В Год Айтматова повесть «Ранние журавли» – вероятно, одно из самых часто упоминаемых его произведений. Да и понятно почему – повесть «Ранние журавли» входит в обязательную школьную программу, и потому с ней знакомы многие.
Запомнился репортаж с одного из юбилейных мероприятий, где школьники показывали свою постановку по мотивам повести «Ранние журавли». И вот в финальной части постановки (прямо по книге) показали юношу в роли главного героя повести – Султанмурата, который демонстрировал готовность противостоять волку. Оператор показал лицо этого парня ... Сколько же в этом молодом взгляде было ненависти!.. Этот юноша, конечно же, постарался выразить свое понимание этой непростой жизненной ситуации. Но, мне кажется, это неправильно, и так не должно быть. Ни один родитель никогда не пожелает, чтобы его сын в реальной жизни схватился со зверем. Да, нужно готовить детей к трудностям, воспитывать силу духа, уметь отличать достойное, быть добрым и справедливым. Но выбирать и продвигать нужно Жизнь, а не «эффектную» смертельную схватку.
Думаю, что Чингиз Торекулович не зря оставил концовку повести открытой. Получается, что каждый, кто прочитает повесть, будет поставлен перед необходимостью сдать условный жизненный экзамен, завершив для себя финал повести.
Перед вами результат экзамена, который попытался сдать рациональный экономист/финансист, исходя из бизнес-уроков, усвоенных из повести «Ранние журавли».
Повесть «Ранние журавли» - о военном детстве, которое досталось главному герою повести Султанмурату, его младшему брату, сестренкам, одноклассникам. Всем им пришлось рано повзрослеть. В этой повести заключен мощный воспитательный посыл – обычные подростки, для которых первая любовь важнее уроков, обычное подростковое соперничество, обычные мечты «об Африке», и вместе с тем какая самодисциплина, какая сила духа просыпается в них, когда им доверяют ДЕЛО!
Здесь дано очень точное, в четкой логической последовательности описание того, как достигаются цели Дела. И это при ограниченных трудовых ресурсах (когда работоспособные и опытные мужчины на войне), ограниченных материальных ресурсах (когда отсутствует исправный инвентарь, в наличии только исхудавшие лошади, дефицит фуража), при трагичных внешних условиях (война, которой не видно конца, разруха, и неоткуда ждать помощи). Это чистой воды описание кризис-менеджмента.
Сейчас любой финансист или экономист мечтал бы, чтобы его назначили «кризис-менеджером», с внушительной командой помощников и экспертов, наделив широкими полномочиями. А тогда раненый фронтовик Тыналиев, ставший председателем колхоза от безысходности, взял на себя ответственность не только за выполнение безоговорочных планов колхоза, но и за выживание колхозниц и их детей, за выживание родителей фронтовиков-односельчан.
Образ председателя Тыналиева очень четко выписан Чингизом Торекуловичем с точки зрения личных качеств и компетенций кризис-менеджера, которые пришлось проявить молодому фронтовику, когда он:
- взял на себя инициативу и нашел нестандартное решение для выполнения посевной разнарядки в условиях ограниченных ресурсов, а именно - решил засеять отдаленное плодородное поле на Аксае. Это позволило отодвинуть голод в селе и дать надежду на будущее;
- нашел дополнительные трудовые ресурсы – способных учеников старших классов;
- поставил «Аксайскому десанту» вдохновенную задачу;
- распознал, кто из этих ребят сможет стать эффективным и ответственным лидером и обеспечить выполнение поставленной задачи – самостоятельно засеять отдаленное поле;
- осознавал, что рискует, доверяясь неопытным подросткам, и поэтому организовал наставничество, блиц-обучение, чтобы инвестировать в подростков знания и опыт бригадира Чекиш аксакала;
- смог оценить перспективную выгоду и заплатить спекулятивную цену за крайне необходимые материалы для обеспечения посевной, отложив на время рассуждения о справедливости: «…Есть у меня под замком две тонны угля, которые я купил в Джамбуле у спекулянтов. Это уголь для кузницы. Купил я железа, тоже у спекулянтов. Мы с ними когда-нибудь сочтемся. А пока положение очень тяжелое. И на фронте тяжелое…».
В повести «Ранние журавли» с художественной точки зрения мощно отражена тема отца, отцовский пример и его уроки. Понятно, почему – Чингиз Торекулович через сыновние чувства главного героя повести Султанмурата и его братишки Аджимурата отдает дань уважения, любви к своему отцу и выражает тоску по нему. Вероятнее всего, эту тему выделит любой человек, кто имеет такие же чувства к отцу.
Ниже приведу несколько цитат из повести, которые характеризуют отца главного героя Бекбая как крепкого и хорошего хозяина, который смог устроить достойную жизнь своей семьи и обществу приносил немалую пользу. Сейчас таких называют «хозяин жизни», и вот они, качества хозяина жизни:
«...Отец любил прочность, порядок в деле. Держал всегда хороший ход лошадей... Удивлялись люди: «У Бекбая бричка как поезд по рельсам идет!» Удивлялись они не случайно. Уставшую или нерадивую упряжь можно по скрипу колес узнать. Пока проедет мимо, всю душу вымотает. А у Бекбая кони всегда были на свежем ходу. Потому, наверно, и поручали ему самые ответственные поездки».
«...Отец подшучивал, цену себе набивал: я, говорит, не простой арабакеч, а золотой – за меня, за моих коней, за бричку колхоз плату получает от казны. Я, говорит, колхозу банковские деньги добываю. Потому бухгалтер, завидев меня, с лошади слезает поздороваться...».
Хочу обратить внимание на фразу «...банковские деньги добываю ...». Если бы я прочла это место два года назад, я бы эту фразу отметила как оригинальный художественный образ. Но сейчас это самая актуальная тема в финансах – теперь деньги не «делают», а именно «добывают», добывают криптовалюту.
И в который раз удивляешься прозорливости Чингиза Торекуловича!
Султанмурату «...тогда и бросилось… в глаза, как скудно и бедно стало у них в доме... Стыдно стало перед собой. День и ночь занятый на конном дворе подготовкой аксайского десанта, не заметил, в какое запустение пришло хозяйство в доме. Разве так было при отце? Сена накашивал отец, на всю зиму и весну хватало. Топлива тоже припасал с избытком. Да что и говорить, вся жизнь была устроена при отце по-иному – надежно, разумно, красиво. И не только дома, а всюду, быть может, во всем мире. Двор их, например, выглядел теперь иначе. Чего-то в нем не хватало, как листьев на дереве по осени. Аил стоит на месте, улицы, дома все те же, а все равно не так, как было при отце. Даже колеса проезжающих по дороге за двором бричек стучат не так радостно, как стучали они при отце, когда он ездил по этим дорогам и на этих же бричках ...»
Нам нужен критерий успешности для наших национальных программ развития? Возможно, вот он – устроить жизнь надежно, разумно, красиво.
С позиции нашего времени интересно читать ту часть повести, где Султанмурат рассказывает о посещении с отцом Джамбулского базара. Можно провести аналогию с теперешним торговым центром, с его бутиками, кафешками, автостоянками и ребятней, носящейся по эскалаторам и деловито снующей между аттракционами.
«Вот тогда, в тот счастливейший день, и повезло ему, как никому на свете: на Атчабаре, на большом джамбулском скотном базаре, оказался приезжий зверинец. Надо же быть такому совпадению: человек первый раз приезжает в город – тут зверинец с невиданными зверями, да еще карусель, да еще аттракцион кривых зеркал. В комнату смеха он ходил три раза. Нахохочется, успокоится и снова туда, к зеркалам, чудовищным и кривым. Ну и рожи, ну и дела! Век думай, не придумаешь такого – хоть стой, хоть падай!
...Оставив бричку для присмотра у знакомого чайханщика, отец водил его по базару. Вначале здоровались с друзьями отца ... Потом ходили по торговым рядам, по магазинам, и главное, по зверинцу... После зверинца и комнаты смеха пошли они на толкучку. И здесь купили подарки. Аджимурату – пугач, новенький красивый, сверкающий металлическим блеском, загляденье, прямо как всамделишный наган, а девочкам – какие-то мягкие цветные мячики на резинке. Подергаешь резинку – и мячик подскакивает то вверх, то вниз. Матери платок купили и потом разных сладостей...»
И когда теперь я бываю в торговых центрах, я вижу в сегодняшних детях почти такого же восторженного Султанмурата, но только они более требовательны в своем желании получить вожделенные аттракционы. И получить их не как редкий и памятный подарок, а как сиюминутное исполнение желания, которое зависит только от наличия и количества денег ...
Теперь, видимо, уже настал черед для сдачи моего экзамена по повести «Ранние журавли» …
Встретились два взгляда, две непримиримости ... и за обоими стояла своя Сила.
За спиной у одного стояла голодная Смерть ... и для Волка эта схватка была, возможно, единственным шансом отдалить время до своего последнего сна.
За спиной у другого лежал его затихший Друг, и Султанмурат не мог отдать на поругание это прекрасное тело... что он скажет отцу!... А мать!... Султанмурат вдруг увидел мать, ее скорбь, ... братишку, его слабость, ... сестренок и их слезы, ... односельчан и их рухнувшие надежды дожить до лета, ... увидел председателя Тыналиева и отца, их понимающее разочарование, ... Мырзагуль! ...
Султанмурат стоял перед жестоким выбором – или предать заснувшего навечно Друга, или предать надежду тех, кто зависел от него... Султанмурат, проглатывая слезы, отступил... он не может рисковать своей жизнью, жизнью предателя, жизнью, в которой так нуждались другие ...
Волк, заметив, что человек отступил, остановился. Его жизнь в борьбе говорила, что это может быть подвох. Но он увидел в прищуре глаз этого страшного человека какой-то блеск, и это был не испуг, это была слеза смирения. Волк понял, что сегодня Судьба благоволит ему, и сегодня голодная смерть отступит от него. Он осторожно подался вперед и для пробы рванул ближнее ухо лошади. Человек отвернулся ...
И вдруг издали послышались выстрелы, а за ними – топот копыт и крики людей. Теперь Султанмурат был освобожден от обязательств перед родными, остался только последний долг перед Другом. Волк понял все. Он так и остался смотреть в ту сторону, откуда шли звуки выстрелов и копыт, теперь борьба была бессмысленна. Волк опустил голову, повернулся и пошел прочь. Он знал, что за ним снова неотступно плетется его Судьба... и он знал, что этот Человек не будет бить в спину.
В заключение хотелось бы привести слова, которые высказаны Чингизом Торекуловичем через одного из героев своей повести - председателя колхоза Тыналиева:
“... Если кто думает, что мне нужны всякие ученики, тот ошибается. Кто плохо учится, тот плохо работает. А во-вторых, хорошему ученику потом легче будет догонять упущенное время ... Когда вернетесь снова в школу, поймете цену учения. Знаю я, по себе знаю. Чуть что – а, мол, плевать, пойду работать. Да разве для работы одной живет человек? ...”
Ч. А. Джапарова