На фото: GonzoDen, «Пачка сигарет». Инсталляция
ХХI век изменил не только роль искусства, но и то, как оно взаимодействует со зрителем. Искусство стало более демократичным. Появилось понятие «культура публичного искусства», сближающего зрителя с создателем. Трансформации подверглись понятия «прекрасного» и «уродливого» в искусстве, «шедевра» и «нешедевра». Роль искусства сегодня тоже изменилась. Это демонстрируют выставки современного искусства, одна из которых под названием «Фантомная боль» в настоящее время проходит в культурном центре «Асанбай» в Бишкеке.
Участники выставки - студенты Школы современного искусства ArtEast вместе с приглашенными художниками – поднимают в своих работах экзистенциальные и социальные вопросы, связанные с разобщенностью, неуверенностью в будущем, возрастающим неравенством, ухудшающейся экологией. На выставке представлены художественные работы, исполненные современными методами медиа-искусства, инсталляции, перфоманса, публичного искусства. Выставка стала возможной благодаря поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан». Мы поинтересовались у молодых людей, зрителей выставки и, возможно, сверстников художников - авторов представленных работ - о том, что они думают о выставке, о современном искусстве. В разговоре принимали участие будущие журналисты - студенты кафедры международной журналистики Кыргызско-Российского Славянского университета. Предлагаем вашему вниманию мини-арт-рецензии наших молодых коллег по цеху.
На фото: Жазгуль Мадазимова. «Рабица». Графика. 2019
Данила Васильев считает, что такие выставки - отличная возможность для начинающих, пробующих и ищущих молодых художников познакомить современного зрителя со своим творчеством
Авторы экспозиции «Фантомная боль» поднимают экзистенциальные и социальные вопросы. Один из плюсов этой выставки состоит в том, что дается возможность показать себя новым и начинающим художникам, набраться опыта в знакомстве своего творчества с аудиторией.
Удачно подобрано пространство для проведения выставки. На мой взгляд, выставочная площадь заполнена небольшим количеством экспонатов, лишь малая часть которых достойна особого внимания. Например, работы Жазгуль Мадазимовой («Рабица») и Сонаты Райымкуловой («Вырвалось»).
«Рабица» Жазгуль Мадазимовой оказалась мне близка, и, думаю, окажется такой же для многих, так как предмет, которому посвящена работа художницы, в среднеазиатских краях встречается очень часто. Сейчас рабица постепенно уходит из нашей жизни, теряя актуальность, о чем, собственно, и сожалеет автор в своей работе. Почему? Ответ можно найти в фотографических изображениях, где «главный герой», некогда служивший тем, что объединяет людей, - словно брошенный, забытый, никому не нужный, искалеченный и изуродованный человек, кончающий на задворках свой век.
Несколько слов о работе под названием «Вырвалось» Сонаты Райымкуловой. Это своеобразный триптих, состоящий из полиптиха. Здесь выражены мысли и чувства о грандиозном проекте Советского Союза, цена которого нередко выражалась человеческими жизнями. Графическое исполнение выполнено в мрачноватой цветовой гамме, но этих цветов достаточно, чтобы представить тему. Зрители, знакомые с искусством тату, найдут что-то общее с трэш полькой.
Остальные экспонаты выставки не привлекли особого внимания. Остались непонятыми «белые» стихи на стенах. Но не стоит забывать, что все это – дело рук молодых, пробующих, ищущих себя художников. Да и вообще, а судьи кто?
На фото: Талгат Джумашев. «Страты-сферы». Печать на акриле. 2019
Карина Габеркорн предполагает, что художники, авторы экспозиции «Фантомная боль», - тонкие психологи человеческой души, очень глубоко копнули и специально использовали декаданс, дабы «ткнуть» общественность носом в проблемы, которые из-за повседневных забот кажутся совершенно чужими и далекими.
Экзистенциальные мотивы легко разглядеть невооруженным глазом: стоящие на полу цветы в поломанных горшках, будто последние отголоски цветной, яркой, но уже увядающей жизни. Вот-вот из-за стены выбежит Грегор Замза (Ф. Кафка «Превращение»), который на тоненьких ножках беспомощно будет циклично бежать от одного угла к другому в поисках выхода. Но где-то в подсознании голос автора тихо шепнёт: «Выхода нет».
Представленные на выставке работы, конечно, очень разные, не всегда отдельные из них хорошие соседи друг для друга. Здесь вопрос к организаторам насчет устройства экспозиции. Есть работы, в которых основная тема выражена достаточно четко и понятно. В некоторых видна наивность. Она состоит из рассуждений о нестабильном будущем, о том, что в обществе много ограничений и рамок, и если ты им не соответствуешь – ты аутсайдер. Ощущение, что автор на прошедших выходных взахлёб читал «Дивный новый мир» Хаксли, а в промежутках пролистывал Замятина с Оруэллом.
Акцент сделан на социальные и экологические проблемы. Первым делом бросается в глаза полотнище с надписью #ВоздухВБИшкеке, которое буквально неделю назад красовалось на одном из самых оживленных перекрестков города. После двух месяцев на улице его сняли, постирали и вздрогнули от того, насколько грязная была вода. Вот такая постирония… Отсюда делаешь вывод, что роль современного искусства заключается в работе над социально важными темами. Художественный язык – это способ говорить со зрителем так, чтобы расширять его познания о мире. Но необязательно ему это понравится.
На фото: Соната Райымкулова. «Вырвалось». Графика. 2019
Марина Третьякова увидела на выставке «Фантомная боль» каждого из нас: «Главные герои работ художников – мы и наша современная жизнь»
Особого внимания на выставке современного искусства заслуживают небольшие стихотворения на стенах выставочного зала. Я запомнила, к примеру, эти строки:
Никчемнейший месяц
Бесстыдно проходит.
Не скрою, бывало и хуже.
Уставшее время слоняется. Бродит,
Заметая следы неуклюже…
Другой запоминающейся работой для меня стал проект «Жизнь» от GonzoDen. «Жизнь» – комикс о тебе, обо мне, о нас, то есть молодых людях. Впервые он был опубликовал в онлайн-журнале @boktukorgonemessin. Когда пытаешься рассмотреть детали, мысли уходят куда-то далеко, и ты вспоминаешь, что есть люди, которых цепляет Marvel, есть те, кто всем сердцем за DC, но все это придуманные истории несуществующих персонажей. Тут главные герои – мы, а сценарий – жизнь. Вернувшись к тем самым деталям, мы находим себя и невольно понимаем, что мы не такие разные, как думаем. На мой взгляд, и организаторы выставки, и художники стремились создать некое поле творческого напряжения, пространство мысли молодого человека. Человека XXI века.
Елена Юсупова увидела выставку «Фантомная боль» с разных сторон, в том числе, с депрессивной.
Часто мы говорим, что понимаем искусство былых эпох больше, чем современное. Нам понятно то, что там нарисовано. Понятность – ключевое слово. Мы хотим осязать искусство умом. А что если искусство – это что-то за пределами рационального? И некоторые авторы выставки как раз и выводят нас, зрителей, за эти пределы.
Для меня основным экспонатом на выставке стала инсталляция «Сигареты». Сигареты в образе наших мыслей. Я увидела, прочитала в этой инсталляции полное отображение мыслей, поступков сегодняшней молодежи. Я услышала кричащие отголоски подсознания девушки и юноши: «Почему ты еще здесь? Может быть, ты уже в аду? Забудь его! Ты ему не была нужна».
Выставка показала, что мы на самом деле еще не научились читать, видеть, слышать ту и или иную работу современного искусства на том языке, на котором она сделана. Да, современное искусство нельзя понять без контекста.
Арина Нагорнова считает, что выставка современного искусства «Фантомная боль» (название говорит само за себя) учит отличать настоящее от ложного. Смысл - от его отсутствия.
Эта одна из выставок, которые чаще современный зритель не понимает, не чувствует, не обращает внимание на послания, переданные в художественной обработке. Но это вовсе не значит, что работы художников невыразительны, неточны, неинтересные. Это лишь означает,на мой взгляд, что у зрителя они не нашли отклика. Это не хорошо и не плохо. Просто так есть.
Авторы выставки «Фантомная боль»
постоянно отсылают зрителя к известному в
90-е гг. фильму режиссёра-документалиста Юрия Подниекса «Легко ли быть
молодым». За кажущейся лёгкостью и беззаботностью молодых людей скрываются
трагедия и боль, часто не воспринимаемая старшим поколением всерьёз. И
фантомная боль - это скорее напоминание об утрате, чем боль в физиологическая.
Каждая выставочная работа показывает и
доказывает это. Мысли и чувства очень часто кружатся вокруг утраченных
возможностей, важных когда-то людей, ныне оставшихся в прошлом и попытках
разобраться в ошибках прошлого, дабы не совершать их в будущем. Как и
большинство моих сверстников все эти волнения и «маленькие трагедии» взросления
не обошли меня стороной, что позволило мне прочувствовать эту выставку. Считаю авторов выставки «Фантомная боль»
большими молодцами, так как для воплощения этих глубоких мыслей в художественные работы, исполненные современными методами
медиа искусства, инсталляции, перфоманса, публичного искусства. инсталляции, требуются большие усилия и не типичный
взгляд на мир.
Публикацию подготовила Елена Воронина
Фотографии Данилы Васильева и Юлии Ли