"Азбука кино" - Т -Татьяна Петрик и «Песнь древа»

22:32, 6 Октября 2018

После распада СССР кыргызские и российские кинематографисты сотрудничали постоянно. В итоге мы имеем внушительную коллекцию интересных фильмов.

Это и картины кыргызстанца Нурбека Эгена, которого активно поддерживали российские продюсеры Евгения Тирдатова и Петр Черняев. Это и фильмы россиянки Елизаветы Стишовой. Елизавета сначала работала на бишкекской киностудии «Айтыш-фильм» в качестве режиссера, в том числе входила в состав съемочной группы картины «Курманджан Датка» (2014). Затем сняла на кыргызском материале две игровые ленты: короткометражную «Чайка» и полнометражную «Сулейман-Тоо» (продюсер – Елена Яцура). Необходимо вспомнить опыт работы в Кыргызстане другой россиянки – Марии Гуськовой, которая за свой кыргызский короткометражный фильм «Возвращение Эркина» получила третий приз конкурса Cinefondation на Каннском фестивале в 2015 году. Финансы, как правило, привлекались российскими и западными продюсерами.

С начала марта 2018 года на экраны Кыргызстана вышел фильм «Песнь древа», который можно уверенно назвать первым полновесным совместным кыргызско-российским фильмом, так как финансовый вклад обеих сторон был равен, а бюджет составил триста тысяч долларов США. Эта сумма значительно превышает средний показатель бюджета фильмов, которые снимаются в Кыргызстане без иностранных партнеров. НК «Кыргызфильм» им. Т.Океева в последние годы старается повышать сумму финансирования для производства своих фильмов, но в любом случае их бюджет лишь немного выше отметки сто тысяч долларов США.

Профессия – продюсер

Российский продюсер Татьяна Петрик этой весной 2018 года находилась в Кыргызстане. У нас состоялся разговор, в ходе которого она рассказала о своей работе в Москве и поделилась впечатлениями от работы с кыргызскими кинематографистами.

На фото: Татьяна Петрик и Толкун Дайырбекова 

Татьяна Петрик – уроженка кыргызского города Кара-Балта. Выпускница экономического факультета ВГИКа им. С. Герасимова. Петрик училась и одновременно работала директором фильмов на учебной киностудии этого вуза. На вопрос, как она пришла к осознанию своего продюсерского призвания, ответила: «Абсолютно случайно».

В конце девяностых Петрик работала вместе с Борисом Яковлевичем Караджевым, художественным руководителем студии «Культура», основанной Михаилом Швыдким. В течение года она помогала в организации съемок, а потом по совету Караджева поступила во ВГИК. В учебной студии ВГИКа Татьяна Петрик получила колоссальный производственный опыт, так как одновременно вела десять короткометражных фильмов. Кроме того, она познакомилась со многими тогда начинающими режиссерами, операторами, художниками и выполняла все их производственные пожелания, тогда как другие директора картин вели по одному фильму и не старались выполнять требования студентов-режиссеров. А Петрик добивалась выделения финансов, которые в принципе были заложены в бюджетный план учебной студии, но, как обычно это бывает, трудно было добиться получения реальных денег. Она разработала свой стратегический план, обращалась за поддержкой к мастерам студентов, чтобы они писали письма-обоснования о том, что средства нужны для воплощения художественных задумок их учеников. Эта схема начала работать! Все студенты стремились работать именно с Татьяной Петрик. На рубеже веков бюджет студенческой картины составлял двести пятьдесят тысяч рублей, ныне эта сумма возросла.

Одним из ее режиссеров был выпускник ВГИКа Гийом Проценко, французский режиссер, один из основателей проекта «Кинопоезд». Проценко вместе со своими единомышленниками задумал этот проект, который первое время никто не поддерживал. Тогда они обратились за помощью к Татьяне Петрик, которая тогда была еще начинающим продюсером, но ей так понравилась сама идея этого проекта, что она стала сотрудничать с молодой группой кинематографистов.

Всего было снято три фильма-альманаха. Каждый фильм состоял из шести – восьми короткометражных лент. Таким образом, один полнометражный фильм составляет художественную единицу, и отдельные новеллы имеют свою судьбу, они имеют право на свою жизнь в искусстве. Второй фильм проекта «Кинопоезд» был показан на Московском фестивале. Самым успешным вышел третий фильм - «Русская зима», который стал лауреатом многих фестивалей, в том числе получил призы МКФ в Санденсе, Локарно, всего в списке более двухсот фестивалей. На одном из швейцарских фестивалей третий «Кинопоезд» посмотрел программный директор МКФ в Москве Кирилл Разлогов, который высоко оценил фильм и его продюсера.

В титрах картины «Песнь древа» указан еще один российский продюсер – Андрей Епифанов. Возник вопрос: «Когда Петрик начала работать с Андреем Епифановым?» Татьяна Петрик рассказала, что первый «Кинопоезд» имел сопродюсеров из Франции. Финансирование также поступало из некоторых европейских фондов. Второй «Кинопоезд» практически не имел бюджета и создавался на собственные средства и ресурсы Петрик и Проценко. Во втором проекте приняли участие известные молодые режиссеры из тридцати стран. А на третий «Кинопоезд» выделило деньги Министерство культуры Российской Федерации, Петрик сотоварищи поддержал Никита Михалков. Но этих средств было недостаточно. Петрик продолжила поиск дополнительных источников финансирования. В процессе поисков она познакомилась с бизнесменом Андреем Епифановым, который просто выделил определенную сумму денег, ему понравился результат. Петрик и Епифанов стали дружить и, в конце концов, открыли совместную кинокомпанию «Синетрейн» (Cinetrain – «Кинопоезд»), и полнометражный фильм Гийома Проценко «Разбуди меня» (2017) создавался вместе с Епифановым. В настоящее время Андрей Епифанов решил полностью сосредоточиться на кинопроизводстве.

На фото: Андрей Епифанов в центре

О чем фильм, расскажу вкратце. Женя работает в службе пограничного контроля столичного аэропорта. Больше года назад при странных обстоятельствах исчез ее возлюбленный Андрей. Женя буквально помешалась на собственном прошлом, в то время, как ей снится будущее. Сны о коллегах и коррупционных схемах наркотрафика становятся реальностью. Постепенно Женя становится частью окружающего ее криминального мира и, сама того не осознавая, играет в нем не последнюю роль. Многие кыргызстанцы, даже если они не видели фильм «Разбуди меня» полностью, знают, что в картине есть эпизод с женщиной-кыргызкой – наркокурьером. В СМИ в 2017 году активно шла рекламная кампания картины, и эпизод с героиней актрисы Жаныл Асанбековой вошел в трейлер ленты.

Петрик говорит, что в сценарии был прописан персонаж «Женщина из Азии», но не было указано, что она должна быть кыргызкой. Группа искала актрису и долго не могла найти, хотя искали в базах Актерского агентства. Тогда Петрик подумала, что, возможно, среди кыргызстанцев, живущих в Москве, есть профессиональные актрисы, и позвонила в кыргызское посольство. Дипломаты назвали двух актрис, и из них именно типаж Жаныл Асанбековой идеально подошел для роли.

В эфире телепрограммы «Утро» на бишкекском канале НТС 11 апреля 2017 года Гийом Проценко рассказал о роли Жаныл Асанбековой в картине «Разбуди меня»: «Асанбекова играет жертву обстоятельств, и она вынуждена переходить границу с наркотиками. Бывает, что люди забывают о своих моральных принципах и ради своих детей или близких идут на подобные поступки».

Роль женщины-наркокурьера в картине эпизодическая, но зрители запоминают эту трагическую героиню, ее растерянное, уставшее, но прекрасное лицо. Лицо, полностью раскрывающее ее бекграунд. Зрители по нему читают биографию этой незнакомой мигрантки из далекой центральноазиатской страны, которая ступила на путь преступления из элементарного желания выжить в жестких реалиях современной жизни.

Что касается направления картины, то, по мнению Кирилла Разлогова, она снята на стыке авторского и коммерческого кино. По словам Петрик, для широкого российского зрителя она немного сложна для восприятия, а для престижных фестивалей – лента недостаточно авторская, хотя входила в шорт-листы всех крупнейших фестивалей. Игорь Гуськов (1967-2017), отборщик Каннского МКФ, написал Татьяне Петрик: «Я давно не видел такого изысканного и тонкого российского триллера!»

В послужном списке Татьяны Петрик около двадцати короткометражных фильмов, три полнометражных картины из проекта «Кинопоезд», полнометражная игровая картина «Разбуди меня» и шесть полнометражных документальных фильмов с немецкими партнерами для франко-германского телеканала ARTE.

На фото: (Слева-направо) Айбек Дайырбеков, Кирилл Разлогов и Толкун Дайырбекова 

Риск и победа

Особое место среди работ Петрик занимает кыргызско-российский проект «Песнь древа».Татьяна Петрик говорит, что с самого начала прониклась темой фильма, понравилась история, очень симпатичными оказались Айбек Дайырбеков и Толкун Дайырбекова. Они также доказали свою порядочность, это имеет большое значение в совместной работе. Московские продюсеры очень долго думали, у них был один нерадостный опыт сотрудничества с кыргызстанским партнером. Но Петрик говорит, что Дайырбековы постоянно ей звонили, рассказывали о том, как продвигается работа над проектом, советовались. Петрик первое время только консультировала их. Епифанов и Петрик в первую очередь должны были убедиться в их порядочности, а во-вторых, молодые кыргызские кинематографисты должны были в работе доказать свой профессионализм.

Они готовы были вкладывать собственные средства в производство фильма. Татьяна Петрик прилетала в Кыргызстан к началу съемок, она убедилась, что режиссер на площадке ведет себя очень профессионально, операторская группа, группа звукорежиссеров и художников также показали себя с лучших сторон. Но московские продюсеры продолжали занимать выжидательную позицию. Они понимали, что Дайырбековы рискуют собственными средствами, так как в Кыргызстане никто на официальном уровне их не поддержал. Петрик поверила им. Для Айбека Дайырбекова это был полнометражный дебют, а для Толкун Дайырбековой это первая работа в качестве продюсера. Ранее Толкун работала в течение шести лет директором кинотеатра «Кыргызкиносу». Чета Дайырбековых известна в Кыргызстане в качестве организаторов двух республиканских детско-юношеских кинофестивалей «Карек». «Только когда съемки были практически закончены, мы подписали контракт», - резюмирует Петрик.

Полная уверенность, что московские продюсеры правильно поступили, подписав контракт с кыргызстанцами, пришла к Петрик, когда она в первый раз увидела материал, который был прекрасно снят и очень трогал ее как зрителя на уровне восприятия. Большое значение в подобном восприятии играла музыкальная составляющая, красивые партии героев, которые влияют на эмоциональный фон.

Гульбара Толомушова

Справочно о фильме:

«Песнь древа» («Даракыры»), драматический киномюзикл, 2018, 93 минуты

Совместное производство кыргызской компании «Централ Азия Фильм» и российской компании «Синетрейн».

Авторы сценария – Айбек Дайырбеков и Садык Шер-Нияз

Режиссер-постановщик – Айбек Дайырбеков

Продюсеры – Толкун Дайырбекова, Андрей Епифанов и Татьяна Петрик

Синопсис: Первый мюзикл, снятый на кыргызском языке. В основе сюжета фильма – реальные события, происходившие в восемнадцатом веке среди гор Тянь-Шаня. Люди в этих местах тогда жили согласно непоколебимым законам, установленным предками в стародавние времена. Бай Базарбай выдает старшую дочь замуж за богатого жениха. У Базарбая есть и младшая дочь, Бегимай, которая дружит с Эсеном, младшим сыном вдовы Дарийки. Но после того как Базарбай приказывает срубить священное дерево, наступает период раздоров и хаоса. После убийства старшего сына Дарийки – Асана, Эсен вынужден покинуть родину. Случайная встреча с одиноким охотником становится для него поворотной.

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям