Любовь и ненависть Кровавой Марии

11:39, 11 Февраля 2017

В минувшие выходные столичный бомонд ходил в театр – на премьеру. В русском драматическом давали романтическую драму по пьесе Виктора Гюго «Мария Тюдор», которую поставил Шамиль Дыйканбаев.

Говорят, спектакль выбрала и предложила режиссеру Валентина Гилка, исполнительница главной роли. Пьеса идет на подмостках театров во всем мире с 1833 года, и у нее всегда была сложная судьба (прямо как у исторического прототипа, самой Марии Кровавой). Ее не любили власти, она подвергалась опале, она взлетала до небес – и так почти 200 лет. «Мария Тюдор» на протяжении долгого времени была одной из самых популярных драм Гюго в СССР, кстати. А потом на какое-то время ее незаслуженно забыли.

Социальная актуальность этой истории стала очевидна сегодня, особенно у нас, в Кыргызстане, где «придворные» игры напоминают средневековые баталии. Параллели, которые самые собой ложатся между событиями почти 500-летней давности в средневековой Англии и нынешним положением дел в нашей стране, несколько раз заставляют зрителя вздрогнуть. Народная толпа, требующая казни любимца королевы, ловко выведена на улицы вельможами-интриганами – и зал тихо замирает. Ничто не ново под луной. Что уж говорить о человеческих страстях и интригах – они актуальны всегда и везде.

О чем пьеса? О политике, страсти, любви, которые сплетены в один клубок всю историю человечества. О пожирающей душу не очень юной уже женщины тоске по чувственным переживаниям. О прощении – и о мести. Красива ли страсть у Гюго? Нет. Она ужасна, страшна, она разрушает, оглушает и топит в крови. Это очень ловко подчеркнуто режиссерской находкой с листами жести, установленными на сцене и над ней. По ним колотят палкой – и жесть звучит все громче. «Жесть», - это как раз то слово, которое произносят зрители, наблюдая за кровавыми интригами средневековых английских аристократов и королевы. Вызывает ли сочувствие главная героиня? У кого как. В основном, она вызывает оторопь. Но равнодушных точно не остается.

В раздираемой внутриполитическими интригами, борьбой католиков с протестантами, осаждаемой внешними угрозами Англии у королевы Марии Тюдор появляется фаворит. Проходимец Фабиано Фабиани, юный жиголо с неопределенным происхождением – как гвоздь в…, скажем, в пятках у вельмож и пэров. А тем временем в трущобах Лондона подрастает Джэн Талбот, дочь убитого в кровопролитной расправе дворянина Джона Талбота. Она  ничего не знает о своем отце и воспитывается простым жестянщиком. Судьба причудливым узлом свяжет воедино прощелыгу Фабиани, красавицу Джэн, жестянщика Гилберта,  который окажется благороднее всех вельмож вместе взятых и жестокую, необузданную, но влюбленную королеву Марию.

«Обидели женщину, но отомстит королева», - страшным голосом кричит Мария в одной из сцен. Я бы на месте мужчин имела в виду, что именно так обычно и бывает.

Валентина Гилка, конечно, потрясающа в роли Марии Тюдор. Ее играли мадемуазель Жорж, Мария Ермолова, Юлия Борисова – в этом ряду Валентина Гилка заняла свое достойное место. То жуткая, то жалкая, то торжествующая, то сломленная, то прекрасная – королева, тяжелой походкой идущая к своему месту в истории, была пронзительно настоящей. Еще имеет смысл отметить работу Заремы Акмашаевой (Джэн), Валерия Крайнова (жестянщик Гилберт) и Евгения Романова (безымянный иудей) – характерные роли вышли на редкость сочными.

Надо сказать, что спектакль не относится к разряду малобюджетных. Декорации в модернистском стиле за авторством Юлдаша Нурматова, создающие параллели во времени и пространстве, еще не раз сопроводят постановку, потому что ее готовили не только для столицы, но и для гастролей и фестивалей. Костюмы создала известный модельер Зухра Мукамбетова. Бишкекскому зрителю остается только не упустить момент и посмотреть спектакль.

Спектакль смотрела Светлана Бегунова 

Фото Антона Селова

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям