Видукыргыз. К юбилею Альгимантаса Видугириса

12:19, 12 Июля 2016

В этом году одному из творцов кыргызского кинематографического чуда прошлого века, Альгимантасу Видугирису, исполнилось бы 80 лет.

Кинематограф – такой род искусства, о котором принято много говорить. Однако лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ленты «Катастрофу не разрешаю», «Мужчины без женщин», «Очкарик», документальный фильм «Замки на песке» и другие, в которых Видугирис выступил в качестве режиссера, а также его бесчисленные операторские работы – золотой фонд кыргызского кинематографа. По ним учат студентов, они вызывают ностальгию, им веришь. Гениальный оператор, сценарист и режиссер Видугирис оставил после себя очень внушительную фильмографию. И память о себе в сердцах близких людей тоже оставил.

- Это был большой ребенок. Уникальный художник, гениальный оператор – но ребенок, – говорит заслуженный деятель искусств КР Ракыя Шершенова, работавшая с Видугирисом режиссером монтажа. – Однажды, когда у нас в очередной раз вверх тормашками летели все сроки, я ему говорю: «У тебя жена кыргызка, значит, ты зять. А зятю у нас, у кыргызов, все условия предоставляют. Вот пойди к начальству и скажи: «Я зять, дайте мне закончить фильм». Я-то пошутила, а он, что вы думаете, пошел и так и сказал! И так рассмешил, что время закончить фильм нам дали. Его детская, искренняя, невероятная непосредственность проникала в самое сердце. Сердиться на него было невозможно. А поводы были. Переделывали мы всю работу каждый день. Пока он все варианты монтажа не переберет, не успокоится. Сроки горят, напряжение зашкаливает, но оно того стоило. Когда видишь итог и понимаешь, что лента близка к гениальной, забываешь обо всех нестыковках и проблемах.

Регалии и профессиональные достижения Видугириса впечатляют: народный артист КР, кинодраматург, кинорежиссер и кинооператор высших категорий, лауреат премии Ленинского комсомола Киргизии, академик Национальной академии киноискусства.

Он родился в 1936 году в Литве, в небольшом городке под названием Укмерге. После школы поступил на гидрофак Каунасского политехнического института, однако не доучился, рванул в Москву, во ВГИК. После окончания операторского факультета будто сорвался в свободный полет – прошел Каракумы от Керки до Устюрта, поднимался на пики Алтая и Тянь-Шаня, бродил по развалинам поселений на территории Узбекистана. А потом увидел и полюбил Киргизию. Здесь и женился, обрел семейное счастье. Знавшие его люди говорят, что любил он нашу страну страстно, истово, как мало какой рожденный среди гор гражданин Кыргызстана любит свою Родину. Носил ак калпак даже, чем вызывал очень теплые улыбки.

- Я видел удивительную вещь – вот идет прибалт в нашем национальном калпаке. И ему идет! Да так идет, что сливается в одно целое. Он был больше кыргыз, чем очень многие кыргызы, - делится своим самым сильным эмоциональным воспоминанием о юбиляре председатель Союза кинематографистов Кыргызстана Таалайбек Кулмендеев.

За свою нереальную преданность природе и людям кыргызского края Видугирис получил прозвище, которым называли его за глаза почти все коллеги: Видукыргыз.

- Ради работы и ради страны, республики Альгимантас был готов на многое, если не на все. Я вам небольшой пример приведу: он затрачивал свои деньги на пленку. Это сейчас карту вставил – и снимай, сколько хочешь. А раньше ведь километры пленки уходили. Наверное, он немного обделял свою семью… Но такой счастливый всегда был, если ему удавалось добыть какой-то расходный материал, договориться о том, чтобы на съемки предоставили технику. Например, мы в пропасть сбрасывали тяжелые машины, чтобы снять этот потрясающий кадр из фильма «Год неспокойного солнца». Сколько сил было затрачено на то, чтобы это удалось! Он пробивал любые стены и запреты сметал тараном. И со мной скандалил, обзывал плохим директором, и выше шел, и на месте всех ставил буквально на уши, но своего добивался, - рассказывает Асипа Абдыкадырова, заведующая кафедрой кино, директор картины Видугириса «Год неспокойного солнца».

Работа Видугириса не раз была отмечена премиями самого высокого, международного класса. Вот неполный список регалий: премия за лучший короткометражный фильм на кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана, главный приз «Золотая статуэтка» на Международном фестивале детских фильмов в Тегеране, первый приз на Международном фестивале короткометражных фильмов в Тампере, приз ЦК ВЛКСМ за лучший детский фильм, приз Всемирной федерации журналистов и другие. Семь Гран-При на международных фестивалях!

- Он жаден был до работы. Такая любовь, страсть всей жизни. Любил животных, понимал их. Я до сих пор вижу эти фильмы, особенно если не дома их приходится смотреть, и испытываю огромную гордость. И радость, что судьба свела с таким замечательным человеком, - говорит Мария Абакирова, директор фильма «Катастрофу не разрешаю».

К признанию автор шел уверенно. В 1962 году на киностудии «Киргизфильм» снял в соавторстве с сокурсником Игорем Моргачевым документальный фильм «Обращенные к солнцу», таким стал его дебют. И он сразу был отмечен поощрительным дипломом на кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана в Ашхабаде. Через шесть лет Видугирис становится автором картины «Замки на песке», которая принесла рекордное для киностудии количество призов. Практически все его работы не прошли незамеченными.

- Он был свободен во всем, рамок не признавал – и ему это позволялось. Ни притеснения, ни давления не было, я вам это со всей ответственностью заявляю. В работах Видугириса камера практически впервые начала ходить ходуном, а ведь до этого на экран не попадали такие кадры, - вспоминает Ракыя Шершенова.

В фильмографии юбиляра 20 документальных, короткометражных и полнометражных художественных фильмов. А центром не только творческой биографии, но и его жизни стало строительство Токтогульской ГЭС. Это было главным и самым сильным впечатлением гениального оператора.

- Самое яркое, что было в моем детстве, – это поездки с отцом каждое лето на Токтогулку. На всех стройках, на всех заседаниях, при решении всех трудностей, на каждой горе я побывал. Облазил все подвалы и все строящиеся сооружения. Впитывал, учился понимать и проникался этим делом. На моих глазах росли небоскребы в горах. Это невозможно забыть. Между прочим, и в жизни, и в бизнесе мне эта «летняя школа» очень помогла, - говорит Стасис Видугирис, сын Альгимантаса.

Еще одно кредо автора – честность – сделало его работы классикой кинематоргафа. В 1969-1970 годах Альгимантас Видугирис на личные средства сделал фильм «Через сто лет потомки скажут», в котором намекнул: через столетие потомки проклянут «великие стройки коммунизма» за то, что они наносят непоправимый ущерб природе. Это было неслыханной, невероятной смелостью. Но под каток тоталитарной реакции Видугирис не попал. Избежал и постсоветской фрустрации – когда исчезла возможность снимать, изучал этнографию народов Евразии, работал над двухтомным философским трудом «Химеристика, логико-рационалистическое конструирование и мифическое создание художественных образов», участвовал в жюри кинофестивалей, дарил любовь детям (кроме сына Стасиса у него есть дочь Айгуль) и супруге, бывшей актрисе кино, а ныне врачу-психотерапевту Розе Табалдиевой. И до самой кончины не переставал любить Кыргызстан.

Подготовила Светлана Бегунова 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям