Берлинский Международный кинофестиваль (Берлинале) проводится с 1951 года. Его учредили союзники по Второй мировой войне – США, Великобритания и Франция, под чьим управлением находился тогда Западный Берлин. С 1978 года фестиваль проводится ежегодно в феврале.
Между делом, Берлинале – один из трех самых престижных кинофестивалей планеты, наряду с Каннским и Венецианским фестивалями. Тем интереснее история кыргызского участия в нем.
В 1985 году фильм «Потомок белого барса» был включен в основной конкурс 35-го МКФ тогда еще в Западном Берлине и удостоился «Серебряного Медведя» за выдающиеся персональные достижения Толомуша Океева.
Как рассказал мне в личной беседе в октябре 2000 года сам режиссер, в тот год он оказался невыездным, поэтому и не принял участия в работе фестиваля. Приз ему чуть позже доставил литовский артист Регимантас Адомайтис, бывший членом основного жюри, которое возглавлял знаменитый французский актер Жан Маре, а среди других членов отметились весьма знаменитые итальянец Альберто Сорди, венгр Иштван Сабо, швед Макс фон Сюдов.
В 1994 году Чингиз Айтматов вошел в состав основного жюри. В 1996 году Чингизу Айтматову был вручен Почетный приз Берлинского фестиваля «Золотая Камера Берлинале» в связи с огромным зрительским успехом фильма «Буранный полустанок» - экранизации романа «И дольше века длится день». Картина демонстрировалась в программе «Панорама».
На Берлинале кроме главного конкурса проводятся и другие конкурсные и внеконкурсные программы («Панорама», «Форум нового кино», конкурс короткометражек, программа для детей и подростков «Поколение» и др.).
Как показало время, в последующие годы наши фильмы неизменно становились участниками программы «Панорама», в которую включаются фильмы авторского направления, интересные дебюты, оригинальные коммерческие картины. В программе «Панорама» в разные годы участвовали:
- в 1996 году - «Буранный полустанок» Бакыта Карагулова;
- в 2002 году - «Алтын кыргоол» («Брат мой, Шелковый путь») Марата Сарулу;
- в 2005 году - «Саратан» («Айыл окмоту»/«Сельская управа») Эрнеста Абдыжапарова.
В 2005 году вместе с Абдыжапаровым в Берлин вылетели также директор «Кыргызфильма» Тынай Ибрагимов в качестве кыргызского продюсера «Сельской управы» и независимые продюсеры новой на тот момент кинокомпании «Ой Арт» - Толонду Тойчубаев и Алтынай Койчуманова. Как рассказала Койчуманова, это был первый фестиваль, который она посетила. Ей было очень важно узнать изнутри, как он организован, как работает вся его сложная структурная система.
С 2007 года практически ежегодно один молодой кыргызский режиссер принимал участие в Кампусе Талантов Берлинале. Это – многогранная образовательная программа, которая позволяет 350 молодым талантливым кинематографистам, прошедшим предварительный отбор, поучиться у признанных мастеров индустрии, а также пообщаться друг с другом. «Таланты получают опыт, а мастера - вдохновение и свежие идеи». Талгат Бериков, Айбек Дайырбеков, Наргиза Маматкулова, Акжол Бекболотов, Эрке Джумакматова представляли Кыргызстан в этом замечательном практикуме Берлинского фестиваля.
В 2017 году в программе «Панорама» с огромным успехом была показана новая картина Актана Арым Кубата «Кентавр», получившая приз Международной конфедерации авторского кино CICAE (от французского Confédération Internationale des Cinemas d'Art и d'Essai), которая поддерживает и продвигает кино как искусство. Это единственная международная организация в своем роде. Данный приз вручается также в Каннах и Венеции.
Фильм «Кентавр» принял участие в Европейском Кинорынке Берлинского кинофестиваля, где его интересы представляла дистрибьюторская компания The Match Factory, выкупившая права на распространение фильма «Кентавр» Актана Арым Кубата еще на стадии производства фильма, что является большой редкостью для дистрибьюторов такого уровня. Также The Match Factory является мировым дистрибьютором предыдущего фильма Актана Арым Кубата «Свет аке».
Кроме «Кентавра» в нынешнем году на берлинском кинорынке был представлен новый фильм Эрнеста Абдыжапарова «Саякбай».
Если 22 года назад Толомуша Океева не выпустили из СССР в Западный Берлин, то в нынешнем феврале в Берлин вылетела большая делегация: режиссер Актан Арым Кубат, директор Департамента кинематографии Мукталы Бектеналиев, продюсер кинокомпании «Ой Арт» Алтынай Койчуманова, директор «Кыргызфильма» Гульмира Керимова, оператор Талант Акынбеков, генеральный продюсер фильма «Саякбай» Самат Ибраев и другие. Впервые в Берлин специально была командирована группа корреспондентов кыргызской службы радио «Свобода/Свободная Европа» для освещения важнейшего кинематографического события года в Кыргызстане – мировой премьеры лидера новой волны отечественного кино Актана Арым Кубата. В Берлине производственная группа фильма «Кентавр» увеличились в разы, ибо к кыргызской части присоединились иностранцы: картина снята совместными усилиями кинематографистов Франции, Германии, Нидерландов, Японии.
Герой фильма «Кентавр» – мужчина в возрасте пророка, ищущий Бога в себе. Это тихий, скромный, слегка чудаковатый человек, бывший киномеханик. Кентавр верит, что кыргызский народ когда-то был един и непобедим благодаря своим коням. Но со временем люди возомнили себя богами и стали жестокими и черствыми. Из-за этого Небеса прокляли их и лишили благополучия и силы. И только проскакав ночью на подлинном скакуне, с молитвой о прощении, можно снять проклятие. Сотворив эту легенду, Кентавр становится конокрадом. Его тайна однажды раскроется. И тогда ему нужно будет решить дальнейшую судьбу своей семьи, всех, кто живет с ним в одном селе, а также свою собственную.
Согласно программе фестиваля, было запланировано пять официальных показов. По прибытии в Берлин группа «Кентавра» узнала, что билеты уже невозможно достать, практически на все сеансы они выкуплены заранее. Было организовано еще два дополнительных просмотра. Как рассказала Алтынай Койчуманова, после просмотров проходили обсуждения фильма с участием режиссера и продюсеров. Чаще всего зрители и корреспонденты заостряли внимание на двух моментах.
Во-первых, зрители были удивлены образами свободных женщин Кыргызстана, ибо они не увидели ни одной униженной, оскорбленной, подавленной или затравленной женщины. Во-вторых, зрители прямо спрашивали режиссера: «Почему Кентавр выражает протест в момент молитвы в молельном доме?»
Режиссер ответил, что в нашей стране сегодня количество мечетей превысило количество школ. Кыргызам навязывается чуждая им культура поведения, образа жизни, что в значительной степени отражается не только в общественной жизни, но и в быту. Люди начинают носить арабскую одежду, когда сам текст молитвы человек должен произносить на арабском языке. Даже ритуальные традиции сейчас меняются, кыргызам почему-то предписывается хоронить своих близких по обычаям других народов. Режиссер прямо сказал, что он против арабизации кыргызстанцев.
Еще во время съемок фильма Актан Арым Кубат с болью говорил о том, что его волнует: «Меня очень беспокоит ситуация в нашем обществе. Я постоянно задаюсь вопросом: что сейчас происходит с народом? В центр своего нового фильма я вывел неравнодушного человека, в котором, быть может, кто-то увидит черты героя предыдущей картины «Свет-аке». Для моего героя смысл жизни заключен в поиске бога, ведь бог у каждого свой. А искать бога – значит попытаться найти отдушину. Героя все зовут Кентавр, потому что никто уже не помнит его настоящего имени. Неслучайно кто-то говорит ему: «Погасло имя твое». От тотальной необразованности мы обнищали духовно. Вопрос стоит ребром: сохранимся ли мы как нация?».
Гульбара Толомушова