О выставке «Возвращение»

13:31, 13 Сентября

На фото: "Осень в Турфане". (2021 г.)

В одном из залов Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева развернулась персональная юбилейная выставка Сабитджана Бабаджанова. Выставку «Возвращение» заслуженный работник культуры Кыргызской Республики приурочил к своему 80-летию.

Для меня выставка «Возвращение» имеет особенный климат. Она словно маленький оазис в центре столицы одаривает всякого входящего особой музыкальностью, умиротворенностью и свежестью. Еще не вдаваясь в подробности от просмотра работ, вы обретаете равновесие чувств, какое дает лишь быстрый взор экспозиции.

Бабаджанов принадлежит к тем живописцам, кто продолжает традиции кыргызского изобразительного искусства, привнося в него лучшие черты отечественной школы. Не будет преувеличением, если скажу, что Сабитджан Бабаджанов – это художник ярко выраженного лирического дарования. Тематический диапазон представленных на выставке работ, выполненные в разных техниках и жанрах - от восточной философии и до авторских притч, в которых мастер использовал очень широкий пласт знаний и символов.

На фото: Инсталляция "Инь-янь". (2014 г.)

Тема Востока как целостного культурного пласта – центральная тема творчества художника. Вглядываясь в некоторые работы С.Бабаджанова понимаешь, что на Востоке всё иначе: другие краски, другая музыка, другой воздух и реальность сказочнее вымысла («Каллиграфия пустыни», «На Великом Шелковом пути», «Гончарный круг мироздания», «Уходящий караван»). Незамысловатые сюжеты живописец щедро обыгрывает необузданной цветовой гаммой. Свободный, легкий штрих, мазок, то капризный, то игривый, затейливо переплетающийся, мастерски вызывающий к жизни сложную игру света… Есть что-то сказочное в этой художественной игре красок, но к этому, видимо, и стремился художник, рассказывая свои восточные истории, легенды, сказки и притчи. Удивительно, как посредством силуэтов и ярких цветов удается ему очень точно передать настроение и суть изображаемого («Гонец», «Дорога в облака», «Вечная луна», «Тайны турфанских пещер. Тысячи будд»).

На фото: "Кяриз. На водопой". (2020 г.)

С.Бабаджанов – художник активного восприятия. Он не «описывает» природу, а стремится понять ее. Поэтому, несмотря на спокойную лиричность отдельных его пейзажей, которые экспонируются на выставке, они все же динамичны по внутреннему своему звучанию. Это достигается и экспрессивностью цветовых решений, и напряженностью ритмов, и ведением в общее природное действо людей («Сумасшедший закат» (1991), «Холодное утро» (1990), «Осень в Турфане» (2021).

На фото: "Сумасшедший закат". (1991 г.)

Рассказ С.Бабаджанова о жизни продолжен в акварельных листах и работах, написанных маслом. Стоит отметить, что акварельной техникой художник владеет блестяще. Это очевидно. И на нынешней персональной выставке можно воочию убедиться в существовании прямой связи возрастающей год от года пространственной свободы работ художника, широты и легкости манеры с глубоким увлечением и систематической работой в акварели. В связи с этим запомнились его натюрморты. К примеру, работа «Полевые цветы» (картон, масло, 1997). По характеру постановки натюрморт выглядит будничным. Но благодаря четкости построения, ритму и гармонии ярких контрастов полевых цветов изображение приобретает большую эмоциональную выразительность.

На фото: "Полевые цвета". (1997 г.)

Каждое произведение Бабаджанова – некий самодостаточный, замкнутый в себе мир, куда он мастерски уводит зрителя по пути визуального восприятия. Художественным произведениям С.Бабаджанова, будь это живопись или графика присущи гармония, декоративность, динамика, ирония, музыкальность, поэтичность, лаконичность, непосредственность и, вместе с тем - творческая свобода. Свобода уникального художника Сабитджана Бабаджанова, который влюблен в жизнь, мир и человека.

Выставка «Возвращение» продлится до 17 сентября 2021 года.

Подготовила

Елена Воронина,

арт-обозреватель

 
© Новые лица, 2014–2021
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям