Можно
банально почтить память Айтматова очередной конференцией. А можно реально
увековечить…
На излете прошлого года в Кыргызстане и других уголках мира почтили память Чингиза Торекуловича. Гражданину Вселенной исполнилось бы 87 лет, но, увы, его скосил високосный 2008-й в немецкой клинике в Нюрнберге.
Уроженца крохотного таласского села Шекер почитали везде. Причем за рубежом к Айтматову порой относились более внимательней, чем на родине... В Турции, где и ранее боготворили мыслителя, например, создали целый музей его Книги. Казахстанский банк выпустил полное собрание сочинений нашего земляка. Роман «Когда падают горы (Вечная невеста)» широко тиражирован в России. Да и многие иные произведения классика впервые были напечатаны не у нас. В их числе «Плаха», «Тавро Кассандры», «Плач охотника над пропастью» и другие.
Фактически Чингиз Торекулович был единственным, по-настоящему влиятельным и авторитетным человеком, через которого большой мир узнавал о маленьком Кыргызстане и населяющем его народе. Эталоном философа, гуманиста, общественного деятеля и интеллектуала. Нашей гордостью и надеждой. Столпом. Поэтому когда его не стало, то заменить, даже приблизиться к величине и масштабу айтматовской фигуры, в республике оказалось просто некому. Настоящее опустошение! Именно поэтому в день похорон тысячи сограждан не по указке, а по велению сердца потянулись в Нацфилармонию, дабы склонить голову перед усопшим талантом. Это была поистине всенародная скорбь. С кончиной Айтматова уже никто не сможет так же эффективно позиционировать нашу страну на мировой арене.
Каков же выход? Еще в далекие, поминальные дни 2008 года, в отношении Айтматова нередко звучал эпитет «Отец нации». Громко, но справедливо. Заслуженно. Так почему хотя бы теперь, на волне оживившейся памяти, не перейти от слов к делу, а?
Богатое духовное наследие Айтматова могло бы явиться основой для так и не сформированной у нас пока госидеологии. Нравственные заповеди, моральные ценности, жизненные наблюдения мэтра способны стать тем самым кладезем, откуда мы сможем черпать их горстями для блага общества.
Пример тому — фигура Мустафы Кемаля, основателя Турецкой Республики. Да, он был неоднозначен, противоречив. Но жители с берегов Босфора сумели избежать раболепного культа личности Ататюрка, создав институт истинного уважения к деяниям этого политика и госмужа. Вот и Айтматов, человек–эпоха, может стать для Кыргызстана такой векторной персоной на все времена.
К сожалению, зная нашу ментальность, можно предположить, что после проведения пышных мероприятий в честь 87-летия автора «Белого парохода» всё опять позабудется, и наш великий соотечественник действительно уйдет в вечность. Бесповоротно! А нам нужен образ гражданина мира, который сцементирует социум, будет становым хребтом общества, ориентиром и образцом для всех последующих поколений кыргызстанцев, бесспорным лидером для всех политических сил, этносов, слоев населения, возрастных групп, а не просто «классиком литературы XX–XXI века»...
Смерти нет, ребята!
Азиз Карашев
Фото Вячеслав Оселедко