Разговор со Вселенной. «To be continued»

14:51, 21 Августа 2014

Молодая художница из Кыргызстана Жылдыз ЗАРКУНОВА получила престижную премию «Признание за особые заслуги в изобразительном искусстве» на международном Биеннале в Италии.

Есть люди, о которых хочется говорить всегда в настоящем времени. Несмотря на то, что они ушли. Жылдыз Заркунова – одна из немногих таких людей. Не «была», «писала», «жила». А «живет», «пишет», «видит», «чувствует». И, глядя на ее работы, еще раз вспоминаешь фразу «To be continued» - продолжение следует.

Этим летом итальянцы и гости небольшого городка Сполетто увидели удивительную экспозицию художественных работ от 150 мастеров из разных стран мира, в том числе, из Кыргызстана. Наша страна на международном биеннале в Сполетто ("Biennale di Spoleto") под названием «Диалог» была представлена творчеством молодой и талантливой, но рано ушедшей от нас художницы Жылдыз Заркуновой.

По завершении Биеннале состоялась церемония вручения премий. Авторы, которым вручалась премия международного Биеннале «Диалог», были отобраны независимым комитетом, в который вошли известные художники, арт-критики, историки искусства, меценаты. Премию «Признание за особые заслуги в изобразительном искусстве», посмертно, получила и художница из Кыргызстана. Творчество Жылдыз Заркуновой было отмечено как «отличающееся наибольшей оригинальностью в области изобразительного искусства».

Вот что говорит по поводу творчества Жылдыз Заркуновой в своем интервью инициатор и президент Биеннале, директор галереи «Эклектика» в Сполетто, художник Джулиано Оттавиани«Ее общение со Вселенной через цифровое искусство, выраженное в цветных геометрических фигурах и наполненное глубоким философским смыслом, тронуло сердца многих зрителей. Она была действительно гениальной девочкой. Несмотря на то, что не имела художественного образования, она имела талант настоящего художника. Для меня это и есть бесценное искусство. Девочка могла бы дать человечеству очень много, жалко, что ее нет с нами, что так рано ушла от нас. Ценность ее картин заключается в том, что они чрезвычайно красивы и чрезвычайно редки. Мы, художники знаем, насколько это тяжелая работа – создать полотно. А быть художником в юном возрасте тем более нелегко. И я готов продолжать и дальше распространять творчество Жылдыз по всему миру, чтобы люди узнали о ней, чтобы люди понимали и ценили труд художников. Я считаю, что эти картины могут получить важное коллекционное значение. Я хочу рассказать о ней и показать ее работы другим галеристам в других странах мира. И поскольку наша галерея планирует делать выставки в США, Китае, Бразилии, мы намерены и там показать работы кыргызстанской художницы. Значение, смысл ее картин – это даже не музыка одного мира, а Вселенной вселенной в целом".

Среди посетителей выставки «Разговор со Вселенной» был и художник Руджеро Ленчи, профессор из Университета Ла Сапиенса, который в своем интервью отметил: «Я поражен работами юной художницы, они чрезвычайно интересны композиционно, они трогают до глубины души своей свежестью. Я тоже работаю в жанре компьютерной живописи, компьютерного рисунка, но то, что делала Жылдыз, меня восхищает, ее работы экстраординарны. Ее компьютерные рисунки не вызывают отторжения. Наверное, потому, что художник делает акцент не на суперсовременных методах работы, а собственно на результате – то есть, живописи, графическом рисунке».

Рита Черасоли, представляя Европейскую Ассоциацию независимых женщин-художниц (AIDE), особо отмечает участие на Биеннале художницы из Кыргызстана: «Такое ощущение, что художница торопилась жить, как будто чувствовала интуитивно, еще с малых лет, что уйдет рано, и готовила свои картины к бессмертию. Она стала большим открытием для Кыргызстана, несмотря на ее молодой возраст. Я очень рада, что ее картины находятся здесь, на международной выставке в Италии, и хотела бы, что ее творчество признали во всем мире».

Из книги отзывов: «Обычно художники создают свои произведения, чтобы украсить этот мир и расширить умы людей. Безусловно, художница из Кыргызстана Жылдыз своими чудесными работами внесла свой вклад в наш мир и для мира».

Приятно читать и слышать такие слова о нашей талантливой художнице от зарубежного зрителя. В один материал не получится вместить то настроение, то восхищение творчеством нашей соотечественницы, которое ощущалось на протяжении всего Биеннале. Оно чувствовалось повсюду – в залах Биеннале, на страницах итальянской прессы. Почти все – начиная от организаторов и завершая зрителями Биеннале – были едины во мнении: Жылдыз Заркуновой удалось из казалось бы отчужденного, холодного и ровного света монитора компьютера высечь искры жизни, фантазии, огни цвета и всполохи затейливых узоров.

Жылдыз интуитивно чувствует возможности плоскостного, декоративного изображения. Многие ее абстрактные композиции довольно умело выстроены в границах листа. Так, в композиции «Близость» едва узнаваемые профили двух лиц застыли в покое, невозможности прикосновения, в то время как в глазах зрителя они уже превратились в одну гигантскую трепетную бабочку вечной любви.

Ее линии то скручиваются в жгуты, то рассекают плоскость жесткими надрезами. Такое многообразие во взаимодействии с линией не выглядит чисто формальным приемом. А цветовая палитра работ Жылдыз ограничена, в силу особенностей компьютерной графики. Но не во всех работах. Например, в композициях «Индивидуалы», «Клоунада» цвета много, но каждое цветовое пятно ограничено линией, словно бурный поток переживаний и эмоций внезапно застыл в границах – берегах.

В каждой работе молодая художница умело подчинила приемы изначальному образу, своему эмоциональному состоянию. Важно еще отметить, что в композициях Жылдыз зримо умение видеть в малом большое, в точке, штрихе, пятне краски чувствовать потенциальную возможность превращения их в бесконечные образные структуры. Не случайно художнице близки изречения древнекитайских мудрецов. Одно из них есть в записной книжке Жылдыз: «Делай великое, пока оно еще мало, потому что все великое начинается с малого».

Елена ВОРОНИНА

Автор благодарит родителей Жылдыз Жыргал и Мурат Заркуновых за помощь в подготовке материала.

Фотографии из семейного архива Заркуновых. 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям