В Кыргызстане 2017 год объявлен Годом нравственности, воспитания и культуры. В президентском указе подчеркивается, что глобальные тенденции развития и современные технологии наряду с новыми возможностями и перспективами открывают новые вызовы, перед которыми стоит общество.
«Стратегическое развитие страны во многом зависит от способности государства и общества сконцентрировать усилия непосредственно на человеке, его нравственности и духовности», - отмечается в указе главы государства. Центр политико-правовых исследований организовал экспертное обсуждение на тему «Год нравственности: сегодняшние реалии и надежды» с участием депутата Жогорку Кенеша Аиды Касымалиевой, известного журналиста Султана Жумагулова, исследователя и автора проекта “Үркүн-100” Назикбека Кыдырмышева. Модератором дискуссии выступил известный журналист Азамат Тынаев.
На тему нравственности, воспитания и культуры можно говорить бесконечно, и есть опасность уйти в демагогию, с пеной у рта доказывая другим, что это такое. Другая опасность – уйти в рассуждения, не имеющие ничего общего с реальностью. Участники дискуссии попытались разъяснить, как они понимают эти базовые общественные установки.
“Честно говоря, я вначале не была в восторге от того, что этот год назвали Годом нравственности, воспитания и культуры. Потому что предполагала, что опять будут морализаторские рассуждения о нравственности и так далее. Но потом поняла, что надо трезво взглянуть на себя со стороны. Конечно же, сложно найти сразу ответы на все вопросы. Мы должны очиститься”, - сказала в начале дискуссии депутат Жогорку Кенеша Аида Касымалиева.
Далее парламентарий затронула аспекты, которые волнуют ее электорат и непосредственно ее саму. “Будучи журналисткой, я занималась освещением прав женщин и девочек, поэтому у меня есть тема. Существует телевизионное шоу “Келин”, и мне хотелось бы поговорить о проекциях, которые осуществляет это шоу на общественное мнение. Оно является зеркальным отражением того, что имеется в обществе сегодня. Но нужно ли нам такое программирование? С самого начала это шоу уже вызывает неприятие, ориентируя аудиторию на не самые лучшие проявления нашей жизни. Например, съемка программы в тойкане, где ведущий похож на тамаду, а кайн эне (свекровь) вообще – неудачный выбор. Разве такой должна быть кайн эне? Разве такой образ женщины мы должны культировать?! Ирония ситуации в том, что такие сомнительные ценности культивирует главный телеканал страны. В ответ на здравую критику они говорят, мол, так живет вся страна, и что, мол, это мы не знаем реальной жизни кыргызов в селах. Допустим, мы не знаем. Тогда скажите, когда это было в кыргызской традиции, чтобы девушки вот так соревновались и откровенно предлагали себя замуж? Образ келинки преподносится как рабыни и домашней прислуги. Совершенно отсутствуют такое понятие, как личность. Разве такие нравственные ценности должен культивировать главный телеканал страны? Знаете, у нас много двойных стандартов, говорим одно, а делаем совершенно другое. Я глубоко убеждена, что самая большая нравственность – это дать образование нашим девочкам”, - подчеркнула депутат Касымалиева.
Известный журналист Султан Жумагулов, продолжая дискуссию, отметил, что провозглашением 2017-го Годом нравственности, культуры и воспитания обществу посылается сигнал, чтобы люди задумались и сделали выводы из происходящих сегодня событий.
“Надо шире взглянуть на вопросы, поставленные перед обществом. Речь идет о внутренней культуре и воспитании, о правильном и позитивном мышлении. Это не значит, что только в этот год мы должны быть нравственными и позитивными. Это время подумать, куда мы идем и как идем.
Знаете, нам не хватает каких-то позитивных вещей, которые дали бы повод для гордости. Всемирные игры кочевников за эти годы успели стать маленьким, но нашим кыргызским брендом.
Не знаю, как у других, но когда я слушал, как тысячи комузистов, и стар, и млад, синхронно играли маш-ботой на Играх, меня распирала гордость. Мы одной крови, я имею отношение к этой своеобразной и богатой культуре. В прошлом году в рамках Года истории и культуры было сделано много полезных вещей, проведено несколько интересных мероприятий, которые вызвали у людей новый интерес к собственной истории и корням.
