Памяти Салимы Шабазовой, жены, музы Чокморова

22:05, 15 Октября 2019

На фото: "Мой сын". С.Чокморов. Х., м. 1972. 

От ее фотографий глаз не оторвать. Очаровательная, красивая, нежная, хрупкая. И действительно, когда женщина красива, кто бы что ни говорил, это - подарок судьбы, но когда при этом она еще наделена умом и талантом, то это – счастье. Природа наделила ее не только красотой и талантом, но и силой духа, чтобы сохранить себя и свой дар при всех поворотах судьбы. Она всю жизнь стремилась к высокому, не пробивая и не продавая себя, а исключительно добиваясь всего кропотливым трудом. И при этом всю жизнь оставалась в тени своего гениального мужа. О Суйменкуле Чокморове написано, сказано и снято много, пышно и сочно. А о жене и музе Салиме ШАБАЗОВОЙ информации очень-очень мало. И вспоминают о Салиме тоже нечасто, к сожалению.

Прервать тишину и рассказать о самой красивой и знаменитой паре в истории искусства Кыргызстана призван один из экспозиционных разделов выставки «Эсимде», открытие которой состоялось сегодня в музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева. Выставка приурочена к юбилею народного художника Киргизской ССР, народного артиста СССР, живописца Суйменкула Чокморова, которому в начале ноября исполнилось бы 80 лет, и посвящена памяти его супруги, заслуженного работника культуры Киргизской ССР, искусствоведа, бывшего директора музея им. Г. Айтиева в период с 1985 по 1995 гг. Салимы Шабазовой.

Инициатором выставки «Эсимде» стал Бактыгул, сын этих двух талантливых людей Кыргызстана, которые прожили в любви и творчестве долгие годы и внесли неоценимый вклад в развитие изобразительного искусства, кино и музейного дела нашей страны. Через уникальные фотографии из семейного, музейного архивов зритель увидит, как в середине 50-х годов прошлого века создавался прекрасный талантливый тандем супругов – художника и искусствоведа, проследит историю их любви, зарождения семьи. Жизнь их была наполнена многими интересными событиями, тесно переплетенными с историей развития изобразительного искусства, кино, музейного дела, в целом культуры Кыргызской Республики. Использованы фотографии из семейных архивов Чокморовых и Сагына Айылчиева, Эркина Болжурова, Александра Федорова.

Готовя материал о Салиме Шабазовой, которая стояла в исторической тени своего талантливого супруга, я столкнулась с тем, что все меньше и меньше становится очевидцев жизни этой прекрасной женщины. Поэтому так важно было услышать рассказы-воспоминания малочисленных коллег, знакомых, учеников и собрать их в единый портрет. Так мы почтим память человека, который много сделал для развития отечественного изобразительного искусства и музейного дела. Потому что Салима Сардиевна Шабазова, Сонечка, Соня (так ее звали многие годы близкие, друзья, коллеги) есть достояние и гордость Кыргызстана.

На фото: Салима Шабазова - будущая супруга.

Салима Шабазова - первый кыргызстанский искусствовед. В 1959 году после учебы во Фрунзенском художественном училище Салима вместе с Суйменкулом поступила учиться в Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств).

Он - на отделение живописи, она - на отделение теории и истории искусства. Надо сказать, что Салима была ребенком военных лет. Она родилась в 1934 году в семье агронома и домохозяйки, детство прошло в селе Милянфан.

Вспоминает Татьяна Петровна Попова, заведующая отделом живописи КНМИИ им. Г. Айтиева, которой посчастливилось работать в музее вместе с Салимой Сардиевной:

- В раннем детстве у Сони много чего было, о чем она почти не рассказывала: или детская память ее в этом плане выручила – многое забылось, или наоборот – было жутко, и не хотелось ни вспоминать, ни рассказывать. В частности, о войне. Перед началом войны она вместе с тетей гостила в Крыму. Когда стало понятно, что Германия напала на Советский Союз, Соня с тетей пытались вернуться в Киргизию. Они не ожидали, что возвращение домой станет долгим. Несколько попыток выехать из Крыма оказались неудачными. Пришлось искать иные пути, в том числе морской. Соня рассказывала, как их пароход бомбили фашисты, как она видела смерть людей…Чудом она и ее тетя остались в живых. Вернулись в Крым и уже оттуда начали добираться домой, в Киргизию. Соня в детские годы многое пережила и выстрадала, но осталась на всю жизнь порядочнейшим человеком, не способным на зло. Наверное, это свойственно всем детям войны. Она не жила для почестей и подношений, не таила что думала, а жила по тем правилам, которые передали ей родители и которые сама себе установила.

