У музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева – юбилей!

21:55, 22 Января 2020

Первого января Кыргызскому национальному музею изобразительных искусств имени Гапара Айтиева исполнилось 85 лет. Нынешний год для музея, который без преувеличения и по праву считается «визитной карточкой» изобразительного искусства и культуры Кыргызстана, юбилейный. Что по случаю юбилея следует ожидать зрителям и любителям искусства, пока не известно, на официальных информационных онлайн-площадках музея – сайте и страницах в социальных сетях - нам не удалось найти ответ на этот вопрос.
Дабы не оставаться в стороне от этой знаменательной даты и поблагодарить всех, кто стоял у истоков создания и развития главного музея изобразительных искусств Кыргызстана, мы посчитали справедливым напомнить, как он создавался, как формировалась коллекция и какими выставками баловал своего зрителя в разные годы. В этом нам помогут архивные документы, страницы советской периодической печати и воспоминания людей, служивших и продолжающих служить музею.
Начинался Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева с инициативы народного художника СССР Семена Афанасьевича Чуйкова: на излете 1933 года Чуйков на совещании Обкома ВКП (б) Киргизской АССР выступил с предложением создать во Фрунзе картинную галерею. Есть свидетельства, что впервые вопрос о необходимости создания художественного музея был поставлен не Чуйковым, а С. М. Абрамзоном, известным этнографом и тюркологом, автором работы «Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи». Тем не менее, мы отдаем дань уважения именно Семену Чуйкову, так как благодаря его усилиям, всемерной поддержке Евгении Малеиной, супруги и художницы, и его коллег-художников В. Образцова и Л. Касаткина у нас появилась первая государственная картинная галерея.

Из воспоминаний С. А. Чуйкова, 31 октября 1966 года:

«Человек впервые говорит себе «я хочу стать художником» не тогда, когда он видит прекрасное зрелище природы, а стоя перед взволновавшей его картиной… И я понял, что до тех пор, пока во Фрунзе не будет хотя бы плохонького художественного музея, где бы люди могли видеть произведения изобразительного искусства, до тех пор ни один киргизский юноша или киргизская девушка не захотят стать художником.

В самом деле, как может человек, не испытавший на себе волнующее действие картины или скульптуры и не знающий, что из себя представляет профессия художника, захотеть стать художником, предпочесть эту неизвестную ему профессию уважаемой профессии врача или инженера? Я решил на свой риск немедленно добиваться создания во Фрунзе небольшой картинной галереи».

Весной 1934 года Оргкомитет Союза художников республики во главе с С. Чуйковым обратился к заведующему музейным отделом Наркомпроса РСФСР Феликсу Я. Кону с просьбой выделить из фонда московских музеев картины для фрунзенской галереи.

Из воспоминаний С. А. Чуйкова, 31 октября 1966 года:

«Заведующий музейным отделом Наркомпроса РСФСР Ф. Я. Кон встретил меня очень любезно и понял с полуслова. Он приветствовал мою инициативу по созданию картинной галереи во Фрунзе и тут же по телефону обратился к директору П. Кристи выделить из фонда пополнения периферийных музеев 40-50 больших картин русских художников по моему выбору. Я приступил к отбору картин. В течение двух месяцев (мая и июня 1934 года) я ежедневно работал в запаснике Государственной Третьяковской галереи вместе с заведующей С. И .Битюцкой по подбору произведений русских художников для первой художественной галереи во Фрунзе. В результате был составлен список из 54 картин и этюдов Репина, Сурикова, Айвазовского, Васнецова, Тропинина, Борисова-Мусатова, Верещагина, Поленова, Левитана и др. К этому списку Ф. Я. Кон прибавил 20 картин советских художников из фонда НКП (Наркомпроса) РСФСР. После чего список был утвержден для передачи Киргизии, а передо мной было поставлено условие об обеспечении помещения для галереи».

Таким образом, основой, началом формирования коллекции главного художественного музея нашей страны стали семьдесят два оригинальных произведения русских классиков конца XVIII и XIX веков и работы художников советского периода. Прежде чем попасть на музейные стены, требовалось найти нужное для картин помещение. И здесь огромная заслуга тоже принадлежит Семену Чуйкову. Поиск помещения и другие организационные вопросы оказались нелегкими. Вот как вспоминает процесс поиска помещения и его переоборудования С. Чуйков:

«После получения списка картин я написал секретарю фрунзенского Обкома М. Л. Белоцкому о полученных ценностях и просьбу о предоставлении под картинную галерею здания. Как вариант я предложил рассмотреть здание неработающей Никольской церкви в Дубовом парке. В конце июля 1934 года, когда картины были упакованы и отправлены, я вместе с женой, художницей Е. А. Малеиной, и двухлетней дочкой выехал во Фрунзе. По приезде я с ужасом узнал, что мое письмо Белоцкому еще не поступило, а церковь сносили, и уже оставались одни только стены. В это время (7 августа 1934 года) меня постигло несчастье: внезапно заболела и умерла дочь. Но я понимал, что начатое дело нельзя бросать, так как ящики с картинами, к этому времени прибывшие во Фрунзе, валялись на открытом дворе Киртранса и их некуда было девать.

Стены церкви удалось отстоять, и начались работы по переоборудованию здания для галереи. Мы с женой оставались во Фрунзе до декабря и параллельно с хлопотами по переоборудованию здания вели подготовку Первой республиканской художественной выставки. Переоборудование здания церкви длилось всю осень и декабрь 1934 года. А 8 ноября 1934 года мы открыли Первую республиканскую выставку, на которой было экспонировало 162 работы живописи и скульптуры. Выставка состоялась благодаря участию молодых художников, приехавших во Фрунзе работать в сентябре 1934 года: А. Игнатьева, С. Солодовникова, А. Шубина, А. Простева, а также первых кыргызских художников Айтиева, Акылбекова, Айдаркулова, Жоломанова, Садаева, Соронбаева».

