На фото: Один из шахристанов на месте раскопок городища
Ак-Бешим.
Япония готова продолжить финансирование археологических раскопок на уникальном городище Ак-Бешим в окрестностях Токмака. Ситуация была в подвешенном состоянии с середины мая, потому что не было ясно будет продолжение прежнего проекта. Ведь у нас самих не нашлось ни тыйына на изучение собственной истории. Мы даже не можем создать нормальные условия для работы археологов, изымая у них арендную плату (!) за изучение своей же истории на территории Кыргызской Республики!
«Сегодня съездила на Ак-Бешим. Скотинка там не паслась, за что спасибо айыл окмоту, который стал работать с населением. Но, вот с раскопок на шахристане-1 все же уволокли ограду, включая стояки. Оно и понятно, в хозяйстве ведь все пригодится. Попросила ребят почистить от травы места раскопок. После этой поездки еще раз убедилась в том, что этому памятнику нужен музей», - написала 27 июня на своей странице в социальных сетях Бакыт Аманбаева, археолог, ведущий научный сотрудник института истории и культурного наследия Национальной академии наук КР.
Городище Ак-Бешим было открыто в 1894 году знаменитым исследователем-востоковедом Василием Бартольдом, чья научная деятельность была неразрывно связана с Кыргызстаном. Этот исторический памятник может существенно изменить наши стереотипные представления о собственной истории.
На фото: За этой грудой черепков кроется история средневекового города.
Всего в списке Института истории и культурного наследия НАН КР, 67 объектов республиканского значения, из которых 53 – археологические. Но вернемся к городищу Ак-Бешим. Под многометровым слоем земли в часе езды от столицы скрыты буддийские храмы, городские и хозяйственные постройки. В последнее время археологические раскопки там велись при поддержки японской стороны. Японские археологи из университета Тейко приезжали в мае, потом место раскопок было законсервировано, потому что кроме иностранных исследователей в самом Кыргызстане к нему никто не проявляет никакого интереса. Кроме группы кыргызских археологов во главе с Бакыт Аманбаевой, болеющих душой за судьбу исторических памятников, разбросанных по стране.
По окончании части работ кыргызские и японские археологи сделали ограждение на месте раскопок, некоторые места прикрыли плотным полиэтиленом, чтобы дожди не смыли сырцовую кладку. “26 мая съездили в Ак-Бешим и обнаружили очень неприятный факт, связанный с отношением местного населения к этому памятнику. Дело в том, что часть ограждений, которые мы соорудили вокруг двух раскопок на шахристанах 1 и 2, кто-то разрушил, а кое-где их и вовсе унесли с собой. На поверхности раскопок с кровельной черепицей уже пасется домашний скот. Было обидно и, честно сказать, противно. Возникло чувство безысходности от увиденного. Но работать все равно надо”, - рассказывала в интервью «Новым Лицам» археолог Бакыт Аманбаева еще месяц назад.
По словам Аманбаевой, пока не поменяется отношение чиновничьего аппарата к вопросу, дело не сдвинется с места. В особенности это касается чиновников, курирующих вопросы культуры и науки, а также местных представителей власти.
На фото: В раскопках помогают местные жители из села Ак-Бешим. Они под чутким руководством археологов аккуратно снимают слой почвы, откладывая в специальный мешок все, что нашли на месте.
“В этом году мы ничего не платили. Но в прошлом году они с нас содрали три шкуры. Там в айыл окмоту сидит непробиваемый человек. Я ему сто раз объясняла про значимость археологических раскопок не только для Ак-Бешима, но и для всего Кыргызстана. В прошлом году они все оформили с огромным нарушением. Минкультуры промолчало тогда. Спросите у Чынарбека Жолдошева, он курирует эту сферу в министерстве. Нам пришлось заплатить по коммерческой цене за два гектара земли, где мы начали раскопки. Мы перечислили 120 тысяч сомов на счет айыл окмоту. Там сплошные нарушения. Неправильно сделана охраняемая зона. Второй части городища в ней просто нет. Она оказалось в буферной зоне, что позволяет там вести сельхозработы. Все это делал якобы институт реставрации. Теперь Минкульт говорит, что неправильно сделали, к нам обращаются, мол, сделайте вы. Надо было с самого начала с археологами работать, само наличие культурного слоя уже повод для включения в охранную зону”, - говорит археолог Аманбаева.
У исследователей еще теплится надежда, что все нарушения можно будет устранить и получить государственную поддержку. А пока археологам самим приходится решать хозяйственные вопросы и вести непростые переговоры с местными властями, преодолевая стену чиновничьего равнодушия. Чересчур предприимчивые местные чиновники смотрят на археологов, приезжающих с японскими коллегами на городище, как на дойных коров, как будто речь о идет каком-то коммерческом проекте. И такое халатное отношение к собственной истории имеет место. Хотя еще в 2014 году три городища в Чуйской области, в том числе Ак-Бешим были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и у Кыргызстана есть определенные странновые обязательства.
“Там много зон для раскопок, мы с японскими коллегами решили остановиться на раскопках городских застроек, чтобы понять, как жили средневековые города, какая была инфраструктура. Самое главное для нас – как жил рядовой горожанин Ак-Бешима. Уровень благоустройства городов в караханидскую эпоху в Центральной Азии был на порядок выше, чем в то время в Европе. Это 100 процентов! В городах были обязательно проезжая часть, тротуары с канавками, которые выполняли дренажную функцию. Мы все еще в пределах XI-XII веков, а там глубже, надеюсь нас ждут открытия мирового значения”, - говорит Аманбаева.
На фото: Неожиданные находки
Пока мы равнодушно взираем на собственную историю к Ак-Бешиму повышенный интерес проявляют исследователи и туристы из Китая, Кореи и Японии. В китайских туристических путеводителях про Кыргызстан в обязательном порядке упоминается Ак-Бешим. Для китайцев, японцев и корейцев с историей этого городища связано имя легендарного монаха и ученого Сюаньцзана, который жил в 602-664 годы в эпоху династии Тан. Этот монах в течение 17 лет путешествовал из Китая в Индию через страны Центральной Азии. Согласно историческим данным он некоторое время жил и в Ак-Бешиме. Сюаньцзан привез домой в Китай 657 текстов на санскрите, всего на китайский язык перевел 1 330 буддистских текстов! Считается, что именно он заложил основы буддизма в Китае и Японии. Сегодня его имя особо почитаемо среди буддистов этих стран.
На фото: Японская съемочная группа снимает документальный фильм об истории городища Ак-Бешим.
В мае в Кыргызстан даже приезжала съемочная группа одной из японских научно-исследовательских программ, которая снимает исторический сериал о беспрецедентном путешествии китайского монаха Сюаньцзана. Они сделали часть съемок на городище Ак-Бешим, а потом двинулись в сторону перевала Бедел. Японские телевизионщики собираются пройтись по маршруту китайского философа в Кыргызстане, Китае, Пакистане и Индии.
По словам профессора японского университета Тейко Казуо Ямаучи, Кыргызстан является центральным звеном Шелкового пути, поэтому такой интерес к изучению исторических памятников здесь.
На фото: Археолог Бакыт Аманбаева в центре вместе с
коллегами из Японии.
Но, чтобы изучать памятники, нужно сначала их сохранить, иначе мы потеряем за эти несколько лет то, что столетиями хранилось под землей. Поэтому, по словам Аманбаевой, для консервации исторических памятников необходим практический механизм взаимодействия всех государственных структур, включая власти на местах и ученых на национальном уровне.
Алмаз Исманов