Есть ли будущее у кыргызского кинематографа?

14:07, 7 Мая 2015


 

Недавно состоялся форум молодого кино «Надежда». Символ форума – бутон розы, который должен раскрыться. Не случайна здесь такая аналогия. Начинающие режиссеры тоже со временем раскрываются, как бутоны розы. В 2015 году подобный форум проводили в третий раз.

Это один из тех кинофорумов, которые появились в последние несколько лет, при этом он имеет свои неповторимые особенности. Чем выгодно отличается форум молодого кино от любого другого, сделанного не так давно по тем же лекалам? У него есть человеческое лицо. Которое извиняет многое, а иногда – все, и которое способно сделать любое самое неоправданное действие понятным и вполне симпатичным.

 

В смысле профессионализма в кыргызском кино, наверное, все могло бы быть лучше, но по части энергии, идей и живости есть ощущение, что мы впереди планеты всей. Ни неофитства, ни провинциальности в кыргызском кинематографе нет, только энергия и невероятная творческая активность. Не говоря уже о том, что в самом национальном конкурсе принимали участие фильмы, снятые вообще без участия государственных денег: например, «Металлический хлеб» - документальный фильм Чингиза Нарынова.

 

Для объективности оценки картин участников во время Форума работало четыре команды жюри: жюри конкурса игровых короткометражных фильмов, жюри конкурса документальных фильмов, молодежное жюри, студенческое жюри. О своем участии в составе жюри документальных фильмов рассказывает писательница Диана Светличная.

- Диана, каким был опыт участия в форуме в качестве жюри документальных фильмов?

- Поучаствовать в работе жюри меня пригласила идейный вдохновитель кинофорума «Умут», человек, который живет кино – Гульбара Толомушова. Для меня это был первый такого рода опыт. Конечно, было интересно, познавательно, сложно. В первую очередь, я открыла для себя, что наши молодые режиссеры сегодня между клипами, игровыми картинами и коммерческими проектами все-таки интересуются чем-то большим. Что они экспериментируют, ищут себя. Во-вторых, увидела жизнь глазами двадцатилетних людей, именно таким был средний возраст номинантов. В-третьих, испытала много эмоций – от разочарования, до восхищения.

- По каким критериям Вы оценивали работы?

- Если вы о картинке, актуальности темы, исполнении и всех технических характеристиках, то конечно, все это учитывалось. Но всего этого, если мы говорим о документальном кино, как об искусстве, ничтожно мало. Идеальный фильм – тот, который не поддается анализу. Тот, после которого тяжело дышать. Тот, на который реагирует весь организм. Он захватывает с первого кадра и даже после титров «не выключается». Не могу сказать, что такой фильм был представлен. Но отдельные авторы пытались сделать что-то подобное.

- Какие эмоции Вы испытывали при просмотре картин?

- Эмоций хватало. Иногда я злилась на режиссера за предсказуемость, за смешение жанров, за безалаберность, за небрежность. Или удивлялась каким-то деталям, находкам. Один раз чуть не покинула зал - не смогла смотреть на то, как охотники убивают волков. Была и досада, когда в кадре не было ничего кроме «мусора». Хотелось, чтобы было что-то кроме социальной тематики. На это большее не замахнулся никто. Бедность, социальная усталость, разрушение личности – основная тематика работ.

- Есть ли будущее у кыргызского кинематографа?

- Я почти уверена, что ребята, представлявшие свои фильмы на этом форуме, не остановятся в поисках. У них горят глаза, им интересна жизнь. Для документалиста – это главное. Сегодня кыргызское кино отмечает свое второе рождение. Золотое время «кыргызского чуда» осталось в советском прошлом, кинематографистам приходится начинать все с нуля. Молодые режиссеры делают свои первые шаги. Они пока неуверенные, шаткие. Мне очень хочется пожелать им удачи. Я не скажу ничего нового, они и сами знают, что дорогу осилит сильнейший.

Может, на наших кинофорумах ничего особенно и не меняется, но почему-то из-за этого человеческого лица, нормального и здорового отношения к происходящему есть ощущение, что это кому-то нужно. Что форум молодого кино существует не только для того, чтобы оправдал собственное существование, но и для чего-то большего. Чтобы те безумцы, которые занимаются кино, не чувствовали себя живущими в вакууме. Чтобы разбросанные в пространстве точки силы – режиссеры, продюсеры, прокатчики – аккумулировались здесь. Попросту форум выполняет свою функцию, а не симулирует ее.

Джамиля Дандыбаева 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям