"Азбука кино" Л - ЛЕОНОВ. ЛУНГИН. ЛЕБЕДЕВА

19:38, 4 Октября 2017

С 18 по 25 августа 2017 года в Кыргызстане (в городах Бишкек и Чолпон-Ата) прошла Неделя российского кино, организатором которой стал «Продюсерский центр «ЭЛС» продакшн» из Москвы. Партнерами российской компании с кыргызской стороны были Департамент кинематографии при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики и Государственная администрация Иссык-Кульского района.

Леонов Алексей Архипович, советский космонавт № 11, первый человек, вышедший в открытый космос, был консультантом фильма «Время первых», еще одного фестивального фильма, и сам следил за точностью фактов, деталей и подробностей. Картина посвящена борьбе за первенство в космической гонке двух супердержав: СССР и США, когда Советы были вынуждены на два года раньше выпустить человека в открытый космос.

Лунгин Павел Семенович - советский и российский кинорежиссер и сценарист, Народный артист Российской Федерации (2008), Лауреат Каннского кинофестиваля (1990). На Неделе российского кино был представлен его новый фильм «Дама Пик».

Лебедева Елена Петровна, продюсер Недели российского кино, привезла в Бишкек не только фильмы, но и замечательных актеров, продюсера и кинокритика. Напомним, что в прошлом году Лебедева также с успехом организовала и провела Неделю российского кино в Оше. Ныне она планирует третий свой фестиваль полностью провести на Иссык-Куле в 2018 году.

В нынешнюю программу были включены семь новых полнометражных кинокартин, кроме упомянутых «Времени первых», «Ледокола» и «Дамы пик» еще и «Анна Каренина. История Вронского», «Монах и бес», «Частное пионерское – 2», «Частное пионерское - 3».

Разумеется, бишкекские ценители авторского кино ожидали увидеть в программе такие картины, как «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, «Теснота» Кантемира Балага, «Аритмия» Бориса Хлебникова, премьерные показы, которые состоялись в Каннах и Карловых Варах. Высказывались пожелания включить в программу якутский фильм «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова, который стал первой ласточкой Республики Саха в мире кино. Но Елена Петровна считает, что «фестивальное кино» неинтересно массовому зрителю. Довод, что «Кыргызстан – территория авторского кино», не брался в расчет.

За кадром фильма «Время первых»

Фильмом церемонии открытия стал space action «Время первых», который был представлен заслуженным артистом Российской Федерации Юрием Нифонтовым. Юрий Борисович исполнил в картине роль одного из основоположников советской космонавтики, физика-механика Бориса Раушенбаха. В фильме «Время первых» он один из многочисленных специалистов ЦУПа – Центра управления полетами.

Кстати, писатель-фантаст Антон Первушин отметил, что в том виде, в каком ЦУП показан в ленте «Время первых», - «никогда не существовал». Этот ЦУП «взят скорее из картины «Аполлон-13», чем из истории», а «ЦУП, похожий на американский, появился только в 1970-е годы».

Первушин также отмечает, что в фильме совсем нет Юрия Гагарина: «В действительности он не только участвовал в подготовке полета «Восхода-2» как начальник отдела летно-космической подготовки, но и фактически руководил действиями экипажа с наземного пункта во время полета. Если бы авторы фильма соблюдали историческую достоверность, Гагарин бы постоянно находился в кадре». Именно Гагарин, а не Брежнев говорил с космонавтами с Земли во время полета.

Далее Первушин пишет, что «образы Алексея Леонова и Павла Беляева упрощены до условности: Леонов представлен наглецом, которому почему-то все прощают, а Беляев - мрачным меланхоликом, который не очень-то хочет лететь в космос. В реальности и Леонов, и Беляев были опытными членами отряда космонавтов из «гагаринского» набора 1960 года».

В заключении Антон Первушин отмечает, что «реконструкция полета, особенно старта и выхода на орбиту, более или менее соответствует реальной истории. Технические сбои действительно угрожали жизни экипажа, но ситуации не были столь безнадежны, как показано на экране».

В этой связи становится понятно, почему режиссер Юрий Быков, автор жестких социальных драм «Майор» и «Дурак», не сработался с продюсерами Тимуром Бекмамбетовым и Евгением Мироновым. Бекмамбетов говорит, что в «фильме остались сцены, снятые Юрием Быковым». Быков в свою очередь подчеркивал, что не испытывает желания увидеть картину «Время первых» - «из-за полного изменения истории, бывшей первоначально более радикальной, из-за упрощения сложной в первую очередь «с человеческой точки зрения» направленности фильма в сторону абсолютной патриотичности с правильными героями, а также из-за ориентации на аудиторию «мягко говоря, уровня «Ашана», как у других прокатных фильмов».

Кинокритик Лариса Малюкова писала, что, возможно, «Бекмамбетову в быковском материале не хватало экшена, ведь продюсеры рассчитывали на широкие зрительские массы. Позвали технологичного Дмитрия Киселева, ученика Бекмамбетова (он монтировал «Ночной» и «Дневной дозоры», руководил второй съемочной группой боевика «Особо опасен», снимал «Черную молнию»)».

Виталия Кищенко мы звали просто Каренин

Замечательный актер, заслуженный артист РФ Виталий Кищенко с удивлением обнаружил, что в Бишкеке он хорошо известен: таксисты его подвозили бесплатно, зрители постоянно встречали бурными аплодисментами и цветами. Понятно, что кыргызстанцы с интересом смотрели сериал Карена Шахназарова «Анна Каренина», в котором Кищенко сыграл Алексея Каренина. Но на Неделе была показана киноверсия «Анна Каренина. История Вронского».

Не случайно Шахназаров во всех интервью подчеркивает: «...У нас получились две разные картины. Я бы даже сказал - смыслово разные. И если в сериале акцент сделан на Анне, то в фильме главный герой именно Вронский...» И добавляет: «Мы разрушили привычные представления о романе Толстого».

У нескольких поколений советских кинозрителей лучшими исполнителями ролей Анны, Каренина и Вронского остаются Татьяна Самойлова, Николай Гриценко и Василий Лановой, снявшиеся в экранизации романа Льва Толстого Александра Зархи (1967). Многим трудно принять наших современников Елизавету Боярскую и Максима Матвеева в ролях Анны Аркадьевны Карениной и Алексея Кирилловича Вронского. Что касается нового Алексея Александровича Каренина в исполнении Виталия Кищенко, то зрителям он понравился: не старый, в меру жесткий и строгий, в меру добрый и жалостливый, точно просчитывает допустимые унции благородства и достоинства.

Карен Шахназаров отмечал: «Мне важно, чтобы актеры были близки героям по возрасту. К примеру, Каренина обычно играют люди значительно старше, что неверно. В романе между ним и Анной всего двадцать лет разницы. Могу вам сказать с высоты своих лет: мужчина в сорок пять - это не то что в семьдесят. Страсть, темперамент, чувства - все по-другому. У Толстого совершенно правильное описание. Ведь брак Карениных - это не брак по расчету. Она по-своему его любила, была привязана, во всяком случае, так думала».

Гость Недели российского кино в Кыргызстане, известный кинокритик Леонид Павлючик написал о своем отношении к новой экранизации романа Льва Толстого: «Скажу сразу: сериал в постановке Шахназарова я не видел. Но на Неделе российского кино в Киргизии посмотрел его версию «Анны Карениной» для большого экрана. И скажу вам, что это хорошее кино. Даже очень хорошее кино, имеющее мало общего с классической советской экранизацией, к которой почему-то апеллируют критики нынешнего фильма. Анна Каренина в трактовке Лизы Боярской - никакая не жертва общества, как это было в фильме Зархи, она жертва своих собственных страстей и комплексов, своей гордыни, что делает ее фигуру инфернальной и даже слегка зловещей. Финальная поездка Анны Карениной в карете с кучером-демоном, которая окончится под колесами паровоза, - это дорога в преисподнюю, в ад. Стройное, строгое, концептуально выверенное, хорошо поставленное и сыгранное кино. Для меня определенно один из лучших фильмов года».

Павел Лунгин: «Дама пик» - не «Черный лебедь»!

«Дама пик» вышла на экраны в конце 2016 года, но замысел ее возник еще в 2010 году, критики утверждают, что якобы Лунгин в главной роли хотел снять Уму Турман. Но идея не нашла поддержки у продюсеров, которые посчитали, что проект «Дама пик» очень напоминает фильм Дарена Аронофски «Черный лебедь», мировая премьера которого состоялась на МКФ в Венеции в 2010 году. Лунгин все сходство двух фильмов отрицает, хотя был бы и рад: «Мне кажется, что «Дама пик» и «Черный лебедь» - настолько разные картины на чувственном уровне, настолько эстетически они друг от друга отличаются... Знаете, я лучше так скажу: если бы «Дама пик» действительно была похожа на фильм Аронофски, я бы, честно сказать, был доволен. Мне нравится тот уровень безумия, который там есть».

Чем принципиально отличаются две картины?

У Аронофски – в центре балерина Нина, которая во время репетиций идеальна в партии Одетты (Белого лебедя) и совершенно не убедительна в партии Одилии (Черного лебедя) из балета Чайковского «Лебединое озеро». Усиленно работая над обеими партиями, Нина постепенно сходит с ума. Образ Тома, постановщика балета, достаточно трафаретен.

У Лунгина – в центре именно постановщик новой версии оперы Чайковского «Пиковая дама» - знаменитая оперная дива София Майерс – главное лицо картины. Именно София Майерс - дьявольский режиссер, готовый любыми способами воздействовать на людей, чтобы извлечь из них нужный для спектакля звук.

Сам Лунгин приехать не смог, его картину "Дама Пик" представлял кинокритик Леонид Павлючик. Кстати, актер Борис Каморзин принял участие в создании двух фильмов, презентованных на неделе кино: «Ледокол» и «Монах и бес»

Кинокритик Леонид Павлючик представляя Бориса Каморзина, сказал, что Борис Борисович - очень популярный в России актер, он сыграл 150 ролей, причем «каждая его роль - отточенный бриллиант». Зрители задавали Борису Каморзину совершенно разные вопросы. Они хотели знать: его борода в фильме «Монах и бес» настоящая, или ее создали художники-гримеры, боится ли он играть роли в мистических фильмах, в которых происходят разного рода превращения, и какую роль он считает своей «визитной карточкой». Борис Борисович отвечал, что над бородой в обоих фильмах гримеры колдовали в течение двух часов; у него нет страха перед мистическими картинами. По поводу роли - «визитной карточки» актер сказал следующее: в его послужном списке есть роль, по которой его стали узнавать на улице, - это роль Михаила Михайловича Довжика, майора милиции в сериале «Ликвидация» Сергея Урсуляка; и есть любимая роль, его «визитная карточка» - это роль Кирилла Николаевича Гиацинтова, полковника контрразведки в другом сериале Сергея Урсуляка «Исаев».

За роль настоятеля монастыря в фильме Николая Досталя «Монах и бес» артист Борис Каморзин удостоился премии «Ника» - «За лучшее исполнение роли второго плана».

По сюжету этого фильма в мужском монастыре появляется новый насельник Иван Семенович Шапошников. Но вместе с монахом в монастырь проникают темные силы, которые периодически материализуются в лице Легиона (так он представился Ивану). Легион избрал Ивана объектом своей дьявольской работы, всячески искушая его, чтобы сбить с избранного им пути служения Богу. Но чем сильнее искушение, тем крепче духовные силы Ивана…

По словам сценариста Юрия Арабова: «Прежде всего режиссер Николай Досталь попросил меня написать сценарий о «монахе и черте», что-то вроде нашего с Сокуровым «Фауста», но «для народа». Я стал думать, как эту идею претворить в жизнь, что мы еще не сказали в «Фаусте»? И кое-что вспомнил. В моей памяти отпечаталась одна житийная история фольклорного характера... Это похоже на анекдот, глубокий и емкий, как большинство фольклорных сюжетов. Я подумал: вот что нам нужно! Мы сделаем историю о том, как черт искушает святого, но в результате этого ангелом не становится, а становится человеком. Когда это было придумано, написать сценарий не составляло труда. Естественно, в эстетике я ориентировался на Лескова и Гоголя. И написал попытку жанра, которого вообще нет в нашем кино: религиозной комедии с драматическим исходом».

Очень много интересного о производстве трилогии «Частное пионерское» рассказал продюсер Владимир Есинов. По сюжету, действие третьего фильма трилогии происходит на даче известного журналиста-международника. Его внук - студент МГИМО отмечает день рождения и пригласил друзей - представителей «золотой» советской молодежи. Совершенно случайно в центре оказываются постоянные герои трилогии, повзрослевшие Миша и Дима, которые приехали в Москву, чтобы найти подругу детства Лену. Фактом, привлекшим внимание зрителей, стало сообщение Есинова, что дача, где был снят фильм, - это бывшая дача Чингиза Айтматовав в Переделкино, у которой после смерти писателя появились новые хозяева, сдавшие ее в аренду съемочной группе картины.

Как прошла Неделя российского кино в Кыргызстане?

Неделя российского кино в Кыргызстане пролетела незаметно, кыргызстанцы увидели новые фильмы, пообщались с замечательными актерами, в свою очередь кыргызская сторона оказала великолепный прием и в Бишкеке, и в Чолпон-Ате.

Первый день: 18 августа в столичном кинотеатре «Манас» состоялось открытие, а в отеле «Хаятт» - пресс-конференция.

Второй день: 19 августа эстафету принял кинотеатр «Октябрь», где продолжились показы, а московские гости побывали на экскурсии в природном национальном парке Ала-Арча.

Третий день: 20 августа гости посетили Кыргызский государственный музей мзобразительных искусств им. Г. Айтиева, а вечером в кинотеатре «Октябрь» состоялось прощание с бишкекским зрителем.

Четвертый день: 21 августа делегация российских кинематографистов покинула Бишкек и отправилась на Иссык-Куль. Торжественное открытие Недели российского кино в Чолпон-Ате состоялось в кинотеатре «Голубой Иссык-Куль».

Пятый день: 22 августа делегация российских кинематографистов совершила экскурсии в Семеновское и Григорьевское ущелья. В кинотеатре «Голубой Иссык-Куль» продолжились показы.

Шестой день: 23 августа гости посетили Культурный центр «Рух-Ордо» им. Ч. Айтматова и совершили экскурсию на теплоходе.

Седьмой день: 24 августа в Чолпон-Ате состоялось торжественное закрытие Недели российского кино. Мэр Чолпон-Аты Карыбек Саралаев, вице-мэр Алмаз Байгазиев, директор Департамента кинематографии Мукталы Бектеналиев и продюсер недели кино РФ Елена Лебедева тепло приветствовали чолпонатинцев и гостей города. Как сообщил директор Департамента кинематографии Мукталы Бектеналиев, во время закрытия Недели российского кино были вручены награды и подарки, сказаны теплые слова.

Продюсеру фестиваля Недели российского кино в Кыргызстане Елене Петровне Лебедевой, заслуженному работнику культуры РФ, вручена Почетная Грамота Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики - за вклад в развитие культурного сотрудничества между Российской Федерацией и Кыргызстаном.

Мукталы Бектеналиев также выразил благодарность всем сотрудникам аппарата Департамента кинематографии, руководству НК «Кыргызфильм» им. Т. Океева, руководству Иссык-Кульской областной кинодирекции, мэрии города Чолпон-Аты, Иссык-Кульской районной администрации за активную работу по организации и проведению Недели российского кино в Кыргызстане - Бишкеке и Чолпон-Ате.

Неделя прошла на высоком уровне, все гости и участники этого замечательного фестиваля остались довольны: россияне не только показывали свои замечательные фильмы, но и провели множество творческих встреч со зрителями, мастер-классов.

Продюсер Елена Лебедева выразила пожелание, чтобы будущая Неделя российского кино в 2018 году полностью прошла в Иссык-Кульской области.

Гульбара Толомушова

Фото Алимжана Жоробаева

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям