В гостях у редакции “Новых Лиц” член союза писателей Кыргызстана и Таджикистана, член правления Центра защиты мира в Азии, бессменный главный редактор многоязычного литературного альманаха “Ош”, известная поэтесса, автор более 15 литературных сборников поззии и прозы Салима Шарипова.
- Салима Канатбековна, а как вы понимаете слово “нравственность” и что для вас значит быть нравственным человеком?
- Для меня нравственность, воспитание и культура – это звенья одной цепи. В детстве, когда в отношении какого-либо ребенка говорили, что он невоспитанный – это было страшнее смерти, никому не хотелось прослыть невоспитанным ребенком. Если в отношении взрослых говорили, что это совершенно безнравственный человек, это звучало почти как приговор. Мы даже стороной обходили такого человека. Такая характеристика заставляла о многом задуматься.
В слова “ыйман”, “адеп” и “маданият” вкладывается огромный смысл и содержание. Я воспринимаю идею назвать 2017-й Годом нравственности, культуры и воспитания как желание очиститься от безнравственных, постыдных событий и фактов прошлого.
Я никогда не была сторонницей возвеличивания кого-то или чего-то. У кыргызов есть хорошая поговорка на этот счет, в вольном переводе на русский она звучит так: “Никогда не говори о плохом человеке плохо, потому что ты не знаешь его хороших черт. Не говори о хорошем человеке хорошо, потому что ты не знаешь его плохих сторон”.
Каждый человек состоит из тьмы и света, мудрый может перебороть в себе темную сторону и стать светлее. Надо уметь прощать все. Только в этом случае можно назвать такого человека высоконравственным.
Каждый из нас владеет определенным багажом нравственности и семейных традиций, надо культировать их, распространять хорошие знания.
Я не люблю слов “не в нашем формате” или “в наше время”. Время и формат всегда одно, тем более для нравственных ценностей. Они либо есть, либо нет. Поэтому нравственность нужна кругом, как и ответственность.
- Салима Канатбековна, по-вашему мнению все начинается в семье?..
- Может быть, кому-то мои слова покажутся банальными, но я глубоко убеждена: главные нравственные ориентиры закладываются именно в семье. Сегодня институт семьи подвергается серьезным испытаниям, мы все спорим, каким он должен быть, и у каждого своя версия. В последнее время стало модным, иначе не назовешь, заводить по три и четыре жены. И надо признать, что это активно культивируется не только мужчинами, но и женщинами. Куда исчезает мужское рыцарство? Почему стало невозможно пронести через всю жизнь любовь к единственной и любимой женщине? Мои родители прожили в любви и уважении 57 лет! За всю свою жизнь я не помню ни одного оскорбительного слова или ругательства между моими родителями.
В семьях, где жена почитает мужа и наоброт, растут нормальные дети, потому что они видят на примере своих родителей, какими должны быть взаимоотношения между любящими и уважающими друг другу мужчиной и женщиной. Если жена постоянно понукает мужа, унижает его в присутствии детей, какое там может быть воспитание, что она может дать как мать?
Я убеждена, что основы воспитания, культуры и нравственности в семье закладывает именно женщина. И я в своих работах делаю упор на этом. За всеми мужчинами, которые чего-либо достигли в этой жизни, стоят их Матери, которые воспитывали и верили в своих детей.
Знаете я буквально отдыхаю душой, когда езжу в наши горные села и общаюсь с простыми женщинами. Это трудяги, которые никуда не выходят. Они все время занимаются детьми и домашним бытом. Сколько поучительного они рассказывают, исходя из своего житейского опыта. Меня просто тянет к ним. Общаясь с ними, я отдыхаю душой, заряжаясь от них позитивной энергией и верой. Нет, не может Кыргызстан пропасть, когда есть такие матери.
- Значит еще не все потеряно?..
- Нельзя ни при каких обстоятельствах отчаиваться. Как-то я совершенно случайно оказалась в одном самолете с кандидатом медицинских наук, уважаемым доктором Асылбеком Байгазаковым. В 2010 году, когда в Оше были трагические события, ему позвонили на мобильный и сказали, что у него горит дом. Доктор ответил им, что он на операции и на операционном столе у него лежит больной, а потом добавил “у всех горят, пусть и у меня горит” и продолжил операцию. Он ни на минуту не задумываясь, продолжил спасать чужую жизнь, забыв о личном благополучии. Это разве не героизм?
Он воспитывался в самой обычной сельской семье. В его детской жизни все было расписано по часам. С утра он вставал и шел в школу, после учебы помогал по хозяйству, чистил стойло овец, потом шел в спортивный зал тренироваться. Ближе к вечеру пригонял домашний скот с пастбищ, потом шел делать уроки и помогал родителями укладывать младших братьев и сестер. И ему было всего 12 лет, когда он начал жить по такому распорядку дня. Благодаря воспитанию и упорству сегодня Асылбек Байгазаков – уважаемый человек, успешно защитивщий докторскую диссертацию на немецком языке в Германии! Простой айыльский мальчик, еще вчера не знавший кроме родного кыргызского других языков, сегодня свободно изъясняется на немецком и русском. Пишет научные работы на этих языках. Ведь в этом большая заслуга его родителей, которые в детстве дали ему правильные ориентиры. У нас много такой целеустремленной молодежи в селах, я вижу их сама, когда езжу по регионам.
- Как нам сохранить институт семьи, когда вокруг столько бездуховности и злобы?
- У нас почему-то в последнее время стали культировать такое потребительское отношение к женщине, мол не жалко терять, найдется другая. Женщина – это судьба, и когда мужчина откидывает эту судьбу, он не будет счастлив с другой женщиной. Вот этого никак не освоят наши некоторые мужчины.
Ну, во первых, надо вернуться к истокам семьи. Во-вторых, мы все были молоды, вы ходили на дискотеки, а мы в свое время на танцевальные вечера. Мы тоже ходили в кафе, как и сейчас ходят.У нас же были свои вызовы, начиная от перемен в общественной жизни до глобальных политических перемен. Все было, все пережили.
Уже никого не стыдясь, напоказ выставляют десятки домов, жен и дорогих машин. Не знаю, может быть, от того, что у нас слишком много стало таких “самодостаточных” людей вледствии коррупции, потому и происходят все наши беды?
Все безнравственные поступки нагнетают кармический долг человека, и это ведь где-то выстреливает. Это не пустые слова, я в это свято верю.
Что касается религиозных традиций, тут тоже не надо ничего придумывать. Наши мамы и бабушки носили платки, но завязывали его своим, особым способом. Главное, голова была прикрыта. Старшие женщины носили красивый элечек, незамужные девушки тебетеи. Я считаю, что все традиционное, народное должно остаться. Только у меня вопрос, почему этим не озабочено Духовное управление мусульман Кыргызстана? Почему имамы не работают на местах?
- Салима Канатбековна, у меня к вам такой провокационный вопрос, как правильно говорить о нравственности и воспитании, чтобы случайно не уйти в морализаторство? Как внятней и точней говорить о таких тонких вещах, чтобы быть понятным всем и чтобы мы задумались?
- Наверное, нужно во всех учебных заведениях внести такие внеклассные, факультативные занятия в виде творческих встреч с интересными личностями, которые чего-то достигли в своей сфере деятельности или же просто являются неординарными людьми. Во времена моей молодости на такого рода встречи, организуемые обществом “Знания”, выдавали абонементы, которые были на весь золота.
Но важно, чтобы эти встречи были напрямую связаны с реальной жизнью. Не надо бояться истины и говорить о том, что у нас происходит. Но в то же время не надо трогать главу государства и говорить, мол “президент такой сякой”, или вот депутаты какие-то нехорошие. Это выбор судьбы. Не надо брать грех на душу. Если бы Всевышний не захотел, то их не было бы. Я так считаю. Не надо учить детей с детства охаивать взрослых людей. Они потом поймут, что к чему. Не надо плодить ненависть в обществе. Его градус зашкаливает. Нам нужно очищение. Нельзя обманывать грезы детей, которые мечтают о лучшей доле для себя. Мы несем ответственность за исполнение этих детских мечт.
Беседовал Алмаз Исманов
Фото Вячеслава Оселедко