На фото: "Арслан-боб", 1981 г.
Не раз замечалось, что юбилейные выставки больших художников бывают не только праздником изобразительного искусства, но часто становятся серьезным испытанием для многих устоявшихся оценок, привычных представлений о творческом пути художника, своеобразным мастер-классом для начинающих художников и студентов. Особенно если еще при жизни мастера его искусство стало для современников образцом, а работы, знакомые, крупнейшие или малоизвестные – признанными, запоминающимися. В исторической перспективе, с точки зрения современных художественных свершений, экспериментов, отчетливее понимается подлинное значение мастера, школы и изобразительного искусства.
В залах национального музея изобразительных искусств имени Г. Айтиева экспонируется персональная выставка «Палитра мастера. Живопись. Графика», приуроченная к 100-летию со дня рождения Кульчоро Керимбекова, одного из основоположников и классиков кыргызской школы живописи. Выставка является бесспорно ярким событием не только Бишкека, но и страны. Своей обширностью, разнообразием скрупулезно собранных работ выставка позволяет внимательнее всмотреться в отдельные периоды творчества большого художника и ярких представителей великолепной четверки, состоящая из первых профессиональных живописцев среди художников-кыргызов: Джакуля Кожахметова, Алтымыша Усубалиева, Асанбека Молдахматова, которые получили высшее специальное художественное образование.
Ранее в 2019 году о этих мастерах в национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева была проведена объединенная выставка под названием: "Ретроспектива. Эпоха социализма. К. Керимбеков, Дж. Кожахметов, А.Усубалиев, А. Молдахматов. Ленинградская академическая школа живописи (первый послевоенный выпуск 1947-1953)". И это было лучшее, что случилось с нашим музеем в последние годы. Когда в двух залах музея вместе представлены в таком количестве шедевры четырех талантливых художников – первого квартета живописцев Кыргызстана с академическим образованием, которое было получено в бывшей Императорской Академии художеств. Когда можно было увидеть их вот так, не разрозненно по картине, а вместе.
Согласитесь, что в творческой биографии любого художника важное место занимает школа, которую он проходил, обретая умение говорить языком искусства. С полным ли доверием относится он к школе, бунтует ли против нее, хотя и учится в ней, прокладывает ли себе дорогу самостоятельно, все равно пора созревания таланта в следовании за опытными мастерами, наставниками неизбежна. Она определяет направление творчества художника, формирует характер творческой личности. Для Кульчоро Керимбекова такой отправной точкой стало академическое высшее художественное образование, впервые полученное первыми кыргызскими художниками в Ленинграде в начале 50-х годов прошлого века на живописном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР. Становление большого художника проходило в учебных мастерских известных художников В.Орешникова, Ю.Непринцева, А.мыльникова, М.Аникушина и др.
Первыми учителями К.Керимбекова были Зинаида Ковалевская и известный русский художник-импрессионист Павел Беньков, у которых он студентом учился в Самаркандском художественном училище. По воспоминаниям художника, именно Павел Петрович Беньков привил начинающему живописцу любовь, вкус и интерес к импрессионизму. В последующие годы именно любовь к импрессионизму позволяло Кульчоро Керимбекову воссоздавать в своих пейзажах «тот самый момент» и передавать свое впечатление от него, что как нам известно и является главной идеей классического импрессионизма.
На фото: "Осень в Паланге".
Вибрация света и воздуха, струение воды, зыбкость воздуха, неуловимые движения облаков, небо в рассветной мгле, шуршание листы, цветовые рефлексы в атмосфере, мгновенные состояния и положения. Все это можно ощутить, почувствовать, когда смотришь пейзажи Кульчоро Керимбекова: «Бухта Серый хребет», «Песчаный берег», «Вечер на Иссык-Куле», «Серый день в Паланге», «Пасмурный день в Паланге», «Осень в Паланге», «Гурзуф», «Уголок моей Родины», «Сумерки на Иссык-Куле».
На мой взгляд, Кульчоро Керимбеков открыл нам в кыргызской живописи само понятие мгновения в живописи. Его мгновение не точечное, оно живое и обладает своеобразной, своей реально измеримой микродлительностью. Не каждый художник способен визуально передать мгновение. Минимум техники, так как все ускользает с неимоверной скоростью, нужно просто передать момент. Керимбеков свои пейзажи всегда писал на открытом воздухе. Он старался избегать фотографизма. Реализм в пейзажах он искал в характерности. Не стоит сбрасывать со счета и природное дарование художника уметь видеть и уметь запечатлеть на бумаге или холсте это самое мгновение природы.
Почти во всех пейзажах Керимбекова чувствуется поэтичность. А поэтичность возникает лишь при передаче реальной природы во всем бесконечном богатстве ее обликов и состояний, в непрестанном движении и изменении потоков света. Нужно только уметь это видеть и передать. Как считал величайший русский живописец-импрессионист Константин Коровин, что «настоящий художник не может не быть поэтом.» И одна из особенностей пейзажей Керимбекова состоит именно в том, что он мастерски поэтизирует обычное, обыденное. Такой прием мне напоминает работы одного из известных французских и датских импрессионистов XIX века Камиля Писсарро. Как и его великолепный предшественник, Керимбеков ненавязчиво погружает человека в свои пейзажи («Вечер на Иссык-Куле», «Порт Пржевальский», «Арсланбаб», «На берегу»), в его понимание мира, восприятие действительности.
Особняком в творчестве Кермбекова стоит жанр портрета. На нынешней выставке представлено достаточно много портретов. И это не случайно. Будучи студентом ленинградской Академии художеств Кульчоро специализировался по жанру портрета и рисунка в мастерской Виктора Михайловича Орешникова, выдающегося русского советского художника, портретиста, мастера историко-тематических картин.
Каждый портрет Керимбекова по-своему значителен и интересен. Характерный признак его портретов – ясно выраженное интеллектуальное начало. Герой портрета живет богатой и сложной жизнью ума. Мы видим в портретах современников живописца и пытливую творческую мысль, и деловитую сосредоточенность. Герои портретов Керимбекова раскрывают перед нами свою душу, безмолвно исповедуются перед нами, тем самым приглашая нас к ответной исповеди, к диалогическому контакту. Именно так ведут себя герои портретов: «Табунщик Алымкул», «Портрет акына А. Усенбаева», «Молодой мужчина с трубкой», «Портрет колхозника», «Портрет дирижера К. Молдобасанова». В портрете «Ветеран Великой Отечественной войны» нет нарочитого пафоса, нет того показного героизма, который использовали в своих картинах многие художники советского времени. Как участник Великой Отечественной войны Керимбеков-художник в портрете ветерана войны стремится показать мужественную и утомленную военными годами женщину.
Портретисту Керимбекову, кажется, чужд какой бы то ни было нюанс душевной смуты, себялюбивого самолюбования. Он целиком отдается жизни и как бы растворяется в своих героях, с их внутренним миром. Об этом думаешь, когда смотришь работы «Наша смена. Портрет сына», «Иссыкульянка», «На полях Киргизии. Портрет героя соцтруда Саадат Ногоевой».
На фото: "Портрет сына Айбека". 1970 г.
В экспозиции персональной выставки к 100-летию со дня рождения живописца можно увидеть работы, в которых зритель – и профессиональный, и любитель может заметить, как художник проявлял интерес к психологии своих героев. И это относится не только к портретам. Вот в этом и есть талант художника. Ведь героем в картинах художника может быть не только человек, но и природа. Например, интерес отражения исторического факта в картинах с историко-революционными темами «Подпись под Стокгольмским воззванием»; «И.Сталин на пути в ссылку в Туруханский край», «Перед выступлением»; менее всего волновал Керимбекова. Его больше волновала психология героев. От любой из художественных работ Кульчоро Керимбекова есть внутреннее реагирование: ты смотришь и получаешь не только эстетическое удовольствие, но и эмоциональный̆ заряд. Согласитесь, подобное ощущение наблюдается от рассмотрения полотен художников – импрессионистов и постимпрессионистов.
Конечно, строить художественно-эстетическую оценку, сравнивать творчество художника с художниками из другой эпохи, вырабатывать свое впечатление по «первому взгляду», в сущности, опасно и неверно. Надо помнить завет Платона, что «прекрасное трудно». Тем не менее, изучая творческий путь Кульчоро Керимбекова, начало которого пришлось на начало 50-х годов прошлого века, рассматривая работы художника разных годов, читая рецензии о его творчестве, отзывы зрителей, беседуя с семьей художника, приходишь к пониманию, что перед нами прекрасный образец не только соцреализма, но и советского кыргызского импрессионизма.
Художественный талант Кульчоро Керимбекова, талант прежде всего лирический. Все произведения, представленные на юбилейной выставке, при всей конкретности, порой фабульной определенности действия, прямой повествовательности воспринимаются как проза и поэзия, в которой лирике отведено свое особое место. Когда смотришь на живописные полотна Керимбекова, понимаешь, что художник от рождения был одарен большой наблюдательностью, но эта наблюдательность не аналитическая, какая нужна в прозе, а синтетическая, неотъемлемая от собственно поэтического мышления. Как своеобразную поэму читаешь, например, его серию индустриальных пейзажей «Строительство Токтогульской ГЭС».
Огромный масштаб творческого наследия первой «четверки» живописцев Кыргызстана с академическим образованием, вызывал, и будет вызывать интерес. А организация большой юбилейной выставки классика кыргызской живописи Кульчоро Керимбекова, одного из представителей этой «четверки», является очередным этапом ретроспективного взгляда на ту эпоху, которая сыграла свою значительную историческую роль в развитии изобразительного искусства Кыргызской Республики.
Елена Воронина,
искусствовед, арт-обозреватель