К сожалению, есть примеры, которые вызывают досаду. Вот на днях в Таласе серьезно разругались представители двух родов. Представители одного рода обвиняют вторых в разных проступках. Помилуйте, на дворе XXI век!
Скоро у нас выборы президента страны, аксакалы некоторых родов на полном серьезе обсуждают, что, мол, главой государства должен стать представитель их рода. Мне пришлось как-то присутствовать на таком собрании, я не выдержал и сказал им: “Аксакалы, я не знал, что ваш джигит - представитель только одного рода, а не всего кыргызского народа”. Все присутствующие замолчали, не зная, что ответить мне. Разве о таком будущем мечтали наши предки? Вместо объединения и укрепления государственности мы на практике творим другие вещи”, - сказал журналист Султан Жумагулов.
Далее эксперт остановился на феномене Дооталиевой, история которой наделала немало шума в социальных сетях и СМИ. “Вот сегодня люди бегают и хотят ее засудить. Давайте честно признаемся, она сказала вслух то, о чем многие из нас боятся сказать. Она стала жертвой собственных слов. Почитайте наши газеты, разве там не меньше говорят об этом? Это же тупиковый путь развития. Мы сами так думаем, как она. И поэтому так активно ее осуждаем. Надо не с ней бороться, а свои убеждения менять”, - отметил эксперт Жумагулов, поддержав мнение Касымалиевой, что “нравственность – инвестиции в образование наших детей”.
Автор историко-исследовательских проектов Назикбек Кыдырмышев в продолжение дискуссии о поисках национального “я” сказал, что не следует злоупотреблять словом “манкурт”, особенно когда это касается языковых и иных чувствительных моментов: “По Айтматову, манкурт – это человек, который потерял память, способность рассуждать и понимать. Поэтому неправильно связывать слово “манкурт” со знанием кыргызского языка, как у нас порой любят делать”.
В ходе дискуссии были затронуты такие вопросы, как ответственность элит, внутренние разногласия в обществе из-за местечковых различий, навязывание чужих ролей и нагнетание обстановки в обществе, искусственное разделение общества на якобы сторонников “западных”, “восточных”, “советских” и иных ценностей.
Организаторы мероприятия заверили его участников, что это не последняя беседа, и в будущем они еще раз вернутся к этой теме.
А от редакции “Новых Лиц” хочется добавить, что нравственность, на первый взгляд понятие эфемерное, непрочное, подвергающееся внешним изменениям. Поэтому многие критики считают, что говорить о нравственности не имеет никакого смысла. Но наше общество 25 лет не поднимало эту тему. Четверть века власть считала ниже своего достоинства вести серьезные дисуссии на тему воспитания, внутренней культуры человека, морали общества. Поэтому так быстро в обществе укоренилась мораль стяжательства, наживы, алчности. Моментально служители искусства, работники культуры, педагоги превратились из уважаемых людей, формировавших повестку дня, в изгоев, с устаревшими ценностями. Зато на первый план вышли дельцы, которые сумели вовремя сориентироваться и разбогатеть. А чуть позже героями нашего времени стали коррупционеры, которые находясь на госслужбе вмиг превратились в эдаких буржуа, живущих во дворцах с высоченными заборами. И очень быстро переформатировались установки молодежи и детей. Профессией-мечты в Кыргызстане в последние годы являются не такие романтичные професии как космонавт или геолог, не такие гуманные, как педагог или врач, как это было много лет назад. Молодые люди сплошь мечтают стать налоговиками и таможенниками, так как видят, как быстро богатеют представители этих структур. А какое будущее ждет общество, если целью существования каждого будет стремление заработать?
Поэтому говорить о духовном развитиии, нравственности, гуманизме нужно постоянно, на различных площадках и под разным углом. Наша редакция предлагает читателям высказывать свое мнение на тему: “Куда и как двигаться нашему обществу в вопросах нравственности”.
Подготовил Алмаз Исманов
Фото Вячеслава Оселедко