Открытие государственной картинной галереи в Дубовом парке состоялось 1 января 1935 года. Чуть позже, в 1944 году, по постановлению правительства галерея была переименована в Кыргызский государственный музей изобразительных искусств. Первым директором галереи был утвержден Александр Илларионович Игнатьев, один из первых основателей и организаторов кыргызской школы живописи, а тогда, в начале 30-х годов, начинающий художник, выпускник Воронежского художественного техникума, направленный во Фрунзе по запросу Наркомпроса Киргизской АССР.

Параллельно с развитием галереи, а затем и музея шло пополнение коллекции. В 1941, 1945 и 1947 годах в музей была передана значительная часть экспонатов из фондов Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи. В результате главный музей изобразительных искусств Кыргызстана стал обладателем работ И. Репина («Женская голова. Этюд»), С. Щедрина («Итальянский пейзаж»), И. Левитана («Вечерний пейзаж»), М. Нестерова («Пейзаж. Ели»), В. Сурикова («Казак. Этюд»), а также И. Шишкина, В. Тропинина, О. Кипренского, Н. Касаткина, П. Сведомского, В. Маковского. В 1951 году в музей поступила картина «На клиросе» Л. Соломаткина, а в 1962 году редчайшая майолика «Царевна Лебедь» М. Врубеля.

Если оглянуться назад, перелистывая страницы истории Кыргызского национального музея изобразительных искусств им. Г. Айтиева (КНМИИ), то выяснится, что начало 60-х – 80-х годов прошлого столетия - один из самых активных периодов как по формированию музейной коллекции, так и выставочной деятельности. И в этом огромная роль принадлежит второму директору музея. Кульжаке Усубалиева возглавляла главный музей изобразительных искусств с 1959 по 1985 год. Занимаясь активной общественной деятельностью, К. Н. Усубалиева внесла значительный вклад в развитие культурных связей КНМИИ с зарубежными странами. Именно во время ее управления КНМИИ стал членом Международного совета музеев (ИКОМ). Высокая репутация К. Усубалиевой в музейном сообществе, теплые дружественные и партнерские отношения позволили музею представить у себя уникальные шедевры мировой живописи из крупнейших художественных собраний, которые чрезвычайно редко выдаются за рубеж, получить коллекцию редких факсимильных репродукций, воспроизведенных с оригинальных произведений французских художников конца XIX - начала XX века. Так, к примеру, 60 репродукций были подарены нашему музею Надей Леже, женой известного французского живописца Фернана Леже. Среди них «Мать и ребенок», «Семья акробата», «Герника» Пабло Пикассо, «Подсолнухи», «Красные дома» и «Портрет старого крестьянина» Ван Гога, а также репродукции работ Моне, Гогена, Ренуара, Дега, Боннара.

В 60-е годы фонды музея пополнились работами П. Филонова, А. Куприна, В. Лебедева, П. Кончаловского, С. Коненкова, Ю. Пименова, А. Дейнеки, Е. Белашовой, И. Грабаря.

Кое-кто из вчерашних фрунзенцев до сих пор помнит выставку графики (литография, офорт, линогравюра) и живописи (в репродукциях) гениального Пабло Пикассо в залах музея летом 1970 года. Выставка была приурочена к 90-летию художника. А 1983 год запомнился удивительно красивой выставкой под названием "Французское искусство XIX - XX веков». Это был один из масштабных партнерских проектов нашего музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ, Москва). Известно, что Кульжаке Ниязалиевна дружила с Ириной Александровной Антоновой, директором ГМИИ, их связывали не только доверительные деловые и профессиональные отношения. В результате этой дружбы весной 1983 года во Фрунзе на временную выставку «Французское искусство XIX - XX веков» были доставлены двадцать картин и двенадцать скульптур из коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Тогда кыргызстанцы смогли увидеть в подлиннике работы живописцев А. Матисса, О. Верне, А. Марке, К. Моне, А. Декана, скульптуры А. Бушара «Девушка с кувшином», А. Буше «Землекоп», К. Клоделя «Мольба», Э. Мейсонье «Наполеон на коне» и другие.

Переезд музея в новое здание тоже совпал со временем управления К. Усубалиевой. Он состоялся в 1974 году, в год 50-летия республики. Нынешнее здание, к которому мы уже привыкли и куда мы приходим на встречу с изобразительным искусством, было спроектировано архитекторами Д. Ырыскуловым, Ш. Джекшенбаевым и В. Назаровым, а монументально-декоративное оформление музея (мозаика на центральной лестнице, декоративный фонарь у входа) выполнено художником-монументалистом А. Ворониным.

В начале 90-х годов прошлого века музею было присвоено имя талантливого живописца, одного из первых кыргызских профессиональных художников Гапара Айтиева, а затем и статус национального музея.

Вместо заключения

Из воспоминаний С. А. Чуйкова, 31 октября 1966 года:

«Однажды летом 1929 года, идя по улице Фрунзе, мы с Образцовым встретили трех киргизских юношей, учащихся педтехникума.

- Один из этих ребят, - сказал Образцов, - как раз тот самый мальчик из нашего изо-кружка, о котором я тебе говорил. Его зовут Гапар Айтиев. Познакомьтесь.

Гапару Айтиеву было тогда 16-17 лет, он еще плохо говорил по-русски, и я сказал ему по-киргизски:

- Если хочешь стать художником, то ты должен много над собой работать.

Спустя много лет народный художник Киргизии Гапар Айтиев напомнил мне эти слова».

Елена ВОРОНИНА, арт-журналист

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям