Данияр АБДЫКЕРИМОВ: Для нового «кыргызского чуда» в кино нужны современные писатели и хорошие сценарии

11:16, 5 Апреля 2019

Герой этого интервью - один из тех, кто стоял у истоков нового кыргызского кино. Он входит в так называемую «большую восьмерку», которая смогла немыслимое – возродить отечественный кинематограф без помощи государства. Сейчас Данияр занят не менее интересным делом – созданием новой отечественной анимации. А его первый мультфильм «Как мальчик спас свой город» уже отмечен на престижных фестивалях.

- Начнем с кино. Вы учились на экономиста. И, судя по Вашим воспоминаниям, увлеклись кинематографом, будучи в Турции…

- Тогда я жил в общежитии и помогал своим друзьям, которые учились на факультете кино. А одно домашнее задание полностью сделал за них – написал сценарий, снял по нему фильм, сам же в нем и снялся, сделал монтаж. Когда друзья отнесли этот фильм своему преподавателю, тот сразу же сказал: «Это не вы сделали». Друзья признались, что автором фильма являюсь я. Преподаватель попросил передать мне, чтобы я поступал на факультет режиссуры. Но тогда я не думал об этом. Потому что столько лет проучился на экономиста и хотел пойти в банковскую сферу.

-Но все же Вы пошли в кино….

- Да.

- Почему?

- Еще будучи в Турции, я увлекся рисованием. И когда уже мои преподаватели увидели рисунки, то порекомендовали бросить экономику и поступить на факультет искусств. Вот тогда я задумался над этим. Но все равно решил доучиться на экономиста. Когда я вернулся в Кыргызстан, мой друг записал меня на курсы Эрнеста Абдыжапарова. Я их удачно закончил. Мастер пригласил меня работать в его киностудии исполнительным директором. Тогда же я познакомился с редактором российского сериала «Гаишники» Галиной Синькиной. Это было на Иссык-Куле. Через неделю после ее отъезда мы созвонились и договорились о съемках одной из серий «Гаишников». С этого момента моя работа в кино стала вполне серьезной.

- В одном из своих интервью Вы сказали, что пошли в кино из-за своего авантюризма. Считаете, что не зря рискнули?

- Конечно, не зря. Мне очень нравится работать в этой индустрии. Я даже не считаю это работой, потому что прихожу на нее с удовольствием. И трачу все свое время на то, чтобы совершенствоваться.

- Кого Вы считаете своими учителями? Вы уже упомянули Э. Абдыжапарова. Кого еще?

- Да, Эрнест - мой непосредственный учитель. Также я сейчас состою «в большой восьмерке». Туда же входят мэтры нашего кино Садык Шер-Нияз, Актан Арым Кубат, Темир Бирназаров, другие кинематографисты. Мы постоянно обмениваемся с ними своими историями, которые случались на съемках. Это, безусловно, помогает развиваться. Обсуждаем наши сценарии. Коллеги помогают взглянуть на наши работы по-другому.

- В мае 2018 года Ваш фильм Ket Out получил главный приз конкурса «Снять за 48 часов» в Казахстане. О чем эта короткометражка?

- Главным условием участия в этом конкурсе было требование снять фильм за два дня. Организаторы раздали всем конкурсантам задания, которые обязательно должны быть учтены в фильмах. По хронометражу сам фильм не должен был превышать четыре минуты. Эта идея меня очень заинтересовала. Буквально в машине по дороге я придумал сюжет. А сценарист придумал свой вариант. Мы их совместили и доработали. А уже вечером приступили к съемкам. Я даже не думал, что выиграю. Хотя надеялся на это. Вообще, я делал ставку на то, чтобы удивить зрителя.

- Член жюри этого конкурса Жанна Исабаева на своей странице в Facebook написала, что Вы просто не оставили выбора членам жюри. Так что же в этом фильме?

- Это фильм про то, как двое верующих молодых людей приезжают в одну деревню, чтобы помочь изгнать дьявола из сына одного из местных жителей.

- Поэтому лента снята в жанре хоррор…

- Да. Но он снят в комедийном ключе.

- Каждое произведение искусства, в том числе и фильм, должно побуждать человека к чему-то. К чему Вы побуждали зрителя этого фильма?

- Основная идея фильма состоит в том, что нужно учить английский язык. Эти двое верующих не могли изгнать дьявола, потому что тот говорил на английском.

- Вернемся к Жанне Исабаевой. На своей странице в Facebook она написала: «Там (в Кыргызстане) в управлении кинематографом работают настоящие патриоты, я многих лично знаю, и они носятся со своим молодняком, взращивают, помогают, продвигают, как могут». В чем заключается взращивание молодняка в нашей стране?

- С развалом Союза мы потеряли свое кино. Несколько лет у нас фильмы вообще не снимали. Молодому поколению не у кого было учиться. К счастью, Актан Арым Кубат, Эрнест Абдыжапаров и другие стали открывать свои курсы. Они не бросили свое дело и передали знания и умения молодым людям. Поэтому кинематограф в нашей стране не умер, и сейчас развивается.

- Было такое время, когда в стране начался кинобум. Снимали хорошие фильмы, и не очень. Сейчас поубавилось количество снимаемого материала. Почему?

- Бум произошел потому, что была потребность в отечественном кино. Просто предложение превысило спрос. Сейчас зрители уже не такие, как раньше. Они более избирательны.

- Что мешает развитию кино?

- Отсутствие хороших сценариев. Нужно чувствовать, знать, что хочет смотреть зритель. Часто сценарии пишут на коленке, лишь бы заработать. Зрителя сейчас не обманешь.

- А технологии?

- С технологической точки зрения у нас сейчас все хорошо. Есть практически вся техника – камеры, свет… Единственное, в чем мы пока отстаем, – качественный звук.

- Близко ли возрождение «кыргызского чуда» в кино?

- Конечно, я в это верю. Но для этого, повторюсь, нам нужны современные писатели и интересные сценарии.

- Свой первый фильм Вы сняли 10 лет назад. Как изменилось отечественное кино за это десятилетие?

- Не скажу, что за это время отечественное кино сильно изменилось. Конечно, появились хорошие ленты. Но в целом уровень недостаточно высок.

- Каковы основные тренды в отечественной киноиндустрии?

- Господствуют комедии. У меня, например, был опыт производства драмы. Но он не увенчался успехом. Хотя отзывы были хорошими. Наш зритель хочет смотреть комедии.

- Перейдем к мультипликации. 24 апреля прошлого года прошла премьера Вашего мультипликационного фильма «Как мальчик спас свой город». Что сподвигло Вас заняться мультипликацией?

- Я занялся кукольной анимацией потому, что она мне более всего интересна. И она близка к кино: многие технологии очень похожи. Мне очень понравились анимационные ленты, которые снял Тим Бёртон, например, «Труп невесты». После их просмотра мне стало очень интересно.

- И все же… Это новая для Вас область деятельности. Она требует соответствующей подготовки. Как Вы решились ею заняться? Или опять авантюризм?

- Я давно ходил со своей идеей снять мультфильм. Когда меня пригласил директор киностудии «Кыргызфильм» и предложил поработать над этим проектом, я сразу же согласился. Для меня это была хорошая возможность освоить новое пространство.

- Вы уже говорили, что хорошо рисуете. Но многие выдающиеся мультипликаторы, прежде чем стать таковыми, прошли большую жизненную и художественную школу. Тот же Фёдор Хитрук 20 лет сидел и рисовал чьи-то идеи. У Вас такой школы, насколько я понимаю, нет.

- Конечно, такой школы нет. Но мне нравится делать то, на что не решаются другие. Мне это доставляет удовольствие.

- В одном из интервью Вы сказали: «Говорят, в таком жанре работают только психопаты». В чем психопатичность?

- За одну съемочную смену (8 часов) мы снимаем только 5 секунд полезного материала. А в кино за это же время мы снимали 3 минуты. Представьте, какое адское терпение нужно иметь. Многие «старики» даже удивлялись, что я не пил в это время. Потому что раньше мультипликаторы много пили. Ведь они месяцами сидели в одной комнате, не выходя оттуда до окончания съемок.

- Сколько человек принимало участие в съемках?

- Всего в производстве принимало участие 17 человек.

- Комната, в которой Вы снимали «Как мальчик спас свой город» очень маленькая. Как Вы смогли осуществить в ней все свои творческие замыслы?

- Удалось сделать максимально все. Технологии позволили нам все это сделать.

- Вы хотите начать съемки нового мультфильма. Будете снимать его в той же комнатушке?

- Нет, буду просить у студии побольше пространства. Потому что следующий проект, если я буду его снимать, будет очень масштабным, с большими декорациями, краном.

- Производство мультфильма обошлось в 500 000 сомов. Так Вы сказали в одном из интервью. Кто выделил эти средства?

- «Кыргызфильм».

- Были ли желающие проспонсировать мультфильм?

- Нет. Мы и не искали. Нам дали очень сжатые сроки на производство. Нужно было за полгода отснять.

- Тот же Федор Хитрук говорил, что в фильме должно быть нечто, что взволнует зрителя так же, как волнует режиссера. Что взволновало Вас в фильме «Как мальчик спас свой город», и что должно взволновать в этом мультфильме зрителя?

- Наш основной посыл – надо научиться правильно принимать решения. Не гневаться. И дать шанс молодым. Мне кажется, в нашей стране уже давно пора дать шанс молодым.

- Вы сами писали сценарий?

- В основу сценария положена кыргызская народная сказка. Я подправил некоторые диалоги.

- Крупнейший советский режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн считает, что режиссеру недостаточно иметь специальное образование, он должен быть личностью. Вы с этим согласны?

- По сути, человек становится личностью тогда, когда он получает богатый опыт, многое переживает… Когда ему есть, что рассказать…

- Вы такая личность?

- Мне есть, что рассказать зрителю.

- Часто режиссерам, делающим свой первый фильм, хочется, чтобы этот фильм стал «бомбой». Вам удалось создать такую бомбу?

- «Как мальчик спас свой город» - не бомба. Но фильм станет моей визитной карточкой. И на ней точно будет написано, что я рискнул и у меня получилось.

- Довольны результатом?

- Я не всем доволен, но в будущих проектах надеюсь добиться лучших результатов.

- Как критика оценила Ваш мультфильм?

- Его посмотрели наши старые мультипликаторы. Они сделали свои замечания. Некоторых ошибок можно было бы избежать. Но это был первый шаг. Думаю, в следующем фильме мы все это учтем.

- Какие будущие анимационные проекты планируете?

- Хотелось бы снять кукольный анимационный фильм по эпосу «Манас».

- Ваш мультфильм дал импульс отечественной мультипликации?

- Не могу сказать, что все кинулись снимать мультфильмы после просмотра «Как мальчик спас свой город». В кино такое было. Но там немного проще. Но, определенно, этот мультфильм дал импульс для студентов одного из университетов, где я преподаю анимацию. Был удивлен, когда ко мне записалось более 15 человек. И все они по окончании курса выпустили свои короткометражные мультфильмы.

- В один день с премьерой Вашего мультфильма состоялась премьера и другой анимационной ленты. Получается, в стране есть мультипликация?

- Параллельно со мной работала другая команда. Ребята снимали мультфильм «Сила в единстве». Его премьера состоялась вместе с моей. Сейчас они работают над фильмом «Человек и волк». Поэтому я полагаю, что развитие анимации идет. Но этой сфере необходимо внимание. Нам нужно находить молодых людей, готовить их, обучать анимации.

- Вы с оптимизмом смотрите на будущее анимации в стране?

- Конечно, с оптимизмом. Сейчас я больше настроен на то, чтобы начать применять в этой сфере 3D технологии. И в кино, кстати, тоже. Пора начинать снимать фильмы в жанре фентези, фантастики и тому подобные.

Александр КУЛИНСКИЙ

Фото из личного архива Д. Абдыкеримова

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям