатый Рустам Нурахунов.
Вообще, инклюзивное образование и досуг – это очень хорошо развитая во всем мире система. Тут мы «позади планеты всей», и наверстывать надо, коль скоро мы пытаемся создать цивилизованное общество, основанное на нравственных ценностях.
Бакытбек уулу Майрамбек учится в школе рабочей молодежи, в 9-ом классе. В свои 15 лет он один зарабатывает на хлеб себе и своему отцу-инвалиду, работая на рынке «Дордой». Он должен ежедневно работать и обеспечивать семью. В лагере он впервые понял, как разнообразен ммр и к чему надо стремиться. Возможно, именно он разорвет цепочку структурной, «наследственной» бедности в своем окружении. И сделает это, понимая, что мир хрупок, а каждый человек – бесценен. Даже если всего один человек вынесет подобный опыт из проекта, оно того стоит. Хорошо бы было, если бы такие необычные смены в детских лагерях по всей стране стали обычным, рядовым явлением.
Подготовила Светлана Бегунова