17 ноября 1941 года принято постановление Совета Народных Комиссаров Киргизской ССР об организации студии кинохроники в г. Фрунзе.
В настоящее время кинематографистами Кыргызстана день 17 ноября отмечается как профессиональный праздник. В этом, 2016 году будет торжественно отмечено 75-летие кыргызского кино. Разрешите напомнить о самых ярких вехах развития кыргызского чуда.
Великолепные шестидесятники
Для эстетического формирования кыргызского кино большое значение имело творчество Мелиса Убукеева, Толомуша Океева, Болота Шамшиева, Геннадия Базарова, постановщиков самых известных кыргызских художественных фильмов. Они появились на съемочных площадках в конце 50-х - начале 60-х и пробовали свои силы в учебных работах ВГИКа, то есть тогда, когда стремление к поэтической выразительности стало ведущей тенденцией в советском кино. Благодаря их лентам кинематограф Кыргызстана получил международную известность в середине 60-х годов.
Основоположником кыргызского национального кинематографа стал Мелис Убукеев.
В 1960-ом году, будучи студентом ВГИКа, он дебютировал на студии «Кыргызфильм» документальным фильмом «Река гор», который был новым словом молодого поколения кинематографистов: закадровый текст в фильме идет от имени Реки, и обращен он к мальчику. В рассказе передаются все основные вехи истории Киргизии в XX веке. Диплом ВГИКа Убукеев защищает фильмом «Трудная переправа» (1964). Лента посвящена трагическим последствиям народного восстания 1916 года. В кинотеатрах на территории СССР она шла под названием «Белые горы». Именно в этой картине впервые был выражен дух нации, ее мудрость и несгибаемость в период тяжелых испытаний.
В 1964 году мечтательный и амбициозный Толомуш Океев поступает на открывшиеся Высшие режиссерские и сценарные курсы при Госкино СССР.
После первого года учебы вместо полагающегося постановочного этюда в
мастерской Толомуш Океевич решил снять короткометражный фильм «Это лошади». Уже
было задумано «Небо нашего детства», и Окееву нужно было попробовать себя в качестве
режиссера. Картина «Это лошади» (
Геннадий Базаров свою трудовую деятельность начал в 1959 году на киностудии «Кыргызфильм» в качестве ассистента оператора, а затем ассистента режиссера на фильме «Перевал» А. Сахарова.
В 1961 году Геннадий Базаров поступает на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Якова Сегеля. В курсовых работах «Молитва» (1964) и «Пауза» (1965) раскрылось незаурядное дарование молодого режиссера. В дипломной картине «Материнское поле» (1967) – экранизации известной повести Чингиза Айтматова – проявилась гражданская зрелость и художественная самостоятельность Геннадия Базарова.
Болот Шамшиев в 1959-1964 годы был студентом ВГИКа, мастерской профессора Александра Згуриди.
Будучи студентом, с успехом дебютировал в кино, сыграв главную роль в фильме Ларисы Шепитько «Зной» (1963), экранизации повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз». ВГИК Шамшиев закончил в середине шестидесятых годов, сняв свой знаменитый научно-популярный фильм «Манасчы» (1965, Гран-при МКФ в Оберхаузене), посвященный великому кыргызскому сказителю Саякбаю Каралаеву. Затем Шамшиев снял документальный фильм «Чабан» (1966). Чабан ведет постоянную борьбу с природой, одерживая победу над не менее опасным противником – одиночеством, однообразием существования. Лишь в финале зритель узнавал, что в фильме запечатлены будни Героя Социалистического Труда Рахматалы Сартбаева. Опыт «Манасчы» и «Чабана» утвердил Шамшиева в мысли, что отправным условием сюжета должна быть феноменальность центрального героя. Это и привело в дальнейшем к созданию образов Бахтыгула в «Выстреле на перевале Караш» (1968) и Карабалты в «Алых маках Иссык-Куля» (1971).
В конце 50-х – начале 60-х на «Кыргызфильм» приезжало много начинающих режиссеров из Москвы и других центральных городов СССР: Лариса Шепитько (сняла на «Кыргызфильме» картину «Зной», 1963), Андрей Михалков-Кончаловский (снял на «Кыргызфильме» фильм «Первый учитель», 1965), Леонид Гуревич (вместе с Бекешом Абдылдаевым снял ленту «Самая послушная», 1966), Альгимантас Видугирис вместе с Яковом Бронштейном создали документальный шедевр «Замки на песке» (1968, множество призов на МКФ) и т.д. Снимали свои первые фильмы и возвращались домой.
Но Видугирис остался. После окончания ВГИКа в 1962 году он пришел на киностудию «Кыргызфильм» и здесь создал себя и свой многомерный образный мир, который был с благодарностью признан на всех континентах планеты. Феномен Видугириса – в его единственности, неповторимости. Другого творца подобного своеобразного творческого почерка нет в мировом кинематографе. Снимая документальные полнометражные фильмы («Нарынский дневник», 1971, и «В год неспокойного солнца», 1977) о масштабных событиях, как, например, строительство Токтогульской ГЭС, режиссер за размахом перемен всегда умел разглядеть и отдельного конкретного человека и не уставал утверждать, что процессы, происходящие внутри этого конкретного человека, не менее значительны, чем эта великая стройка.
80-е годы: фильмы мастеров
«Волчья яма» (режиссер Болот Шамшиев, 1983) - один из самых кассовых фильмов в советском прокате. В год выпуска он собрал 20 миллионов зрителей. Это достоверный рассказ о преступном мире. Снят в детективном жанре, хотя сам режиссер определяет его в качестве народного романа. Фабула фильма удачно раскрывает характеры героев, историю банды во главе с «отцом» Бабаханом, заключение в тюрьму и побеги из нее; провокаторы, поездка гонцов за товарами по разным «волчьим ямам», побеги от преследований, драки, злоумышленное убийство и т.д.
Фильм Толомуша Океева «Потомок белого барса» (1985), снятый по мотивам кыргызских народных сказаний, повествует о жизни могучего племени охотников Белых барсов. Древние законыБелых барсовзапрещали им поднимать руку на человека. Но однажды молодой вождь Кожожаш нарушил заветы предков. Сама природа начинает жестоко мстить людям племени. «Потомок белого барса» был удостоен Серебряного Медведя на XXXV МКФ в Западном Берлине в 1985 году «За художественное оформление фильма и выдающуюся режиссерскую разработку».
Кыргызское кино на стыке эпох (1988-1993)
Короткий период стыка эпох (1988-1993) – заката эры Советского Союза и возникновения на его территории пятнадцати независимых государств – в кыргызском кино был отражен во всех его болезненных проявлениях, ибо кинематографисты, как и все другие сограждане, испытали все тяготы и лишения этого короткого отрезка времени.
Фильмы, снимавшиеся в это время, отразили эпоху перемен с разных позиций, ибо их режиссеры - представители разных поколений, и поэтому они по-разному воспринимали события тогдашнего времени.
Фильмы зачинателей кыргызского «киночуда» шестидесятых годов – Геннадия Базарова («Заговор», 1989, и «Аномалия», 1991) и Болота Шамшиева («Восхождение на Фудзияму», 1988) - ставили безжалостный диагноз системе советского мироустройста, которая на поверку оказалась не столь безупречно нравственной и идейно выдержанной. Фильм режиссера среднего поколения Артыкпая Суюндукова («Плакальщица», 1991) представляет все плюсы и минусы советской эпохи на примере жизни сильной и мудрой женщины, которая сумела пережить несколько взлетов и падений, преодолеть все невзгоды, подняться и вновь занять статусное положение в обществе. Многие кыргызские режиссеры часто через образ женщины воплощают на экране дух времени, ибо «женский образ, если он точно найден, может воплощать эпоху, ее душу» (Марат Сарулу). В этой связи мы также вспомним короткометражный документальный фильм Геннадия Базарова «Гульсара» (1993), посвященный известной актрисе Гульсаре Ажибековой, жизнь и судьба которой являются воплощением всех перипетий эпохи перемен.
Все вышеназванные картины были созданы на государственной киностудии «Кыргызфильм» на последние финансовые вливания из Москвы. Распад СССР разрушил единое производственное пространство. Государственное кинопроизводство в Кыргызстане на несколько лет впало в кризис. Молодая независимая республика не имела средств на поддержание съемок фильмов в государственном секторе. Но кинопроизводство в Кыргызстане не остановилось, потому что стали появляться частные студии, некоторые кинематографисты активно налаживали связи в соседнем Казахстане.
Стык эпох открыл имена новых режиссеров. Хотя новичками в кино они не были, так как пришли в кино в конце 70-х – начале 80-х и заслужили уважение, будучи талантливыми художниками, операторами, актерами. Они мечтали творить вопреки обстоятельствам. Им удалось запечатлеть все трансформации и метаморфозы, происходившие в обществе. Почти одновременно начали пробовать свои силы в режиссуре кинооператор Бекжан Айткулуев, киноактер Мурат Мамбетов, художник-постановщик Актан Абдыкалыков (ныне Актан Арым Кубат) и режиссер анимационного кино Марат Сарулу.
Бекжан Айткулуев, снявший один из ярких фильмов об эпохе перемен («Квартирант», 1992), и Мурат Мамбетов, показавший на срезе реальную картину нравов, царивших в отношениях между людьми («Аян», 1990), безысходностью, пронизывавшей их ленты, сильно подавляли общественный настрой. Марат Сарулу в шедевре «In Spe» (1993) досконально проанализировал всю сложнейшую ситуацию распада одной семьи как ячейки общества. Надежду на преодоление кризисной ситуации подарил Актан Арым Кубат, сняв светлые, позитивные ленты «Где твой дом, улитка?» (1992), «Селкинчек» (1993), «Бешкемпир» (1998).
Актан Арым Кубат, создав свой изумительный фильм «Селкинчек», действительно подарил всем кыргызстанцам реальную надежду на преодоление кризисной ситуации эпохи перемен. «Селкинчек» – картина экзистенциональная, повествующая о том сложном пути, который проходит человек в своем внутреннем развитии – от «неподдельного существования» к «подлинному». Фильм сразу же занял особое положение в кыргызском кино, прежде всего из-за обнажающего представления внутреннего мира кыргызов. «Селкинчек» обнажил внутреннее состояние кыргызов прежде всего перед самими кыргызами, откровенно показав, что они просты, наивны, бесхитростны, с одной стороны, и мобильны, любознательны, пытливы – с другой.
2001: принятие закона о кино
Шестого сентября 2001 года парламентом Кыргызстана был принят закон о государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики. Президент Аскар Акаев подписал его. Это был поистине исторический день, потому что наконец на десятом году независимости государство обязалось всемерно поддерживать национальный кинематограф. Закон о кино был принят после большой работы, проведенной секретариатом общественной организации - Союза кинематографистов Кыргызстана, «великолепной семеркой», включавшей практически всех известных режиссеров среднего поколения и арт-менеджеров, а также при дельном участии руководства Госкиновидеопроката КР – головной государственной структуры, подчиняющейся непосредственно правительству КР. Неоценимую роль здесь сыграли кинорежиссер-депутат Дооронбек Садырбаев и другие парламентарии. В итоге кино вошло в реестр важнейших отраслей Кыргызстана.
17 ноября 2001 года торжественно было отмечено 60-летие кыргызского кино.
В конце 2002 года на «Кыргызфильме» был запущен фильм «Таксист» (переименованный затем в «Облако», режиссер Э. Салиев). Летом 2003 года начались съемки «Сельской управы» - «Айыл окмоту», а осенью Бакыт Карагулов приступил к экранизации айтматовской легенды о манкурте - «Плач матери о манкурте».
Трагикомедия «Сельская управа» вернула кыргызских зрителей в кинотеатры. Она посвящена современности и затрагивает проблемы, близкие и понятные большинству населения страны. В фильме «Айыл окмоту» участвуют народные любимцы – куудулдары (эстрадные комики), а также популярнейшие театральные актеры.
Фильм «Райские птицы» (2006, режиссеры Т. Асыранкулов и Г. Насыров) снят на кыргызско-узбекской границе в Ферганской долине, и его создателям удалось передать присущий нашим южанам дух оптимизма в ситуациях, когда кажется, что нет выхода. «Райские птицы» - фильм о рисковых, отважных авантюристах, борющихся за место под солнцем, которые хотят жить в свое удовольствие здесь и сейчас. В целом они - позитивные молодые люди, стремящиеся к лучшей жизни. В образе долгожданного героя кыргызские зрители увидели молодого харизматичного актера Азиза Бейшеналиева.
В середине первого десятилетия двадцать первого века многие кинематографисты мечтали снять кино, но тогда государство не в состоянии было выделять запрашиваемую бюджетную сумму даже в минимуме. История проекта «Райские птицы» на полгода предвосхитила появление продюсерской компании «Ой-Арт» с ее стратегической программой «10+», которая началась в мае 2004 года. Тогда в офисе студии «Бешкемпир» собралась инициативная группа кыргызских кинематографистов и решила провозгласить «Манифест Нового Центральноазиатского кино». Основная идея этой инициативы – фильмы можно создавать и на видео, а потом переводить их на кинопленку.
Благоприятным фактором видится то, что творчество как таковое не страдает от высокотехнологичной и организационной конкуренции или финансовых ограничений.
14 июня 2005 года состоялось открытие отреставрированного и переоборудованного кинотеатра «Октябрь», который стал первым в прокатной сети «Синематика». Это событие стало отсчетом новой эры в истории кино независимого Кыргызстана. Мечта вернуть зрителей в кинотеатры постепенно начала воплощаться в жизнь: «Первое время зрителей было немного, - сказал президент сети «Синематика» Улукбек Салымбеков. - Поворотным моментом для нас стал выпуск на экраны фильма «Девятая рота» Федора Бондарчука. С тех пор наши кинозалы перестали пустовать!» В 2005 году очень вовремя была снята картина Нурбека Эгена «Сундук предков», которая тоже имела успех у отечественных зрителей.
Люди начали ходить чаще в кино. Позднее другие кинотеатры были отремонтированы, было закуплено новое оборудование, процесс пошел. Одновременно стали выпускаться так называемые народные фильмы, снятые за сущий мизер, но имевшие колоссальный успех у, мягко говоря, не искушенной публики. В 2006 году появилась картина «Любовь дочери министра» (режиссер Р. Аташев), имевшая большой зрительский успех.
В фильме Темира Бирназарова «Неизвестный маршрут» (2008) мы увидели вполне узнаваемый образ родной страны, граждане которой не могут найти житейского компромисса. А сама страна катится в никуда. Страна, которой управляют никчемные рулевые, а граждане невменяемы к элементарным законам сосуществования. Фильм «Неизвестный маршрут» - это прежде всего гражданский поступок режиссера, ибо многие негативные явления нашей жизни были им ярко, броско показаны на экране.
В 2010 году на самом престижном кинофестивале планеты – Каннском - был показан фильм Актана Арым Кубата «Свет-аке», который представил ситуацию постреволюционных событий 2005 года. Эта ситуация – всеобщее ликование людей, у которых появилась надежда на лучшую жизнь, была знаковой, но картина также вскрывала язвы общества. Оказалось, что простые граждане более остро переживает кризис в социуме и всеми силами стараются повлиять на общую ситуацию. Простой электрик Свет-аке защищает поруганную честь девушки, ибо в этом образе-символе она воплощает поруганную родину.
В 2011 году в отреставрированном кинотеатре «Манас» состоялась премьера фильма Данияра Абдыкеримова «Как выйти замуж за Гу Джун Пе», которая продемонстрировала иной, более качественный технический и художественный уровень по сравнению с «народными фильмами».
В 2014 году был выпущен фильм «Переезд» («Көч») режиссера Марата Сарулу, который рассказывает трагическую историю распада простой семьи. В ноябре 2014 года «Переезд» был участником конкурсной программы фестиваля класса А - «Темные ночи» (Таллинн) и удостоился двух призов «За лучшую режиссуру» и «Лучший азиатский фильм» сети НЕТПАК.
Исторический фильм «Курманджан Датка» (2014, режиссер Садык Шер-Нияз) - это «духоподъемное кино», оно в прямом смысле воодушевляет массового зрителя, хотя, конечно, среди продвинутой интеллигенции есть критики, которые прямо указывают на «минусы» этого фильма. Курманджан Датка - славная дочь кыргызского народа, которая в конце Х1Х века правила Алайским краем Кыргызстана, ценою жизни и крови, жертвуя родными сыновьями, защищала свободу и независимость своего Отечества от гнета великих держав: Кокандского ханства, Российской империи и Китая.
Этот фильм показал, что Кыргызстану нужны крупные исторические проекты, мы должны стараться снимать их с каждым разом все лучше и лучше. Такие фильмы могут в одночасье объединить страну, ибо в них отражается наше прошлое, которое мы сопоставляем со своим пониманием сегодняшнего дня, и благодаря им мы получаем больше мотиваций для строительства лучшего будущего.
В 2015 году были впущены две дебютные картины: «Асман алдында» Дальмиры Тилепбергеновой и «Сутак» Мирлана Абдыкалыкова, которые с успехом демонстрируются на многих международных кинофестивалях. В этом же году «Кыргызфильм» начал производство важного кинопроекта «Кентавр» (режиссер Актан Арым Кубат) совместно с французскими, немецкими, голландскими компаниями при участии «Ой Арт».
В 2016 году создана картина «Завещание отца» (режиссеры Бакыт Мукул и Дастан Жапар уулу), в которой авторы представили образ молодого человека нового поколения, иного мышления. Это серьезный, целеустремленный юноша, который думает, прежде чем что–то сказать или сделать. Молодой человек верен памяти отца. Неимоверной ценой, но ему удается выполнить свою задачу - восстановить его права на добрую память в родном селе.
В 2016 году Нурлан Абдыкадыров завершил работу над своей новой картиной «Путешествие с бомбой» («Кыргыз-казак бир тууган»).
Нужно отметить и новое поколение в кыргызской режиссуре. Говоря о фильмах Руслана Акуна, отмечают несомненный позитивный заряд его кинематографических посланий. «Салам, Нью-Йорк» и короткометражка «Перегон» («Отмок») нацелены на прогрессивное развитие нации, герои фильмов Акуна имеют богатый внутренний потенциал, они на правильном пути, они никогда не потеряются в этом сложном мире! Заслуживает внимания дилогия Акжола Бекболотова «Карт бойдок» - постановщик с правильным взглядом на жизнь, который правильно ориентирует своих молодых зрителей, и особенно зрительниц. После просмотра молодые люди задумываются о собственном семейном будущем... Еще несколько лет назад, когда мы на фестивалях представляли первые игровые короткометражки Руслана Акуна («Спасибо», «Перегон») и Акжола Бекболотова («У нас все хорошо» / «Камсанабаныз») и «Письмо Деду Морозу»), их зарубежные сверстники и коллеги выражали искреннее удивление по поводу выбора тем, постановки серьезных социальных вопросов с обязательным прорывом в финале. Поэтому потенциал у нового поколения кыргызских режиссеров огромный.
Сегодня в кыргызское кино вливается принципиально новое поколение, выросшее после распада СССР, ставящее перед собой дерзкие задачи, первая из которых - получить качественное кинообразование в престижных учебных заведениях планеты. Это Эльнура Осмоналиева, Айгуль Баканова, Наргиза Маматкулова, Руслан Акун. Кыргызский зритель с нетерпением ждет новых работ отечественных кинематографистов.
Гульбара Толомушова