29 августа в столичном кинотеатре «Ала-Тоо» состоялось торжественное мероприятие, посвященное 75-летию народного артиста СССР, известнейшего кыргызского кинорежиссера Болота Шамшиева.
В Минкультуры решили сделать вход на мероприятие свободным. В результате бишкекчане стали свидетелями очень сильного, эмоционального действа. Несмотря на траур по погибшим в Москве во время пожара кыргызстанкам в стране, мероприятие не лишилось торжественности с ноткой горечи.
Кроме этого, с 22 по 29 августа во всех областях страны прошли кинопоказы, ретроспективные творческие вечера, посвященные юбиляру. Пять картин: «Выстрел на перевале Караш» (1968), «Алые маки Иссык-Куля» (1971), «Белый пароход» (1975), «Ранние журавли» (1979), «Волчья яма» (1983) были вновь оценены молодыми, нынешними зрителями. И их воздействие на человека по ту сторону экрана не изменилось – это по-прежнему шедевры.
Несмотря на то, что день рождения у режиссера в январе, празднование его юбилея в Минкультуры решили приурочить ко Дню независимости. И неспроста – ведь в фильмах Шамшиева Кыргызстану отдана самая главная роль, а место самого режиссера в истории страны незыблемо.
Болотбек Толенович Шамшиев родился 12 января 1941 года во Фрунзе в семье известного поэта и журналиста Толена Шамшиева. Мать – Авина Мурзаходжаева, была врачом от Бога, и ее образ оставил очень глубокий отпечаток в творчестве режиссера.
После окончания средней школы в
1959 году поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК,
Москва). Творческую карьеру начал в 1961 году в качестве артиста, снявшись в
фильме «Зной». За исполнение главной роли Кемеля в этой ленте получил первую в
жизни престижную награду за лучший актерский дебют на Первом Всесоюзном
кинофестивале в Ленинграде (1963).
С 1963 по 1991 годы работал на киностудии «Кыргызфильм» режиссером-постановщиком документальных и художественных фильмов. Наиболее известные из них стали классикой кинематографа СССР, и Шамшиева не даром называют главным автором кыргызского кинематографического чуда.
Награды и титула режиссера – это важное свидетельство его таланта и вклада в искусство. Но главное все-таки происходит в зрительском сердце.
«У нас талантливый народ. Но его надо поддерживать, давать образование молодым», - так известный режиссер не единожды начинал свой разговор о будущем кыргызского кино. О нем же его коллеги говорят с искренним уважением.
Кинорежиссер Замир Эралиев: «Сегодня Мастеру 75. Он мудр и еще крепок. У него трое детей, самой маленькой дочурке чуть больше двух! Как бы хотелось, чтобы руководители государства наконец повернулись лицом к национальному кино и не формально, а по существу решили хотя бы некоторые проблемы нашего кино. Одна из них - это, конечно же, запуск в производство нового фильма Болота Шамшиева. Уверен, этот фильм будет нужен не только ему, но и всем нам».
Экс-премьер-министр Темир Сариев: «Вклад Шамшиева в кыргызскую культуру трудно переоценить. Его фильмы прошли испытание временем, они живы – и они будут всегда такими. Надеемся на новое чудо».
Художник Жамбул Жумабаев: «Он гений. И с ним трудно. Но его творчества искупает все».
Довольно долго культовый кыргызский режиссер Болот Шамшиев проработал консультантом двух театров в казахстанском Петропавловске. Уехал он в 2012, вслух говорил, что потому, что не дождался, пока государство повернется к нему лицом. В его интервью того периода сквозит обида на то, что его недооценили на Родине – и в то же время огромная, живая любовь к своей стране и своему народу.
Далее – выдержки из интервью с Болотом Шамшиевым, сделанными в разные годы разными журналистами.
О судьбе Кыргызстана:
«Будет правильным не ждать быстрого прогресса. Неправильно ожидать, что Кыргызстан в одночасье превратится в развитое государство и в стране будет прогресс. Ведь 15 лет страну разрушал и грабил Аскар Акаев, после него пришел Бакиев и пять лет сдирал шкуру с кыргызского народа. Не смогли избавиться от прошлых ошибок и движемся по старым рельсам. Мы должны трезво рассматривать этот вопрос. Ни один президент не учел возлагаемое на него доверие народа, ни для одного этот фактор не стал решающим. Говоря про доверие, я имею в виду единство и согласие в Кыргызстане. Секретные группы, провокаторы предают кыргызский народ и широко распространяют в народе региональное деление на север и юг. Наши главные враги – региональное и местечковое деление. Атамбаев должен ввести жесткий запрет на санжыру (родословная, история родов). Следует запретить газетам печатать информацию про санжыру. Нельзя применять и внедрять в общественное сознание понятия разделения «север – юг». Предоставим это историкам. Землячество, регионализм нужно вырезать как опухоль радикальным путем. И без того мы находимся перед внешней угрозой, на пороге внезапных войн. Если не объединимся, не сожмемся в единый кулак, то случится беда».
О современном кыргызском кино:
«Когда пошла волна первого «уличного кино», смотрел каждый фильм. По просьбе авторов высказывал свое мнение, но даже мои дипломатичные замечания авторам не нравились. Их же нужно всегда гладить по голове, говорить: «Ах, какой ты замечательный, ах, какой ты гениальный!». Я же при всем своем старании не могу говорить неправду. Из-за этого, как понял позже, нажил себе на протяжении своей жизни немало врагов. Что значит «уличное кино»? В свое время было оно и на «Киргизфильме», потому что павильонов у нас не было. Их и до сих пор нет, но есть камера, есть голова. В советское время у нас на производство кино (съемочную и осветительную аппаратуру, рабочих и прочее) хоть деньги из госказны давали. А сейчас, когда господдержки нет, молодежь научилась обходиться малым. Кино теперь можно хоть сотовым телефоном снимать. Но беда, что сегодняшние самодеятельные кинематографисты не знают (а может и не хотят знать?) о существовании законов искусства. Все у них приблизительно. Вместо спецкрови, существующей в кино, могут использовать, например, кетчуп. Но само движение независимого кино вызывает интерес и порождает какие-то смутные надежды. А вдруг среди молодых самодеятельных режиссеров появится хотя бы один незаурядный талант, которым будет потом гордиться новое поколение кыргызстанцев? Но пока общая масса фильмов не выдерживает критики. Плохо, что новая волна не имеет отражения на страницах республиканской прессы. Писать о ребятах надо, выискивать среди них наиболее талантливых - тем более».
«Раньше дилетантов в кино близко не допускали. Первый фильтр – это
киностудия, второй – Госкино СССР. Надо было пройти эти два фильтра. Но это
только творческие фильтры. Сценарии тщательно просматривали и в партии, и в
других инстанциях, прежде чем дать разрешение на съемки. Были в такой системе и
недостатки. Были и обиды. Например, мой фильм «Выстрел на перевале Караш»
вызвал кривотолки. Но потом все уладилось. Несмотря ни на что, это была хорошая
система.
Кинематограф сегодня настолько стал демократичным, что любой человек может
взять хотя бы фотоаппарат и снимать фильмы. То, что я снимал 50 лет назад, и
сегодняшние работы – это несоизмеримо. Если бы у меня раньше были такие
технологии, как сегодня, то, наверное, я снял бы гораздо больше фильмов. Но
беда в том, что нет государственной поддержки. А те деньги, которые выделяются,
каким-то странным образом попадают не к тем людям.
Фильмы, которые снимаются на народные деньги, народ фактически не видит. Потому что те люди, которые снимают кино на казенные деньги, не заинтересованы в прокате. Подписали акт о приеме фильма… и все. А те, кто снимает за свой счет, они стараются окупить свой фильм. Поэтому заботятся о прокате, рекламе, ездят по всей стране. То есть проводят большую инициативную работу. Но дело в том, что все это самодеятельность. Поэтому они сейчас находятся во времени зари кинематографа, это примерно 1915-1920 годы. Не хватает опыта, знаний».
Об актерах:
«Как-то российский кинорежиссер Никита Михалков,
выступая перед зрителями, сказал: «Нет плохих актеров, есть плохой режиссер».
Если я пригласил актера, то несу за него ответственность, отвечаю за то, как он
сыграл. В голове режиссера есть своя «флешка» с гигантским объемом памяти. Если
ты не знаешь куда поставить артиста, не видишь общей картины, фильм не снимешь.
Ко мне порой приходили со словами, мол, дам деньги, сними меня, дочь, сына. Но
я не могу идти на такой шаг».
О себе:
«Я сейчас в расцвете творческих сил. У меня есть много материалов, которые копились у меня долгие годы. Да и написал я очень много. И снимать я готов. К сожалению, все это никому сейчас не нужно, и это очень огорчает. Почему так получилось, я не знаю. Кого винить? То ли эпоху, то ли кризис… Но я не расстраиваюсь, наоборот, у меня хороший творческий настрой».
Фильмы Болота Шамшиева, автора «кыргызского кинематографического чуда»:
«Манасчи» (1965) – диплом 1-й степени зонального кинофестиваля в Алма-Ате (1965), Главный приз Международного кинофестиваля в Оберхаузене (Германия, 1966);
«Чабан» (1966) – 1-й приз Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1967), 2-й приз Международного кинофестиваля в Мангейме (Германия, 1967);
«Выстрел на перевале Караш» (1968) – Диплом Каннского Международного кинофестиваля (1968), 2-й приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1968), приз «Горный орел» на зональном кинофестивале в Алма-Ате (1970), по признанию французского «Синема» вошел в Золотой фонд – сотню лучших фильмов мирового кинематографа XX века;
«Алые маки Иссык-Куля» (1971) – диплом Международного кинофестиваля в Венеции (1973), специальная премия по правам человека на Международном кинофестивале в Страсбурге (1973), приз за лучшую мужскую роль (Суйменкул Чокморов) и за лучший дебют (Айтурган Темирова) на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (1972);
«Белый пароход» (1975) – Гран-При Всесоюзного кинофестиваля во
Фрунзе (1976), Гран-При «Золотой альпийский рододендрон» Международного
кинофестиваля в Тренто (Италия, 1976), «Серебряный приз» на Международном
кинофестивале в Авелино (Италия, 1977), Государственная премия СССР (1977) и
т.д.;
«Ранние журавли» (1979) - 1-й приз Всесоюзного кинофестиваля в
Душанбе (1979);
«Волчья яма» (1983) – фильм отмечен наградами МВД СССР и МВД Киргизии (1983), пользовался в кинопрокате огромным коммерческим успехом в СССР и за рубежом (1983-1986гг.). Больше ста миллионов долларов прибыли!
«Снайперы» (1985) – Приз имени Асанали Ашимова за создание образа Алии Молдагуловой на кинофестивале стран Средней Азии, Казахстана и Азербайджана в Чимкенте – 1992;
«Восхождение на Фудзияму» (1988).
Кинопроекты Б.Шамшиева последних лет: «Жертвоприношение странника» (1993), «Василий Маанчары» (1996), «Монстра-Хата» (2001), «Последняя свинья каравана» (2004), древний кыпчакский эпос «Курманбек Баатыр» (2008), «Танго любви» - 2 серии (2009), триллер-детектив «Безумный дервиш» (2013), кинороманы «Королева и олигарх» (2012), «2021г. Зона KG» (2013-2014) не были запущены в производство в связи с отсутствием финансов для кинопроизводства в Кыргызстане. Съемки авторского фильма «Призраки орехового леса» были приостановлены из-за прекращения финансирования государством в 2009 году. Снята одна треть фильма.
Подготовила Светлана Бегунова