Сила искусства в том и состоит, чтобы будоражить наше сознание, раздражать наш мещанский покой, вытаскивать наружу те мысли и переживания, которые мы давно пытались подавить, те стремления, которые старались похоронить. Именно такой – вопиюще-раздражающей и получилась третья по счету выставка “Новый соцреализм”, которая открылась в Кыргызском Государственном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.
Возвращение к большим полотнам
Помните, ставшую культовой картину “Ата-Бейит”? На ней изображены шесть президентов Кыргызстана в траурных одеждах, которые словно хоронят страну. Картина произвела фурор в обществе в прошлом году на выставке “Новый соцреализм -2”. А в этом году автор этой нашумевшей картины Таалайбек Усубалиев удостоился государственной премии за серию работ о медиках, боровшихся с пандемией. И в момент открытия выставки, 2 сентября 2022 года, ему эту премию вручал президент Жапаров.
Таким образом, можно уверенно сказать, что большой проект “Новый соцреализм”, который работает с 2020 года и реализуется в рамках стипендиального проекта “БИЛИМАРТ” постепенно достигает своих целей.
“Одна из целей - это возвращение кыргызских художников к тем хорошим историческим традициям, когда в художественной культуре и изобразительном искусстве художники выступали не только как индивидуальные творцы, но и как летописцы тех событий, которые происходили в истории страны, на глазах самих художников и в истории человечества. Мы говорим о том, что кыргызское изобразительное искусство возвращается к каким-то мировым стандартам”, - считает директор музея Айгуль Мамбетказиева.
И это первое, что бросается в глаза, когда посещаешь выставку. Одной из центральных полотен на ней вновь стала работа Таалайбека Усубалиева “Древо жизни”. И вновь она вызвала массу споров – под развесистым деревом сидят величайшие гуманисты, мыслители, писатели, духовные лидеры, не так давно ушедшие в мир иной, и слушают, читающего кыргызского богослова Чубак Ажы Жалилова. Некоторым посетителям выставки эта картина безумно нравится, а некоторые её совершенно не воспринимают.
На фото: "Древо жизни". Усубалиев Т. Х,м.
“Работа Таалая Усубалиева “Древо жизни” – это многофигурная композиция на которой художник попытался собрать всех известных людей, которые были не только в нашей истории, но и в истории человечества. Это те духовные лидеры различных конфессий, которые всегда призывали к тому, что общечеловеческий стандарт, вне зависимости от национальности, этничности, всегда должен превалировать. И Древо жизни складывается из истории очень огромного количества людей, которые живут на этой земле. Художник призывает через эту картину к тому, что жизнь многообразна и культура разных народов стекается в одну, чтобы человек на этой земле был человеком”, - объясняет смысл картины Айгуль Мамбетказиева.
Она также обращает внимание на то, что все крупные картины сопровождаются эскизами и этюдами, которые были созданы в процессе работы над большими полотнами.
“Это те истоки, классические истории, которые в принципе присущи для мировой художественной культуры и для кыргызских художников. И если брать начало нашего изобразительного искусства – творчество Чуйкова и Айтиева, это как раз работа через этюд и выход на большую картину. Отрадно, что в кыргызском искусстве возрождается традиция создания больших картин, которые через призму автора интерпретируют нашу историю”, - говорит Айгуль Токтобековна.
“Есть у революции начало! Нет у революции конца?” -
полотно с таким слоганом, является ещё одной центральной работой выставки. Автор – известный художник-нонконформист Константин Шкурпела.
Картина гигантских размеров вызывает противоречивые чувства, потому что на ней присутствуют и милый любому кыргызстанцу символ новой, просвещенной жизни – Дочь Советской Киргизии, сжимающая книгу с надписью “Билимкана”, и негативный символ власти – здание правительства, которое всякий раз захватывается и разграбляется в ходе очередной “революции”. Экспрессию полотну придают революционно настроенные граждане, которые в едином порыве рвутся к зданию “Белого Дома” и ведет их джигит на белом коне в черных очках.
На фото: Ремейк на картины С. Чуйкова. К. Шкурпела. Х,м.
Куратор выставки Гамал Боконбаев так объясняет замысел картины: “Картина Константина Шкурпелы выполнена как ремейк на работу Семёна Афанасьевича Чуйкова, посвященную событиям Уркуна в 1916 году. Появление таких работ в последнее время было под сомнением. Художники разучились делать какие-то смелые, безбашенные работы. И мы до сих пор неотрефлексировали события 1916 года. С Уркуна прошло более 100 лет, но подобных работ до этого времени не появлялось. Для меня загадка, почему современные кыргызстанские художники сегодня, когда могут говорить более открыто, более откровенно на любые темы, этого не делают? Поэтому этот вопрос я пытаюсь решить этими выставками”.
Сам автор картины Константин Шкурпела поясняет: “Революция – это неконституционный путь государства. Это опасный путь. Революцию надо производить в самом человеке – в перевоспитании, в стремлении к знаниям. Поэтому на книжке, которую несет дочь Советской Киргизии написано “Билимкана” – знание. В сознании нужно делать революции”.
Ещё одна работа, посвященная теме политических событий – “Похороны революционера”, художницы Нургуяны Иннокентьевой. На прошлогодней выставке она представила свои трогательные работы о последствиях пограничного конфликта в Баткенской области. В этом году у неё три работы: “Похороны революционера”, “Саммит 2022” и “Максим Кирович Амосов”.
На фото: "Похороны революционера". Иннокентьева Н. Х.м.
“У меня всю жизнь была мечта писать исторические картины. И только благодаря участию в этом проекте осуществляется моя мечта. Это третья выставка, в которой я участвую. Картина “Похороны революционера” напоминает о том, что в Кыргазстане прошли три революции. Этой работой я хотела сказать, что на всех революциях погибают, отдают свои жизни, рушат судьбы простые парни, а пользуются этими плодами одни и те же политики. Я очень хочу, чтобы наш Кыргызстан начал развиваться и процветать, и пошел по правильному пути”, - говорит Нургуяна Иннокентьева.
Серьёзный разговор художников и власти
На выставке представлены 60 работ художников Н. Иннокентьевой, Арууке Сыдыкалы кызы, Сооромбаева С., Усубалиева Т., Омуркул уулу, Шкурпелы К. Как и на предыдущих трёх выставках проекта, все работы на острые социально- политические темы: революции, миграция, социальное неравенство, власть, исламизация. Работы потрясают своей прямолинейностью, попаданием точно в цель - в самые болевые темы страны и нации. Каждая картина - это сенсация и большой повод задуматься над тем, как и зачем мы, кыргызы, живём, что оставим после себя и как найти правильный путь.
На фото: "Освещенная". Арууке Сыдыкалы кызы. Х,м.
Гамал Боконбаев, неизменный куратор выставок проекта “Билимарт” делится: “Как и в предыдущих двух выставках проекта “Новый социальный реализм”, здесь мы пытаемся художников вытянуть на актуальные проблемы, которые сейчас беспокоят наше общество и будут интересны зрителю. Когда художники запаздывают, с точки зрения фиксации времени, они становятся неинтересны. А наш кыргызский зритель очень лоялен, воспитан, он кивает головой, говорит, что всё хорошо, но настоящего интереса даже к действительно сильным работам не проявляет, потому что художники варятся в собственном соку. А на этой выставке художники постарались уделить внимание простым людям, неискушенным в искусстве, но поднять понятные и волнующие общество проблемы”.
Куратор выставки признался, что исключил из экспозиции всякую чернуху, критику, издевательство, какие-то “порнографические” вещи, в которых обвиняют нынешнюю власть.
“Сегодня должен быть серьезный разговор художника и власти. А этого разговора пока не происходит. Для власти художник это какой-то чудик, который натюрмортики пишет. Но такое понимание, как идеология угасло. А ведь коммунисты понимали, что художники могут многое. И сегодня тема идеологии становится актуальной, но не в смысле прописных истин, а в виде картин, художественных произведений, спектаклей, романов, выставок на злобу дня. Многим кажется, что представляя соцреализм мы ворошим старье. На самом деле мы поднимаем забытое отношение к искусству”, - заключает Гамал Боконбаев.
Организаторы выставки выбрали правильный подход, культивируя соцреализм. Для большинства неискушенных кыргызстанцев путь к пониманию изобразительного искусства возможен через понятные темы и образы. И для этого на выставке много сильных работ, которые в буквальном смысле задевают за живое. Лично меня потрясли своей смелостью и гражданской позицией две работы молодой художницы Арууке Сыдыкалы кызы – “Контрасты жизни” и “Освещенная”.
На фото: "Контрасты жизни". Х, м.
Хочется отметить и две работы художника Омуркул уулу – “Жертвоприношение” и “Мигрантка”. В них трагизм и крах современного кыргызского общества.
На фото: "Мигрантка". Омуркул уулу. Х,м.
Выставка никого не оставляет равнодушным. Сильные образы вновь и вновь всплывают в памяти, пробуждая эмоции и мысли, которые в повседневной жизни отгоняешь от себя или просто не успеваешь додумать. Лично у меня с пульсирующей силой звучит вопрос: “Что будет дальше с нашей страной, обществом и народом?”
“Есть человечество и есть бытие, и на протяжении жизни человека происходят разные события - радостные и печальные, хорошие и плохие. Именно художники, которые имеют и божий дар, и хорошее образование, и знание истории, и вообще мировых процессов, возникающих в культуре, должны быть теми людьми, которые интерпретируют негативные и радостные события в жизни человечества, заостряя внимание на самом главном – самой жизни”, - заключает директор музея Айгуль Мамбетказиева.
Текст и фото Лейла Саралаева