Выставка в Оше – большие полотна, большие смыслы

10:01, 17 Декабря 2021

В Ошском областном музее Изобразительных искусств им. Т. Садыкова открылась выставка: «Социальное искусство: проект идентификации». Свои работы представили 10 художников из Кыргызстана и Узбекистана. Более 40 картин отражают актуальные проблемы современности в социальной, политической, экономической, экологической сферах жизни. Яркие, смелые, с неожиданным сюжетом картины привлекают внимание посетителей, особенно молодежи. Авторы произведений рассказали о том, насколько важно и сложно отражать проблемы общества в красках.

«Художники не делают хайп!»

Выставке предшествовала длительная работа с десятью художниками в рамках проекта «Посткарантин: новые знания для будущего», реализуемого общественным фондом «Аманат-Омур» в партнерстве с Ошским областным музеем изобразительных искусств им. Т.Садыкова и при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».

В ходе пятидневной арт-резиденции в Оше художники работали над созданием картин при кураторстве тренера Гамала Боконбаева, заслуженного деятеля культуры КР. «Художники юга и авторы из Андижана делают искусство. Они не делают карьеру, не делают хайп. Эта выставка как некий итог, как ступень в долгом процессе развития современной живописи. Выставка состоялась! Мы постараемся, чтобы эта выставка оставила свой след», - отметил Боконбаев.

На открытии выставки Венера Рыскулова, вице-мэр города Ош, отметила важность культурных мероприятий, направленных на привлечение внимания к социальным вопросам. «Участие художников из Узбекистана является хорошим показателем того, что искусство не имеет границ, оно объединяет людей», - подчеркнула вице-мэр.

«Я смелый, когда в руках кисть!»

Картины художника Улана Джалиева привлекают внимание чистотой цвета, четкой геометрией линий, симметрией форм. На картине «Один в поле не воин» вместе изображены музей ИЗО и старинная мечеть, показано, как они сосуществуют рядом много лет; искусство и религия дополняют друг друга, наводят на размышления в поисках ответов на многие жизненные вопросы.

Картина «Преодоление» имеет важное личное значение для Улана Джалиева. Полтора года назад скончался его отец — Батыр Джалиев, заслуженный художник Кыргызской Республики, один из признанных художников Кыргызстана. В последние три года Батыр Джалиев страдал от заболевания глаз, не мог писать картины. До конца жизни он интересовался искусством, какие выставки проходят в музее ИЗО, что пишут современные авторы. Его сын делал фотографии выставок и дома рассказывал отцу о картинах. Вечером, после похорон, Улан Джалиев вышел на улицу, случайно посмотрел на юрту и замер: внутри юрты горел свет, вокруг ночь, темное небо. Это было какое-то особое состояние; как творческий человек Улан быстро сделал фотографии и спустя 1,5 года решил изобразить этот момент. Картина показывает путь человека — свет в юрте, как память о выдающемся художнике, легкий дымок над юртой — душа художника, темная ночь - как Вселенная. Автор заметил, что написание этой картины было непростым, его переполняли чувства. Несмотря на насыщенные, темные цвета, картина оставляет светлый след, добрые мысли.

Улан Джалиев поделился впечатлениями от участия в проекте по продвижению социального искусства: «Очень хорошая, интересная тематика, у каждого художника свои мысли, свой почерк. Работа над двумя картинами прошла легко, над двумя другими пришлось поразмыслить о композиции, стилизации. Для себя понял, что не все задуманное удалось реализовать. Своим творчеством художники должны помочь государству путем привлечения внимания к самым сложным вопросам».

Одними из смелых по замыслу и масштабу реализации проекта являются картины двух художников из Джалал-Абада. Многие посетители выставки надолго останавливались перед картинами 66-летнего художника Алмасбека Самидинова. На его картине «Дождик. Халал» изображена красивая девушка с развевающими локонами, идущая по миру, а вокруг нее десятки глаз. Автор сообщил, что хотел показать женскую красоту, которая вызывает зависть, злобу, намерение ограничений.

Рядом находится его картина «Передача души», которая появилась как отражение его воспоминаний о том, как много лет назад он находился 20 дней в реанимации и затем ощутил себя словно заново родившимся. «Большие полотна помогают показать большие замыслы. Когда размер меньше, то и воздействия меньше. Я смелый тогда, когда в руках кисть. Смелость художника в его работах», - добавил Самидинов. Он добавил, что работа в проекте была успешной, участники и организаторы работали в одном направлении как единая команда.

Другой художник из Джалал-Абада Абдусамат Мырзаев рассказал, что недавно у него родился 14-тый внук, поэтому одна из картин посвящена этому событию «Рождение внука», которого назвали Манасом. Автор использовал смелое цветовое решение, гармоничные линии, а силуэты сидящих женских фигур изображают память предков. Другая важная работа - «Мечеть и художник» - заставила многих посетителей задуматься о том, как творческий человек находит гармонию между религиозностью и желанием создавать произведения. Эта картина как коллаж, состоит из разных частей, объединенных общим замыслом.

Тему погружения в религию продолжил ошский художник Ырысбай Толонов: «Пятничный намаз», «Семья». Возле его картин подолгу останавливались другие художники, называя Толонова гениальным, выдающимся автором.

Любой проект направлен на изменения, этот проект помог участникам раскрыть свое творчество в разных направлениях. Художники отмечали, что их коллега, Исмаил Урманов, художник и преподаватель, по-своему раскрыл тему социального в творчестве. В его картинах «Женщина-мигрант», «Человек-луна», «Без названия», «Экология» каждый посетитель увидит что-то свое.

Женская часть участников проекта представлена картинами Нюргуяны Иннокентьевой и Арууке Сыдыковой. Первая художница посвятила триптих политической тематике: «Хроника 7 апреля», чтобы люди не забывали цену свободе, медицинской теме «Черный июль», в память о работе медиков в борьбе против коронавируса.

Арууке Сыдыкова раскрыла социальные темы, когда люди вынуждены искать заработок. Повседневность, серость, отсутствие перемен, равнодушие – вот что особенно волнует художницу.

Особое внимание заслуживают картины двух художников из Андижана. Картины Расула Исманова пользуются популярностью у молодых людей, которые делали фотографии его работ, обсуждали между собой понятные посылы. «Маска» получила второе название «Лицемерие», а картина «Признательность» стала символом свободы.

Большой интерес вызвали картины Муратвая Умарова: понятные сюжеты, чистые цвета. «Влюбленные», «Друзья» - показывают отношения между молодыми людьми двух народов, веками живущих рядом, имеющих общую культуру, схожий язык. «Пьющих одну воду», - как заметил Умаров.

«Возвращение с родника» показывает нелегкий труд женщины — осанка и выражение лица женщины с коромыслом и двумя ведрами с водой. Треугольники как острые, сложные моменты в жизни каждого человека, ворота дома как рамки, ограничивающие поведение. Мягкий оранжевый и насыщенный зеленый символизируют надежду, достижения, исполнение желаний.

Многим понравилась картина «Арапа» - день, накануне мусульманского праздника Курман Айт. Сюжет о том, как люди разных возрастов и деятельности спешат домой, чтобы успеть завершить приготовления к важному празднику. В руках каждой фигуры светлый сверток или узелок с продуктами, вещами. В окнах одноэтажных домов горит свет, как символ домашнего уюта и семейного благополучия.

«Мне очень понравились работы других участников проекта, который стал мостом для двух стран. Я открыл для себя новые пути творческой самореализации, надо идти дальше», - сказал художник Умаров.

Художники из Андижана вручили благодарственное письмо директору музея ИЗО -  Бактыгуль Мидиновой и авторские памятные подарки.

Художник – носитель информации

Посетитель выставки, преподаватель вуза, художник Абдурасулжан Умаралиев, заметил, что он со стороны наблюдал за творчеством участников проекта. «Каждая выставка должна нести свой посыл другим художникам, людям. Немного критики - не все работы имеют одинаковый уровень. Для обывателя важно, что хотел сказать художник сегодня. Художник – носитель информации, он должен говорить то, что сегодня волнует многих. Мы должны быть благородными представителями сообщества. Если мы хотим быть честными, правдивыми, нужными именно в это время, то нам надо говорить о сегодняшнем, чтобы наш голос дошел до всех. Мы должны донести голос сегодня, чтобы мы смогли что-то изменить. У нас много проблем: социальных, экономических, политических. Чтобы до людей лучше донести замыслы художников, нужны профессиональные критики», - отметил Умаралиев. Он пожелал авторам, чтобы палитра не высыхала, а вдохновение не покидало.

После открытия выставки ожидается выпуск каталога работ художников. Выставка проходит в Ошском областном музее ИЗО им. Т.Садыкова и продлится до 15 января 2022 года.

Сахира Назарова
Фото автора и мэрии города Ош
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям