"Азбука кино" В - Везуль – воплощенная мечта

10:09, 18 Апреля 2017

Я давно мечтала принять участие в работе крупнейшего в Европе Международного кинофестиваля азиатского кино во французском городе Везуле, ибо читала и слышала только позитивные отклики.

Небольшой старинный город Везуль расположен на востоке Франции в области Франш Конте. Северные соседи Франш Конте – Эльзас и Лотарингия, западнее расположились Шампань и Бургундия, на юге - Рона-Альпы. Восточнее находится Швейцария. В Везуле проживает около шестнадцати тысяч человек, в основном французы.

Идея создания этого фестиваля азиатского кино принадлежит Мартин Теруан, которую полностью поддержал супруг – Жан-Марк Теруан. Первый их форум состоялся в 1995 году.

Мартин Теруан гордится, что у нее на фестивале демонстрируются фильмы со всей Азии – от Ближнего до Дальнего Востока, хотя было время, когда везульцы считали, что «Азия – это Япония, Китай и Индия». Ныне, за двадцать три года существования фестиваля, везульцы не только изучили географию континента, но и узнали и полюбили кино Азии.

Все фестивальные показы проходят в мультиплексе «Мажестик», в котором 10 кинозалов по 300 мест в каждом, с одновременной вместимостью 3000 человек. Это практически каждый пятый житель Везуля. Во время фестиваля все залы были заполнены, билеты на фильмы раскупались заранее, из-за чего я не смогла попасть на некоторые сеансы, в частности, пропустила знаменитую непальскую ленту «Кало Поти».

Везульцы любезны и доброжелательны ко всем участникам фестиваля. В этом году их прибыло 50 человек из 20 стран. Всего в разных программах было показано 90 фильмов.

Кыргызстан был представлен двумя картинами. В документальном конкурсе участвовала лента «Спасибо, доктор» Адилета Каржоева, посвященная знаменитому хирургу Эрнсту Акрамову. А в специальной программе «Лица кино современной Азии» - лента Мирлана Абдыкалыкова «Небесное кочевье» («Сутак»).

Кстати, лицо самого Абдыкалыкова везульцы отлично помнят, ибо в 2002 году в рамках фестиваля состоялась ретроспектива биографической трилогии его отца Актана Арым Кубата «Селкинчек», «Бешкемпир», «Маймыл», в которых юный Мирлан сыграл главные роли. В следующем, 2003 году, Актан был председателем основного жюри, которое присудило Гран-При «Золотой Цикло» фильму Марата Сарулу «Алтын Кыргоол» («Брат мой, Шелковый путь»).

В 2008 году фильм Эрнеста Абдыжапарова «Боз салкын» удостоился приза имени Эмиля Гиме от жюри Национального музея восточных искусств, основанного лионским промышленником Эмилем Гиме в Париже в 1889 году.

В целом, начиная с двухтысячного года, в Везуле было показано 15 кыргызских фильмов, включая картины советского времени и периода независимости: «Небо нашего детства», «Лютый», Потомок белого барса» Толомуша Океева, «Джамиля» Ирины Поплавской, «Мужчины без женщин» Альгимантаса Видугириса, «Песнь южных морей» Марата Сарулу, «Свет-аке» Актана Арым Кубата, «Вниз с седьмого этажа» Дальмиры Тилепбергеновой.

На фестивале было много судей. Кроме семи команд жюри (основное, НЕТПАК, прессы, музея Гиме, Национального института восточных языков и цивилизаций, молодежное, школьное), фильмы оценивали и зрители.

Я работала в составе жюри НЕТПАК – сети по продвижению азиатского кино. В составе была легендарная актриса из Шри-Ланки Сварна Маллавараччи и польский эксперт в области азиатского кино Якуб Кроликовский. Просмотрев девять картин основного конкурса, мы единогласно определили нашего фаворита – японскую картину «На расстоянии» в постановке Харумото Южиро (Going the Distance, Япония, 2016, 117 мин., DCP, цв.).

Эта картина, единственная из девяти конкурсных, получила призы трех команд жюри: основного, НЕТПАК и жюри музея Гиме. Из других конкурсных фильмов я отметила такие картины, как «Ребенок в нагрузку» (Baby Besides Me, Южная Корея), «Отель спасения» (Hotel Salvation, Индия), «Ее мать» (Her Mother, Япония).

В целом за фестивальную неделю мне удалось просмотреть 22 картины: девять конкурсных, три картины из «Грузинского фокуса», восемь фильмов из «Ретроспективы кино Шри-Ланки», один фильм об особенностях японской кулинарии и второй просмотр дебюта классика индийского кино Сатьяджита Рея «Песнь дороги» (Pater Panchali, 1955). В 1986 году в СССР проходил годичный фестиваль искусств Индии, а в Индии – фестиваль искусств СССР. В московском Доме кино крупнейший историк мирового кино Наум Клейман представил «другое» индийское кино: фильмы Сатьяджита Рея, Мринала Сена, Шьяма Бенегала. Тогда я увидела пять фильмов Рея.

Фильм «Патер панчали» открыл миру некоммерческое, «иное» индийское кино, а режиссер сразу же был признан классиком. Спокойно и внимательно изучает он семью, живущую на грани полной нищеты в Бенгальской деревне. На Рея большое влияние имело творчество великого французского режиссера Жана Ренуара, у которого на площадке ему довелось работать.

С другой стороны, как отметил составитель программы «Ретроспектива кино Шри-Ланки» Бастиан Мейерсон, массовое кино южного соседа Индии – Шри-Ланки - находится под большим влиянием индийского коммерческого кино. Программа ланкийского классического кино в Везуле стала для меня открытием. Раньше я видела несколько современных картин, снятых в Шри-Ланке, большинство были скалькированы с индийского массового кино или же были очень слабыми. Каково же было мое изумление, когда в Везуле я стала смотреть один за другим ланкийские классические фильмы и испытывать простую зрительскую радость за уникальную возможность увидеть лучшее кино далекой южной страны, с которой меня связывает многолетнее сотрудничество по линии организации НЕТПАК, штаб-квартира которой находится в Коломбо.

Почетной гостьей фестиваля была выдающаяся ланкийская актриса Сварна Маллавараччи, которой на открытии вручили почетный приз «Золотой Цикло» за вклад в развитие киноискусства. 

Ныне Сварна в кино не снимается, но в годы активной кинематографической деятельности ее исполнительское мастерство отличалось высочайшим искусством перевоплощения, она могла играть все: трагедию, драму, мелодраму, могла быть нелепой, глупой, наивной, робкой и, наоборот, величественной, сильной и мудрой. Бастиан Мейерсон каждый раз, представляя Сварну, называл ее Ланкийской Катрин Денев, но мне кажется, что талант Сварны индивидуален, своеобразен, уникален. Ее античная красота не совсем вписывается в рамки традиционного образа ланкийской женщины, ибо Сварна более утонченна, европеизирована. Ее совершенно разные героини в фильмах «Охотник» (The Hunt), «Лебединое озеро» (Swan Lake), «Письма, написанные на песке» (Letters Written on the Sand), «Младшая сестра» (Younger Sister), «Семь морей» (Seven Seas) открыли для меня собирательный образ независимой ланкийской женщины, которая может ошибаться, но никогда не сдается.

Хотя я очень люблю грузинское кино и видела много фильмов как классических, так и современных, в программе «Грузинский фокус» оказалось несколько неизвестных мне картин: две ранние ленты Отара Иоселиани «Апрель» (1962) и «Пастораль» (1976), а также популярная современная картина «Улыбайся» (Keep Smiling, 2012) Русудан Чкония. Расскажу именно о ней.

Русудан Чкония была участницей Резиденции Каннского Международного кинофестиваля и Кампуса талантов Берлинале. Мировая премьера картины «Улыбайся» состоялась на Венецианском фестивале. Как и многие другие фильмы в Везуле, лента «Улыбайся» демонстрировалась с французскими субтитрами, но динамичный, весьма экспрессивный режиссерский почерк Русудан позволил без проблем понять драматичное послание. Оно адресовано современникам, создавшим невыносимые жизненные условия женщинам, которые, чтобы выжить, принимают решение участвовать в унизительном конкурсе красоты для матерей. На кону квартира и 25 тысяч долларов. Зритель в напряжении до последней минуты.

«Program is good and food is good!» – «Программа хорошая, и кормят отлично!». Да, любой фестиваль гостями в кулуарах оценивается прежде всего по этим двум пунктам. Оно и понятно, просмотры огромного количества фильмов, их обсуждения требует много энергии, поэтому организаторы заботятся о качественном питании гостей. Особенно запомнился званый обед в Кулинарной школе Везуля. Юные мастера ресторанного искусства приготовили для нас тыквенный суп, вишневый коктейль, запеченную в фольге белую рыбу с апельсином с белым вином, французские сыры, на десерт – бисквит с мороженым, клубникой и грейпфрутом, кофе эспрессо. Довольные, сытые, обсуждали мы удивительную программу фестиваля, и все это было похоже на ситуацию из «Пира Бабетты» Карен Бликсен.

Гульбара Толомушова

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям