Почему дети не слушаются?

11:38, 18 Марта 2015

Непослушный ребенок… С этой проблемой рано или поздно сталкивается каждый родитель. Почему же дети оказываются слушать советы и замечания мамы и папы? Что делать, когда ребенок не слушается? Бывает, что просто руки опускаются, не понятно, как действовать, чтобы объяснить своему малышу, что все же так нельзя себя вести. Малыш надувает губки, плачет или даже бьется в истерике.

Для начала надо четко понимать, что у любого непослушания есть причины. Если ребенок не реагирует на мамины замечания, а с папой у него все мирно, тогда проблема в том, каким образом мама доносит до своего сына информацию. Возможно, у папы это получается лучше. Он более терпелив, не импульсивен и для малыша более понятен. Например, по каким-то причинам мама сегодня раздражена с самого утра, под горячую руку попадает все вокруг, ребенок в том числе. Малыш получает в день больше запретов, чем обычно. Даже на те простые «хотелки», к которым еще вчера мама относилась благосклонно. А сегодня она стала другой и говорит «нельзя». Логическая цепочка в его голове обрывается. Происходит внешнее непослушание. Но так бывает не всегда. Иногда ребенок просто «беспредельничает».

Всемирно известный советский педагог Антон Макаренко уделял вопросу дисциплины ребенка огромное значение. Он считал, что «дисциплина создается не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети. В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его». Таким образом, к этому вопросу нужно подходить комплексно. Если ребенок не слушается, значит нужно обратить внимание на обстановку в семье, возлагаемыми на него обязанностями, так называемым трудовым воспитанием, влиянием его друзей, уважением к старшим. Только разобравшись с этим комплексом полностью, можно понять причины такого поведения у ребенка и начать работу по восстановлению дисциплины. Макаренко неоднократно писал, что легче сразу воспитывать правильно, чем потом работать над ошибками.

Еще важно помнить, что ребенок – это маленький человек. Со своими желаниями и интересами. Он – не ваша копия. И не слушается он вас не потому, что хочет разозлить, а потому, что есть вещи, которые его не устраивают. Не нравятся, и точка. И он не хочет с ними мириться. Ваша задача, как родителя, выяснить, что именно злит ребенка и что ему не нравится. Выяснить спокойным уверенным тоном, не угрожая и не повышая голос.

Часто мамы ведут себя так, будто ребенок без объяснений и лишних слов должен сам обо всем догадаться. А когда они встречают сопротивление, реагируют бурно, с применением силы. Но виноват ли в этом ребенок?

Причиной непослушания могут быть разногласия в воспитании. В примерах и ожиданиях. Обратите на этот аспект особое внимание. Например, вы требуете от ребенка, чтобы он смотрел в тарелку во время еды, а сами завтракаете при включенном телевизоре. Вы повторяете, что дорогу необходимо переходить на зеленый свет, а сами иногда перебегаете на красный. Вы утверждаете, что компьютер портит глаза, а сами проводите за ним все свободное время. Ребенок все это замечает и в нем зреет непонимание: делать так, как вы говорите, или так, как делаете?

Иногда дети не слушаются мам без причины. Так ребенок тренирует волю, настойчивость и умение отстаивать свои интересы. Вы ведь не хотите вырастить из своего чада послушную куклу, которой легко управлять сначала вам (пока маленький), потом – другим? Что делать в этом случае? Играть. Превратить необходимое для вас действие в игру для него. Живые эмоции очень увлекают детей. Предложите ему стать ракетой (если вам надо быстро вернуться домой). Ракета летит быстро, малыш должен бежать быстро. Ракете необходимо топливо, чтобы подзаправиться (малыша надо накормить) и т.д. А иногда ребенку не хватает внимания.

Кстати, специалисты по развитию не склонны сочувствовать родителям непослушных детей – их, наоборот, настораживают послушные, зависимые от родительской воли дети. В трудных или непривычных ситуациях вместо того, чтобы мобилизоваться, они скисают, теряются, пасуют. В кругу семьи этого не видно. Но выходя в жизнь, они показывают очень низкий уровень адаптивности и выживают только в закрытых, построенных на строгой дисциплине сообществах или в условиях полной стагнации, когда один день похож на другой.

Под послушанием часто подразумевают и отсутствие у детей негативных эмоций: «хорошие» мальчики и девочки никогда не злятся, покорно реагируют даже на родительскую агрессию. Их приучают «не беспокоить» родителей и других важных людей, «не создавать проблем», «не сердить» и пр. Выросшие в условиях жестких табу, вместе с плохими эмоциями они подавляют и позитивные. Они не умеют радоваться и чувствуют себя не в своей тарелке даже на своем дне рождения.

Стиль воспитания моделирует общую направленность личности ребенка и его степень послушания.Авторитарный стиль, к которому тяготеют сегодня не только отцы, но и матери, состоит в активном подавлении воли ребенка. Вначале ребенка буквально дрессируют. То есть заставляют по многу раз повторять команды, пока исполнение не достигнет высокой скорости, так чтобы и думать было некогда. Задача образования решается в том же ключе: не надо рассуждать, что интересно, а что – нет, учи все наизусть, если не понимаешь.

Демократический стиль предполагает, напротив, право голоса и включенность ребенка в деятельность. И хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещания.

Выделяют и смешанный стиль, при котором родители иногда затягивают «гайки», а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от «порки» до «порки».

Несмотря на то, что правила и методы во всех семьях индивидуальны, необходимо придерживаться некоторых общих рекомендаций. Их хорошо формулирует психолог Наталья Будянская:

· Ребенок должен знать правила – что можно, а что нельзя.

· Ошибочно считать, что дети хотят свободы. Дети ищут и ориентируются на авторитеты, которые будут им говорить, что можно, а что нельзя.

· В семье должны быть установлены четкие правила, которым все следуют.

· Ребенок должен знать, что в случае нарушения правил, он будет наказан. Наказание не должно просто упасть с неба. Есть нарушение – есть наказание.

· Отвергайте только плохие поступки ребенка. Некоторые родители не разговаривают со своими детьми, если те плохо себя ведут. Так делать нельзя. Нужно лишь наказать за поступок, а не игнорировать ребенка, как личность.

· Прежде чем добиться послушания любой ценой, задайте себе вопрос: «Так ли важно сейчас, чтобы сын поступил именно так, как хочу я?» Вы поймете, что в жизни все относительно. И перестанете сердиться внутренне. Малыш это почувствует, у него пропадет интерес вам противостоять. Как по волшебству, он начнет делать то, что вы от него ожидаете.

Подытоживая, заметим: если ребенок не слушается, для начала необходимо разобраться с причиной его действий, с обстановкой, повлиявшей на подобные действия ребенка. Эту обстановку необходимо изменить. Важно учитывать интересы и чувства ребенка, чтобы «методы воздействия» не вызвали у него бурного сопротивления и отказа от дисциплины.

Ребенок должен четко научиться понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Тем не менее, обязательно должна присутствовать свобода и самостоятельность в поведении ребенка. Пусть ваши дети будут свободными и дисциплинированными!

Подготовила Мария Никитина 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям