Такую экспозицию Кыргызский Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева видит в своих залах впервые, как и само мероприятие под названием "Феминнале современного искусства. Масштабная экспозиция феминнале на тему "Кормилицы. Экономическая свобода. Женщины" представляет работы 56 художниц и художников из 22 стран мира. Экспозиция действует до 15 декабря 2019 года. Организаторами первой в мире феминнале современного искусства выступили «Бишкекские феминистские инициативы» и Кыргызский Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева.
Наша справка. Феминнале современного искусства - это союз формата биеннале и идей феминизма. Феминнале проходит раз в два года в одном из населенных (или ненаселенных) пунктов любой страны в виде мероприятий. Ее цель - повысить участие сообществ в улучшении положения женщин
Числа «27» (27 ноября 2019 года экспозиция открылась) и «17» (именно столько дней будет длиться экспозиция), как и название «феминнале», неслучайны и несут свой символизм. По словам организаторов и кураторов Алтын Капаловой и Жанны Араевой, феминнале современного искусства "Кормилицы. Экономическая свобода. Женщины" проводится в память о 17 женщинах, которые три года назад, 27 августа 2016 года, сгорели на типографском складе в Москве,14 из них были трудовыми мигрантами из нашего Кыргызстана.
Алтын Капалова: «Экспозиция нашей феминнале про каждую из нас. Здесь много личных, честных и важных работ. Каждая представленная работа отражает современную жизнь женщины и все то, что переживает автор, художник как женщина».
Центральная тема феминнале 2019 года - экономическая свобода женщины. Женщины, которая сегодня выступает кормилицей в самых разных отношениях. Кормилицей грудным молоком; кормилицей завтраком-обедом-ужином; кормилицей детей-родителей-мужей; кормилицей, которая должна приносить в семью деньги. Бишкекская феминнале предлагает вопрос: «Кто такая кормилица». Женщина, кормящая грудью младенцев? Женщина, которой положено готовить еду на всех? Женщина, которая финансово обеспечивает семью? Женщина, которая отправляется в трудовую миграцию? И, наконец, сколько экономической свободы у кормилицы?
Участники первой феминнале в Бишкеке поднимают в своих работах экзистенциальные и социальные вопросы, связанные с положением женщин в современном мире, стереотипами и мифами вокруг роли и места женщины, возрастающим неравенством и насилием в отношении женщин, неуверенностью женщины в будущем, невыносимыми условиями труда. Отдельные авторы бишкекской феминнале демонстрируют, как женщина и мужчина увязли в своих привычках внутри отношений, как традиции, стереотипы и мы сами порой формируем шаблоны поведения, и немалую роль здесь играет вопрос власти и подчинения, где мужчина – власть, женщина – подчинение.
В экспозиции первой феминнале представлены художественные работы, исполненные современными методами изобразительного искусства, инсталляции, перформанса, публичного искусства. Есть работы, которые тесно связаны с телесными процессами: дыханием, потоотделением. Работы, которые могут вызвать у зрителя физиологическую или психическую реакцию.Стоя перед подобными композициями, начинаешь понимать цель их авторов: они стремятся донести до зрителя послание о том, что их работы действуют больше на физическом уровне, а не на интеллектуальном. Они предлагают зрителю не только визуальные, но и физические ощущения, создают реальную ситуацию взаимодействия. Зрителю такое взаимодействие дается нелегко. Но если бы художники первой феминнале поступили иначе и описали, представили сегодняшнюю реальность только в терминах разума, они бы упустили из виду все то безобразное, токсичное, всю ту сложность, грязь, беспорядок, равнодушие, бесправие, которые встречаются в жизни современной женщины. И ты начинаешь понимать цель и смысл представленных работ. Их авторы хотят, чтобы современное искусство требовало физического ответа в той же степени, насколько и визуального. Особо ощущаешь такое взаимодействие при прослушивании и просмотре аудиоперформанса Сгоревшие заживо» (авторы Жанар Туратова, Аида Мусулманкулова, Алтын Капалова, Кыргызстан), посвященного памяти 17 мигранток, которые сгорели на типографском складе на Алтуфьевском шоссе в Москве три года назад. 14 из них были женщинами из Кыргызстана. Самой старшей было 45, младшей не было и 17 лет. Они были кормилицами.
Другие авторы феминнале представляют нам женщину с разных сторон, позиций и тех социальных ролей, которые она играет в сегодняшнем мире. Например, в работе художницы Александры Филатовой (Кыргызстан) мы видим образ женщины через одежду на разных уровнях: личная жизнь – это одна одежда, семейная – другая одежда, женщина в обществе – третья одежда. Каждый раз получается новый взгляд.
Голоса участниц первой феминнале современного искусства в Бишкеке
Елена Небесная (Украина):
- В прошлом году я создала работу «Гипоксия». Это достаточно личный художественный проект о том, каково это, состоять в отношениях психологической зависимости. Я натянула на голову пакет, чтобы стало трудно дышать. И провела так какое-то время. Так я порефлексировала на тему женской ответственности за свою целостность и безопасность, и страха выйти из зависимости.
Лола Невадо (Испания/Берлин) рассказывает о концепте своей работы Longing:
- Люди напридумывали тысячи коробочек и пытаются жить в этих искусственных рамках. В природе нет таких понятий, как границы и ограничения, всё течет и переливается, постоянно меняя формы и состояния, а человечество понасоздавало разных социальных конструкторов, рамок, границ и теперь страдает.
Надежда Мицкевич (Украина):
- Вначале было слово, и слово было: «Молчи, сука!» - и рука, летящая в лицо. Потом Господь сказал: «Надо прощать», - и я простила». А потом я подумала: «Прости, но я в тебя не верю», - и сказала: «Надо бежать!» И стало хорошо. А потом это превратилось в работу под названием «Ответственная».
Экспозиция первой феминнале в Бишкеке будет действовать в КНМИИ им. Г. Айтиева до 15 декабря 2019 года. И первый просмотр экспозиции феминнале в очередной раз продемонстрировал, что искусство в нашем XXI веке становится более демократичным, более публичным, сближающим зрителя с его создателем. Трансформации подверглись многие известные понятия изобразительного искусства. Меняется культура мышления. Творческие люди начинают понимать проблемы современности и стараются посредством искусства донести их до общественности. Например, культуру ненасилия и культуру равноправия. И первая бишкекская феминнале современного искусства как раз об этой культуре, а также о том, как важно современному художнику быть в социальном контексте времени.
В последний день феминнале, 15 декабря, состоится вручение премии «Күчтѳнүү», которую «Бишкекские феминистские инициативы» предложили для того, чтобы номинировать по пяти позициям тех женщин, чья работа, активизм и жизнь направлены на защиту прав женщин, на усиление их роли в политике, на защиту женщин от насилия, на честное освещение в СМИ.
Мира Джангарачева, директор КНМИИ им. Г.Айтиева:
- Для музея открытие в его залах первой в мировой истории феминнале современного искусства - знаменательное событие. Кроме работ современных авторов в экспозиции представлены произведения из фондов музея, раскрывающие тему женщины-кормилицы. Почти все работы – и новые, и фондовские - говорят о близких нам вещах: о настоящем моменте, о повседневной жизни женщины, о трудностях в жизни женщин. Но в то же время в них присутствует и критический взгляд. Готовя экспозицию, мы стремились к тому, чтобы зрители размышляли вместе с нами – музеем и художникам, чтобы они вступали в диалог с этими работами, чтобы было движение навстречу друг другу. Перед нами как одним из организаторов феминнале не стояла задача поразить или стать понятными. Наша цель - сделать так, чтобы зрители посмотрели и задумались, задались вопросами, почему эта работа расположена в этом месте и что это может значить, почему та работа выполнена в той или иной технике, какой посыл, какое сообщение нам передает художник. Важна реакция, а согласие или неприятие – это вторично.
Елена ВОРОНИНА,
арт-обозреватель
Фото Алмы Карсымбек