"Азбука кино" И - Индийское кино: отражение эпохи

13:24, 29 Августа 2017

На фото: Дхармендра и Хема Малини  в фильме "Зита и Гита"

В Советском Союзе кинозрители любили индийское кино. В последнее время отечественные кинопрокатчики обходят его стороной. А ведь еще каких-то лет тридцать назад сложно было представить кинотеатр или сельский клуб, где не шли бы фильмы индийского производства. И они неизменно пользовались успехом. И дело было отнюдь не в отсутствии выбора.

Да, СССР оставался закрытой страной, и очень мало зарубежных фильмов попадало на экраны. Тем более ценились те немногие ленты, что просачивались через цензурные фильтры: французские и итальянские кинокомедии и мелодрамы, фильмы стран соцсодружества, и, конечно же, индийское кино, увлечение которым объединяло многих. Любители индийского кино обменивались коллекционными открытками, ходили вместе в кинотеатры, всеми правдами и неправдами доставали пластинки с музыкой из индийских фильмов и постеры. Из города в город летели письма с фотографиями и открытками с изображениями индийских актеров, напечатанными в Индии и Пакистане. Иные коллекции состояли из тысяч экземпляров.

Любовь, как она есть

Это была народная любовь. Кыргызстан исключением не стал. Давайте вспомним несколько фильмов Актана Арым Кубата, в которых это весьма наглядно демонстрируется.

«Бешкемпир». Коврик, желтый тумар, маленькая птичка, демонстрируемый под открытым небом индийский фильм – все это вдруг, словно вспышка света, возникает в цвете. Режиссер убежден: «Некоторые ситуации, вызывающие страдания или радость, остаются в нашей памяти в цветном изображении».

«Маймыл». Песни из фильмов Раджа Капура «Господин 420», «Бродяга» и других не забыты до сих пор. Одна из таких песен зазвучит в «Маймыле» как должный знак времени.

«Кентавр». В советской сельской глубинке один и тот же полюбившийся фильм крутили бессчетное количество раз, об этом однажды вспоминает героиня по имени Шарапат. Иногда она напевает песенку из популярного фильма Раджа Капура «Сангам» (1964).

Недавно я поделилась на своей страничке в Facebook попурри из песен, которые звучат в фильмах Капура. Тут же получила комментарий Турганбубу Орунбаевой, врача из Нарына: «Для нас – детей и подростков из отдаленных горных аулов, где показывали кино только 1-2 раза в год и исключительно индийское, во время сенокоса – это было все!!! Ради этого мы пешком или каким-то другим способом преодолевали расстояние 4-5 км, иногда даже до 12 км. Мы были счастливы смотреть индийские фильмы, потому что это было редко. Абсолютно не зная русского языка, мы понимали все и на второй же день распевали песни из увиденного фильма и старались даже танцевать. А как мы любили Раджа Капура и героев и героинь других актеров, не передать!».

На фото: Радж Капур и Наргис в фильме "Бродяга"

Турганбубу Орунбаевой повезло, в ее детские годы в прокате еще показывались фильмы «Золотого века индийского кино», который начинался в конце 1940-х и длился до 1960-х годов. Именно в то время был снят ряд знаковых картин, которые на данный момент признаны классикой жанра. Например, вышедший в 1951 году фильм «Бродяга» Раджа Капура, который сочетал черты развлекательного кино и касался остросоциальных проблем. Фильм стал кассовым рекордсменом, с успехом демонстрировался не только в Индии, но и за рубежом. Образ, созданный Капуром, оказал огромное влияние на зрителей и даже способствовал появлению новой моды в одежде. А его дуэт с актрисой Наргис, вместе с которой он сыграл еще в 16 фильмах, стал символизировать идеальную романтическую пару индийского кинематографа. В этом фильме Радж Капур впервые предстал в образе бродяги, впоследствии развитом в его картине «Господин 420» (1955) и ставшем его наиболее известным воплощением.

В 1960-х годах фильмы все меньше имели связь с реальной действительностью и были рассчитаны на сиюминутный кассовый успех, что, в конце концов, привело к дискредитации самого понятия «индийское кино» в глазах неиндийского зрителя, писали зарубежные критики, эксперты по кино Индии. Тем не менее, индийское кино продолжало делать кассу в прокате СССР.

Новый поворот

«Зита и Гита» (1972 год) – это был, наверное, первый индийский фильм, который я просмотрела уже в более-менее сознательном возрасте и не на большом экране, а по телевизору. Готовясь написать эту статью, пересмотрела его, причем на одном дыхании. Сюжет довольно затейлив. Две сестры – близняшки сразу после рождения попадают в разные семьи и ничего не знают о существовании друг друга. Проходит много лет и девушки становятся взрослыми. Зита – одна из героинь фильма, живетс тетей-тираном после смерти матери, и выполняет всю работу по дому, как Золушка. Вторая девушка – Гита живет с приемной матерью, которая похитила ее, принимая роды у настоящей матери. Гита зарабатывает деньги танцами на уличных представлениях. Спустя много лет судьба сводит сестер вместе. Фильм «Зита и Гита» имел большую популярность в СССР и до сих пор является самым известным индийским фильмом в СНГ.

В принципе я никогда не находилась в числе поклонников болливудского кино. Но в школьные годы была в курсе всех индийских новинок кинопроката. Одноклассница Айнура, любительница индийских фильмов, всегда ходила на первые их показы. Потом в классе делилась впечатлениями. Например, с восторгом говорила о «потрясающей» картине «Бобби» (1973, режиссер Радж Капур). На самом деле, «Бобби» – одна из слабых картин Капура, хотя и стала кассовым чемпионом Индии в год выхода на экраны. В советский прокат фильм вышел в 1975 году и занял шестое место по посещаемости в списке зарубежных фильмов за всю историю проката СССР.

Как мне кажется, кроме нее, у нас в классе больше ни у кого не было такой большой любви к индийскому кино. Хотя, помню, как всем классом ходили на получившую большую рекламу в прессе совместную советско-индийскую картину «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» с уже полюбившейся актерской парой Дхармендра – Хема Малини, игравшим в фильме «Зита и Гита». В «Али-Бабе…» Хема Малини была отодвинута на второй план другой звездой: американизированной, стильной и сексапильной Зинат Аман, которая всем запомнилась по эпизоду «В логове разбойников», когда она усмиряла и одновременно завлекала их танцами под песню «Хаттуба».

Искусство и еще раз искусство

Еще, будучи школьницей, я знала, что существует другое индийское кино, которое было принято называть «параллельным» либо арт-хаусом, в котором ведущую роль играл бенгальский кинематограф. В журнале «Советский экран» постоянно публиковались статьи о творчестве режиссеров Сатьяджита Рея, Мринала Сена, Шьяма Бенегала. К сожалению, их фильмы в прокат не попадали, отдельные счастливчики могли видеть их картины на фестивалях в Москве и Ташкенте.

Сатьяджит Рей – первый индийский лауреат премии «Оскар».По собственному признанию, он был очарован кино будучи студентом колледжа, а большую часть его таланта составляет результат неоднократных просмотров фильмов известных классических режиссеров – Джона Форда, Федерико Феллини, Витторио Де Сика, Орсона Уэллса. В 1947 году создает первый в стране киноклуб, который впоследствии посещают многие известные люди. Одним из этих посетителей был известный французский режиссер Жан Ренуар, у которого Рай работал ассистентом на съемках фильма «Река»

После выхода на экран фильма «Песнь дороги» (1955) провозглашен создателем неореалистичного направления в индийском кино. Именно с этого фильма началась одна из самых блестящих режиссерских карьер не просто в Индии, но и во всем мире.

Является одним из трех режиссеров, которые более одного раза получили приз за лучшую режиссуру на Берлинском фестивале.

Некоторые фильмы Сатьяджита Рая включались в список лучших фильмов по версии журнала британскогоSight & Sound: «Трилогия об Апу» (4-е место в 1992 году), «Музыкальная компната» (27 место в 1992 году), «Чарулата» (41 место в 1992 году)и «Дни и ночи в лесу» (81 место в 1982 году). Именно эти фильмы я увидела в 1986 году во время годичного фестиваля индийской культуры в СССР.

В декабре 2011 года на кинофестивале «Третий глаз» в Мумбаи в течение получаса я находилась в компании с актрисой Мадхаби Мухерджи, создавшей мой любимый в индийском кино образ Чарулаты. Это был просто завтрак за одним столиком с актрисой и с известным кинокритиком из Калькутты Премендрой Мазумдером. После завтрака Мухерджи вместе с афганским режиссером Сыдыком Бармаком выехала в город Пуну. Там расположена одна из двух Государственных киношкол Индии. Мухерджи и Бармак выступили перед студентами с мастер-классами. Позже Сыдык рассказал мне, что все время в пути туда и обратно госпожа Мадхаби не проронила ни слова. «Как любая настоящая актриса, которая просто так не растрачивает энергию», - подумала я.

Вежливость, деликатность и такт

 

Однажды в мае я получила ссылку на просмотр рабочей версии фильма «Любовь и Шукла», работа над которым уже завершилась. Человек из Болливуда прислал совсем неболливудский фильм. Фильм был просмотрен мной на одном дыхании. Картина о дефиците личного пространства в густонаселенном городе Мумбаи. Только что поженившиеся молодые люди не имеют возможности уединиться хотя бы на час.

Главного героя, водителя мотто-такси Шуклу мать предпочитает звать Ману. Семья Ману принадлежит высшей касте брахманов индийской социальной сегрегации. Как известно, брахманы – весьма почетная часть индийского общества, ассоциирующаяся с высшим духовным состоянием. Хотя, как заметил режиссер картины, брахманы ныне подрастеряли свое былое могущество, но, тем не менее, продолжают жить с чувством собственного достоинства и превосходства по отношению к представителям иных каст.

Семья в составе матери, отца, сестры, самого Ману и его жены Лакшми живет в крохотной комнатке, которая одновременно служит залой, кухней, спальней, и из которой сразу можно выйти во двор. Двухэтажные постройки барачного типа опоясывают небольшой дворик.

Тридцатидвухлетний Шукла, никогда близко не общался с женщинами. Лишь любовался целлулоидными вариациями старлеток на четырехдюймовом дисплее своего мобильного телефона. И вот, когда мать устраивает сыну женитьбу на прекрасной юной девушке Лакшми, которую герой не знал до свадьбы, Шукла и его супруга остаются один на один с общей социальной проблемой, с которой сталкиваются 55% супружеских пар Мумбаи. Одна из причин: отсутствие опыта в отношениях с противоположным полом, хотя Шукле уже 32 года. Лакшми всего 18.

Молодожены живут бок о бок с родителями в такой тесноте, что у них нет возможности элементарно поговорить друг с другом. Два старых чемодана, установленных отцом на полу, чтобы ночью отделить их от спящих родителей и сестры, сотового телефона и города с миллионами глаз.

По совету друга Шукла снимает номер в отеле на два часа лишь для того, чтобы просто поговорить с Лакшми, поухаживать за ней. Он преподносит ей подарки. Девушка дивится, что муж каким-то образом узнал, что она любит рисовать и купил ей карандаши с бумагой. Фактически не успев начаться, свидание супругов тут же заканчивается: сотрудник отеля оповестил полицию о тайной встрече неких молодых людей, которые якобы едва знакомы друг с другом.

В главной роли снялся замечательный болливудский актер Сахарш Кумар Шукла. В последнее время играл несколько ролей второго плана во многих известных фильмах, и его статус в Болливуде все время повышается. Все остальные исполнители впервые снялись в кино.

Режиссер Джатла Сиддартха окончил Государственную киношколу в городе Пуна, который расположен в трех часах езды от Мумбаи, бывшем Бомбее, в котором расположен Болливуд. Джатле 32 года. Он – профессиональный кинооператор, в Пуне у него была возможность обучаться съемках на кинопленке 35 мм. Сейчас он снимает на цифру. Работает в Болливуде, и, как я поняла, на скопленные деньги снял в качестве автора сценария, режиссера, оператора, монтажера и продюсера свой полнометражный игровой дебют «Любовь и Шукла».

С Джатлой я познакомилась на фестивале «Третий глаз» в Мумбаи в декабре 2011 гола. Еще во время учебы в Пуне, он в качестве оператора снимал студенческие работы моей душанбинской подруге Шарофат Арабовой, которая училась на режиссерском факультете в Пуне. Их картина «Между» стала победителем международного конкурса на МКФ «Кыргызстан – страна короткометражных фильмов» в 2013 году.

Что касается Мумбаи, то до сих пор этот город остается для меня самым густонаселенным городом мира (18 миллионов жителей!). Но до просмотра фильма «Любовь и Шукла» я даже не задумывалась, с какими социальными, психологическими и иными проблемами ежесекундно сталкивается жители этого крупнейшего мегаполиса Индии.

С другой стороны, Джатла Сиддартха приоткрыл завесу в деликатной части индийской частной жизни, каковой являются взаимоотношения молодых супругов, которые вследствие строгого воспитания и в стремительном двадцать первом веке верны консервативным традициям своего сообщества, как-то: уважительное отношение к собственным родителям, друг к другу, ближнему вообще.

Кроме того, что Шукле уже 32 года, и он никогда не был близок с женщиной, больше всего меня изумило его трепетное отношение к супруге, которую они привел на первое свидание в отель. Он и не думает уложить девушку в постель, напротив, он пытается найти нить к общению, ибо в отчем доме она не проронила ни слова. Он хочет узнать, как она относится к нему, какой образ у нее сложился о нем. Девушка напряжена, да и мужчина взволнован.

Пройдет еще немало дней, прежде чем супруги станут друзьями, поймут, что они интересны друг другу, Шукла с радостью обнаружит, что Лакшми весьма общительная особа. Фильм как раз о том, как люди, которых судьба объединила в семью, учатся искусству быть вместе. Верю, что вежливость, деликатность и такт в их отношениях сохранятся навсегда.

Неожиданный просмотр одного нестандартного фильма может в корне изменить, казалось бы, раз и навсегда впечатанный в сознание код восприятия стереотипного кино такой кинематографической супердержавы как Индия.

Новые звезды Болливуда

На Берлинском Международном кинофестивале в 2010 году знаменитый индийский артист Шахрух Кхан стал самым популярным гостем фестиваля.

 

Об этом мне рассказывала немецкий профессор киноведения Светлана Слапке. Директор Берлинале Дитер Косслик был искренне удивлен, когда узнал, что двадцать тысяч человек отправились в аэропорт, чтобы встретить индийского актера. Гостевая служба фестиваля предполагала, что путь звезды от аэропорта до отеля займет полчаса. Но поклонники артиста стояли на всем пути следования машины с Шахрухом, иногда перекрывали дорогу, чтобы поприветствовать кумира. В итоге он добирался до отеля два часа. Дальше – больше. Метель и обледеневшие тротуары вокруг Берлинале-Паласт не помешали толпе фанатов индийского кино зайтись в истерике по поводу появления на красной дорожке суперзвезды Болливуда. Шахрук Кхан провел мастер-класс молодым кинематографистам из разных стран в Кампусе талантов и представил фильм «Когда одной жизни мало».

Время не стоит на месте, говорят, что сегодня Шахрух Кхан уступил первую позицию в рейтинге кинозвезд Болливуда, впереди – Ритик Рошан и сын Амитабха Баччана Абхишек Баччан. Самая известная индийская актриса сегодняшнего дня – Айшвария Рай.

В XX веке индийский кинематограф, наряду с голливудской и китайской киноиндустрией, стал глобальным предприятием. В конце 2010 года сообщалось, что по годовому производству фильмов Индия занимает первое место, опережая Голливуд и Китай. Индийские фильмы идут на экранах более 90 стран мира. Индия является крупнейшим в мире производителем фильмов. Ежегодно в стране выпускается около 3000 фильмов, почти 1300 из них – игровые картины.

 

Гульбара Толомушова

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям