Всякий опыт хорош, если ты способен его пережить. Именно с этих слов можно начать рассказ о персональной выставке Малики Ибрагимовой «Танец тревожного молчания», что экспонируется в галерее «Дубовый парк» при поддержке Художественного коллектива СИ.
Выставка «Танец тревожного молчания» - это прежде всего выставка о женщине. Выставка, где отсутствует объективация женского тела. Выставка честного, открытого и свободного разговора, но без слов.
Малика Ибрагимова: Для меня рисование это не работа, а скорее разговор с собой. Он не всегда получается содержательным, но всегда честный. |
При просмотре пастели и карандашных рисунков художницы, мой мозг взрывался от имен то Элис Нил, то Эгона Шиле, то Мунка. Было ощущение, что я уже где-то видела подобные переживания, трагизм. Как и Малика Ибрагимова, вышеназванные художники тоже были честными и все свои переживания переносили на листы и холсты. Без полутонов, без примесей и лишних оттенков. Честно, открыто, свободно.
Малика Ибрагимова: Я пробовала разные техники и очень нашла себя в графике. Также люблю жирность и необратимость угля и играть с цветами пастели, размазывая её пальцами по бумаге. |
Признаемся, смотреть выставку нелегко. Уже само ее название передает звуки тревожности. В работах художницы много душевной боли, которую начинаешь чувствовать физически. Нелегко смотреть работы, в которых художница затрагивает тему феминизма, тему женского тела, принятия себя, любви к себе. Тем не менее такие выставки, где ведется открытый и честный разговор, где художники не боятся быть самими собой, быть смелыми и независимыми очень сегодня нужны. Отрадно отметить, что в день открытия выставки в зале галереи было очень много молодых людей. Как и в другие дни ее экспонирования. Согласитесь, это говорит о многом. Было очень интересно наблюдать как молодые девушки и юноши смотрят ту или иную работу Малики Ибрагимовой, подолгу задерживаются перед ее рисунками, возвращаются и снова смотрят и обсуждают.
Посмотрели выставку «Танец тревожного молчания» и студенты первого курса Инновационного колледжа АУЦА. После просмотра мы поинтересовались у ребят о том, что они думают о выставке и о поднимаемых художницей темах.
Анна Хмилевская, студентка I курса, Инновационный колледж АУЦА: Выставка «Танец тревожного молчания» отличается от других выставок, что я видела до нее своей тревожной, загадочной и чувственной атмосферой. Она оставила после себя довольно долгое и тяжелое послевкусие, заставила вспомнить отдельные неприятные моменты жизни. Почему? В работах художницы Малики Ибрагимовой много правды, независимости, вопросов.
Выбранное для экспозиции музыкальное сопровождение, на мой взгляд, удачно подобранное, пусть оно и было немного гнетущим, но оно подчёркивало работы художницы, позволяя зрителю окунуться не только в атмосферу самой выставки, в мир художницы, но и в себя самого.
Немного слов о том, как оформлена выставка. Экспозиция, как и музыка, была построена таким образом, словно ты отслеживаешь историю художницы, идешь ее путем, от меланхолии к сильной внутренней боли и запутанности до принятия себя.
Признаюсь, до просмотра этой выставки, меня особо не впечатляли графические работы, и я считала порой их слишком простыми, условными, порой малоинтересными. Здесь же я увидела иную графику, иной рисунок. Я впервые увидела настоящие чувства и эмоции, переданные графически. Было отчетливо видно, что в каждом штрихе и в каждой линии есть та или иная эмоция художницы, и это были не просто сухие рисунки, а живой разговор с помощью угля, карандаша, пастельного мелка: «Девочка», «Я пустая», «Безымянный портрет». Особо запомнились работы серии «Внутренний диалог». Можно сказать, что в какой-то мере это образный портрет художницы, портрет ее чувств и эмоций. И это говорит о смелости художницы. О смелости говорить правду. А искусство всегда требует правды.
Малика Ибрагимова: В 2017 году я много рисовала. Это время, когда я начала вести внутренние диалоги, когда я перестала отвергать себя и свои чувства. Я все время хотела кричать от отчаяния и страха. Рисование мне очень помогало. Я изливала непонятные мне чувства на бумаге, используя неестественные позы и цвета как олицетворение неправильности происходящего.» |
Материал подготовлен
Еленой Ворониной
Фото: София Евсеева
Елена Воронина