Она оставалась красавицей до последнего дня своей удивительной, тяжелой и вместе с тем такой прекрасной жизни. Когда я пришла работать в музей, одной из первых, с кем я познакомилась, а потом и подружилась, была Соня, так ее называли многие в те годы. Она была очень доброжелательна, внимательна и удивительно независима в каждом своем поступке. А еще меня привлекла ее необычная красота, «таитянская». Она мне позже сказала, что в институте ее так и называли – таитяночкой.

Мне нравилось наблюдать за ней, слушать ее экскурсии по музею, лекции по истории искусства. Построению экспозиции я училась у Салимы Сардиевны. Все экспозиции в старом помещении музея и выставочном зале на Дзержинке она делала сама. Потом, когда музей переехал в новое здание, она много трудилась над разработкой, редактированием и изданием музейных каталогов «Русская живопись в фондах КГМИИ», «Русская графика в фондах КГМИИ». А в 1985 году музей выпустил первый монументальный альбом о своей коллекции, и Салима Сардиевна была одним из членов редколлегии и составителей альбома. 

На фото: Студенчество. 1955 год.

После окончания в 1964 году Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Салима вместе с Суйменкулом возвращаются во Фрунзе. Он окончил институт по мастерской Е. Е. Моисеенко с присвоением квалификации художника живописи. Она - с присвоением квалификации теоретика истории искусств, искусствоведа. Во Фрунзе вместе начинают преподавать в Художественном училище. Параллельно с преподавательской деятельностью Салима Шабазова работает в музее изобразительных искусств. Тогда молодой искусствовед Шабазова определила приоритеты – это русская живопись и графика XIX - начала ХХ вв. Ее музейные каталоги по русской живописи и графике, изданные в 60-70-е гг, до сих пор являются первыми и единственными в отечественной музеологии.

Т. П. Попова:

- Дисциплина, трудолюбие, ответственность и любовь к профессии - это все отличало Салиму от других молодых коллег, именно это и запоминалось при первом общении с ней.

Супруга, муза талантливого Суйменкула Чокморова и мама сына Бактыгула удивительно удачно совмещала семейную и профессиональную жизнь. Только очень сильно любящая женщина может создать уют и гармонию в семье.

На фото: Семья 1961 год.

Такой запомнилась и мне Салима Сардиевна. В моих личных воспоминаниях (наши семьи дружили, Суйменкул Чокморов и мой отец Александр Воронин были коллегами) Салима Сардиевна - частая гостья на нашей кухне. Точнее сказать, на кухне у моей мамы. Обеих интересовала кулинария. Они делились рецептами. Моя мама рассказывала, что Салима обожала ее торт «Наполеон» и сваренный моей мамой кофе. А маме Салима раскрывала секреты дунганской кухни. С тем, что Салима Сардиевна была прекрасной хозяйкой и великолепно готовила, соглашается и Татьяна Петровна Попова.

Т. П. Попова:

- В доме у Салимы и Суйменкула была особенная атмосфера. Мне нравилось бывать у них дома. Салима вкусно готовила. Запомнились наши беседы. Всегда было о чем поговорить. А если Суйменкул не был на съемках или гастролях, то они с Салимой устраивали небольшие концерты: Салима лихо играла на балалайке, Суйменкул - на домре, а мы, гости, пели, танцевали. Они оба были талантливыми от Бога. И счастливыми любящими людьми. Царящую атмосферу в семье могли создать только сильно любящие друг друга люди.

На фото: Семья 1972 год.

С 1985 по 1995 год Салима Шабазова возглавляла главный музей изобразительного искусства Кыргызстана. Она была второй женщиной после Кульджаке Усубалиевой, другой видной нашей соотечественницы, благодаря которой музей имеет прекрасную коллекцию искусства, в первую очередь русского. Салима Сардиевна не меняла курс, взятый ее предшественницей. Коллекция продолжала пополняться, было отреставрировано большое количество фондовских произведений. Такое было под силу только сильной, честной и преданной своей профессии Салиме Шабазовой. Она любила музей. Она служила музею до конца своих дней. И Салима Шабазова поистине один из примеров, чтобы понять, каково было вдохновлять талантливого художника, быть его музой, опорой и поддержкой, при этом оставаться прекрасной мамой и профессионалом в своем деле.

На фото: Портрет Салимы Шабазовой. А. Усубалиев. 

Салима Шабазова ненадолго пережила своего супруга. Ее израненное сердце не могло пережить уход любимого человека. Салимы Сардиевны Шабазовой, Сони, Сонечки, нашей кыргызской таитяночки, не стало ровно через три года и один месяц после смерти Суйменкула Чокморова, в 1995 году.

Она в нашей памяти. Светлая память Салиме Шабазовой.

Подготовила арт-журналист Елена ВОРОНИНА

Фотографии из семейного архива Бактыгула ЧОКМОРОВА

Фотографии работ выставки «Эсимде» Елены ВОРОНИНОЙ

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям