На фото: семья Хусаиновых
Картина Азамата Шаршенова «Жизнь прекрасна» включена в конкурс документальных фильмов 24-го Международного кинофестиваля азиатского кино во французском городе Везуле, который пройдет с 30 января по 6 февраля 2018 года. Арт-директор МКФ в Везуле Бастиан Мейерсон, просмотрев этот фильм, отправленный мной ему для отбора, с восторгом ответил: «It's an incredible documentary. Wonderful. Loving it… What a WONDERFUL documentary!!!» («Это невероятный документальный фильм. Прекрасно. Люблю его… Какой ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ документальный фильм!!!»)
Когда я впервые просмотрела этот фильм в начале мая прошлого года, то так же, как и Бастиан, была восхищена. Меня по-хорошему изумил главный герой картины, человек, который абсолютно лишен зрения, но ведет полноценный образ жизни. Он - прекрасный семьянин, отличный педагог, человек с собственной точкой зрения на все происходящие вокруг события. Человек, который без тени смущения называет себя ныне явно не политкорректным словом инвалид, который пытается защищать права инвалидов, добиваясь от городских властей небольшой моральной поддержки в виде небольших изменений маршрутов городского транспорта, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли быстрее по утрам добираться до места работы и учебы.
С другой стороны, меня по-хорошему удивил Азамат Шаршенов, который снял эту удивительную картину как истинный документалист, предварительно досконально изучив жизнь своих героев. Истинные документалисты не идут по пути создания своего поэтического мира на интересном исходном материале, а, наоборот, они стараются запечатлеть жизнь героев как она есть, в режиме реального времени.
Мы привыкли видеть слепых или слабовидящих людей с тросточками, помогаем им переходить улицы. На этом зачастую наше соприкосновение с ними заканчивается. Кажется, они живут внутри своего сообщества, мало кто из обычных граждан туда заходит (по разным причинам, одна из них – равнодушие, многим нет дела до жизни этих людей).
Азамату Шаршенову удалось убедить Дмитрия Хусаинова открыть дверь в свою жизнь, чтобы многие люди увидели, как полновесно живет человек, который абсолютно ничего не видит.
Рассказ Азамата Шаршенова:
- Мой герой - Дмитрий Михайлович Хусаинов - учитель музыки. Когда я учился в школе, он учил меня. Я долго его убеждал сняться в моем фильме, он долго не соглашался. Спрашивал: «Почему ты хочешь снять меня? Я стар, снимай молодых». А мне давно хотелось снять фильм о нем, еще когда учился на мастер-классах Эрнеста Абдыжапарова в 2010 году. Но отложил. Почувствовал, что еще не готов. И это было правильным решением.
Дмитрий Михайлович родился с глаукомой. До переходного возраста он чуть-чуть видел, как сейчас его сын Ахмед. Но потом Хусаинов совсем перестал видеть. Его жена Максат очень плохо видит, только силуэты. Пока сын совсем не потерял зрение, герой и его жена стараются обучить мальчика всем необходимым навыкам, чтобы тогда, когда Ахмед перестанет видеть, он был подготовлен к жизни и мог обходиться без посторонней помощи. Моему герою 65 лет, его жене 50, а сыну - 10. Мне очень нравится эта дружная семья, в которой царит гармония. Я надеюсь, что мой фильм послужит для многих людей примером.
На фото: рабочий момент съемок
Азамату Шаршенову удалось снять прекрасный фильм о любви. Она пронизывает весь фильм. Режиссер показывает, как тепло, с вниманием члены семьи относятся друг к другу. Их четыре человека: глава семьи Дмитрий Михайлович Хусаинов, его супруга Максат Джусубакунова, их сын Ахмед, их приемная дочь Назгуль. Все они - люди с ограниченными возможностями здоровья, все они – инвалиды по зрению. Но они так сплочены, преданы друг другу, что понимаешь, любую проблему они смогут преодолеть, ибо каждый в семье является друг другу опорой.
С другой стороны, Дмитрий Михайлович – учитель от Бога, он учит своих учеников музыке и пению. У него уникальная коллекция замечательных детских песен о любви к матери, о дружбе, о погоде, о животных, о добре и зле. Признаться честно, почти все песни я в этом фильме услышала впервые. Хусаинов начал заниматься преподавательской деятельностью сорок лет назад - во второй половине 70-х годов прошлого столетия. Казалось бы, он должен был знать только советские детские песни («Голубой вагон» и т.п.), но у него настолько богатый репертуар, что, понятно, что Азамат решил просто включить в фильм сцены, в которых ученики поют не известные широкому кругу зрителей песни. Дети исполняют песни на кыргызском и русском языках.
Дмитрий Хусаинов - интеллектуал, он очень работоспособный человек с позитивной энергией, жизнелюбив. На вопрос, о чем он сожалеет в его ситуации незрячего человека, отвечает: «Жаль, что, когда иду по улице, не могу любоваться красотой девушек!» Опишу лишь часть эпизодов фильма, которые отражают все эти качества героя.
1) Утро в семье Хусаиновых. Глава семьи бреется, умывается, хозяйка готовит завтрак, будит сына, Назгуль прихорашивается. Максат с любовью собирает мужа на работу: меняет несвежую рубашку, уточняет, все ли необходимые вещи он взял с собой – черные очки, ключи, флешку. На первый взгляд, герои фильма, вроде бы, как все другие люди, но заметно, что у взрослых есть проблема со зрением, хотя режиссер поначалу старается не заострять на этом внимания в пределах квартиры. Как только Дмитрий Михайлович выходит за порог квартиры и расправляет складную трость для слепых, становится понятно, что он абсолютно не зрячий человек.
2) Школа-гимназия №39. Как только Хусаинов входит в школу – сразу складывает трость. Сначала идет по центру коридора, потом держится за стенку, но идет быстро и уверенно. Поднимается на второй этаж, где его встречают дружным приветствием ученики.
3) Дмитрий Михайлович - учитель музыки в этой школе-гимназии, он учит детей петь, причем во всем полагается на свою память: будь то изучение слов новой для детей песни или голосовая разминка, когда ребята с удовольствием распеваются. Хусаинов в совершенстве владеет игрой на пианино и баяне.
4) В это время дома Максат занимается с сыном Ахмедом, который предпочитает рисовать, нежели читать по Брайлю. Максат удается уговорить сына читать, и она постоянно просит его читать текст руками, а не глазами. Видно, что у Максат очень слабое зрение, она вынуждена очень низко наклонять голову, чтобы увидеть рисунок сына. Хотя у Ахмеда зрение лучше, он так же низко наклоняет голову, когда рисует, но не так низко, как Максат.
5) Пожалуй, наиболее изумительным эпизодом фильма является сцена, когда Дмитрий Михайлович сам готовит плов. Он даже обижается на Максат, когда та пытается помочь ему: «Я же сегодня готовлю! Поэтому не нужно мне помогать!»
6) Максат – профессиональная массажистка. Она лечит пациентов на дому. В день двух-трех человек. На большее количество нет времени. «Дома забот достаточно», - с достоинством объясняет она.
7) Они любят гулять втроем: Дмитрий Михайлович, супруга и сын. Впечатляет эпизод «Прогулка по новогоднему городу», когда Максат и Ахмед стараются объяснить отцу семейства, из чего, например, сотворен новогодний антураж, прежде всего «Гигантские олени» в центре Бишкека. Хусаинов удивлен размерами этих оленей, восклицая: «Это скорее лоси, нежели олени!»
На фото: Дмитрий Михайлович с учениками
Теперь немного об Азамате Шаршенове. Признаюсь, когда я получила письмо от него с полным пакетом материалов о фильме, трейлером и самим фильмом, то сначала не сообразила, кто этот режиссер, так как в моей базе данных он отсутствовал. Только когда начала изучать присланные материалы, то поняла, что это тот самый Азамат Арыков, страничка которого на сайте Фонда развития кино - kyrgyzcinema.com уже несколько лет лидирует по просмотрам среди страничек отечественных режиссеров, идущий на втором месте Эрнест Абыдажапров отстает на порядок. Оказалось, что Азамат давно хотел поменять фамилию, потому что Шаршен – это родной дедушка, который вырастил его.
Азамат родился в 1985 году. Выпускник Художественного училища при Национальной академии художеств КР. Окончил полный режиссерский курс Эрнеста Абдыжапарова. В настоящее время учится на режиссерском факультете Кыргызского государственного университета культуры и искусств им. Б. Бейшеналиевой. В начале карьеры в кино снялся в нескольких фильмах в качестве актера. Кыргызстанцам известен по главной роли в трилогии «Аят».
Азамат сказал, что весь производственный процесс создания фильма «Жизнь прекрасна» занял год, он выступил в качестве автора, режиссера, оператора, монтажера, продюсера. Супруга режиссера – соавтор сценария - Бегай Шаршенова во всем поддерживала Азамата, она все время была рядом. Автор музыки к фильму – известный композитор Мурзалы Жеенбаев.
Картина уже приняла участие в нескольких кинофестивалях в Кыргызстане и Турции и была отмечена призами. На МКФ документального кино по правам человека «Бир Дуйно – Кыргызстан» получила приз зрительских симпатий, на МКФ «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов» получила Специальный приз жюри.
Пожелаем этой замечательной, доброй, позитивной картине успеха на кинофестивале во французском городе Везуле!
Гульбара Толомушова,
10 января 2018 года