«Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука
более художественной: расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на
вершине», - писал два столетия назад известный французский писатель Гюстав
Флобер.
И, хотя искусство и наука знают немало примеров
совместного сотрудничества, такой синтез встречается у современных
отечественных художников все еще не часто. На Западе иное отношение к этому
партнерству. В этом мы убедились, побывав
со студентами I курса Инновационного колледжа АУЦА на выставке «Вселенная как опыт» ("Universe as
Experience”) современного американского художника, астрофизика по образованию
Рафаэля Варгаса-Суареса (Юниверсала), которая в настоящее время развернулась в
одном из залов Национального музея изобразительных искусств имени Гапара
Айтиева.
Для творческой молодежи посещение художественных выставок важно во многих аспектах - побуждает интерес к изобразительному искусству, помогает расширить представление о современном искусстве и о выбранной профессии, вдохновляет своим примером.
Воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания всегда были неотъемлемыми составляющими в образовании. Конечно, студенты Инновационного колледжа АУЦА соприкасаются с искусством, изучая такие дисциплины как «Всемирная история искусства», «История дизайна», «Архитектура», осуществляя непосредственную эстетическую деятельность на занятиях по «Рисунку и живописи», «Дизайн-проектированию», «Компьютерной графике». Но, этого, к сожалению, недостаточно. Задача стоит гораздо шире: развитие чувственно – эмоциональной сферы, а вместе с ней и эстетического вкуса. А это возможно лишь в непосредственном взаимодействии с искусством, и в этом контексте, посещение художественных выставок, музеев, галерей, общение с художниками, анализ, обсуждение их творчества, написание рецензий играют важную роль в формировании эстетического вкуса и понимания изобразительного искусства.
Первой выставкой этого года, которую посетили студенты Инновационного колледжа АУЦА, стала персональная выставка современного американского художника и астрофизика Рафаэля Варгаса-Суареса (Юниверсал) под названием «Вселенная как опыт».
Подобная выставка (куратор Георгий Мамедов) организовывается впервые в нашей стране. Ее уникальность состоит в необычном выставочном дизайне, представленных работах и техниках, идее и концепции. Такие выставки все еще остаются редкими в нашей стране и Бишкеке. Особо отмечаешь выставочный дизайн, профессиональный подход куратора и художника к оформлению выставочного пространства. Нашим художникам и музейным сотрудникам, наверное, стоит поучиться современным техникам оформления выставок в музейном пространстве.
Сам художник родом из Мексики, работает по всему миру, а своим основным местом жительства считает Нью-Йорк. Это первая выставка художника в Кыргызстане. В нашу страну художника привел интерес к изучению традиционных техник художественной обработки текстиля. Еще в 2016 году Варгас вместе с известным кыргызским дизайнером одежды Дильбар Ашимбаевой создал масштабное текстильное настенное панно для Американского университета в Центральной Азии.
Итак, что же увидели на выставке «Вселенная как опыт», как прочитали то или иное произведение современного художника молодые зрители, люди поколения Z, которые сформировались под влиянием социальных сетей и гаджетов?
Адисса Курманалиева, студентка Инновационного колледжа АУЦА
Для меня выставка "Вселенная как опыт" - размышление о времени и пространстве с использованием дизайнерских работ в техниках "шырдак" и "чий", а также живопись, рисунки, коллажи, научно-популярный документальный фильм "Степени десяти и относительные размеры объектов во вселенной" (1977) культовых американских дизайнеров Чарльза и Рэй Имзов. А еще это возможность посредством соединения науки и искусства увидеть сложный, огромный материальный и нематериальный мир. Достигается это при помощи цвета, форм и фактуры. Выставка была подготовлена при поддержке галереи Hutchinson Modern & Contemporary (Нью-Йорк, США), специализирующейся на искусстве художников латиноамериканского и карибского происхождения.
Одной из самой запоминающейся для меня работ современного американского художника стала «Картина для Мадины», которая была написана им в память о погибшей во время приграничного кыргызско-таджикского конфликта двенадцатилетней девочке из Баткена. Во время ее просмотра у меня появилось чувство тревоги и опасности. Она находится на центральной стене в первой части экспозиции. Пройти мимо этой работы и не остановиться, невозможно.
Другой запоминающейся работой для меня стала серия рисунков во второй части выставочной экспозиции. Рисунки размещены на музейной стене в шахматном порядке, на них изображены разноцветные кружочки разного размера, диметра. При первом их просмотре они напомнили мне человеческие эмоции. Определенные эмоции людей собрались в кружочки, размер которых зависит насколько человек подвластен эмоциям или нет. Эмоции, человек, космос, Вселенная, молекула, атом…. Все взаимосвязано. Удивительная выставка.
Атай Бердибеков, студент Инновационного колледжа АУЦА
Работы современного американского художника на выставке «Вселенная как опыт» затягивают. У них есть определенный медитативный эффект. Ты можешь неспешно пройти мимо одной из работ, а потом неожиданно для себя выяснить, что ты уже стоишь перед ней, и не известно сколько времени прошло с того момента как ты к ней вернулся. Ты понимаешь, что картина тебя “затянула”, ты застыл перед ней. Согласитесь, ни каждая выставка или работа современного художника имеет такое свойство.
Айым Молдоназарова, студентка Инновационного колледжа АУЦА
Автора выставки «Вселенная как опыт» в нашу страну привел интерес к традиционной художественной обработке текстиля. И при просмотре выставочной экспозиции отдельные работы мне действительно напоминали наш традиционный шырдак, правда только на бумаге. Это удивительно!
Переходя из одной выставочной части музейного зала в другую, я ощутила что-то наподобие перехода из одной небесной сферы в другую. Невероятные ощущения получаешь от рассмотрения представленных на выставке работ. Каждая работа имеет свое звучание, свою ритмику. В этом еще одно удивительно свойство творчества этого художника.
Особенно мне запомнилась работа, на которой был изображен образ глаза, В отражении глаза я увидела горы и долину. Но при рассмотрении этого образа с разного ракурса зритель каждый раз может увидеть что-то новое, что-то свое.
Жаркынай Есенкулова, студентка Инновационного колледжа АУЦА
Я очень благодарна колледжу и нашему преподавателю, что мы посетили эту выставку. Она наглядно показывает, что наука и искусство могут не противоречить, а по-настоящему дополнять друг друга, создавая уникальную возможность для неповторимого опыта, динамичной игры чувств и ощущений.
Астрономия и изобразительное искусство - одни из моих любимых наук, и я часто думаю над тем, как можно совместить эти знания в своем творчестве. С уверенностью могу сказать, что выставка «Вселенная как опыт» для меня послужила огромным источником вдохновения. Мне нравится, как художник создает композиции для своих работ, как работает с цветом, ритмом. На мой взгляд, художнику удалось передать космос, который, как показывают научные исследования, в целом пустой, беспредметный, ведь расстояние от важных объектов относительно Земли огромное.
Сузан Шахин, студентка Инновационного колледжа АУЦА
Название выставки “Вселенная как опыт” говорит об уникальной личности художника, автора представленных работ. – по образованию астрофизик, а уже потом художник. Именно астрофизические знания побуждают его выражать многообразие нашей Вселенной в искусстве.
Очень интересен дизайн выставки. Я заметила, что музейный зал, в котором экспонируются его работы, тоже является одним целым произведением искусства. Расположение рисунков выглядит гармонично и никак не вызывает потерянности. Сам стиль художника, техники, в которых выполнены его работы, тоже вызывал во мне отклик. Строгие линии, четкость фигур, ориентация разных тонов, - все было настолько притягательным и медитативным, что появлялось желание вновь обойти зал и остановиться у отдельных работ художника. Названия его работ (хотя большинство работ без названий) тоже вызывает интерес: «Уставшая черная дыра», «Горизонт событий», «Алгоритмы хаоса». Они акцентируют на оригинальном и креативном подходе художника к своему творчеству. Больше всего меня поразило полотно под названием «Картина для Мадины», которое было написано в память о погибшей во время приграничного кыргызско-таджикского конфликта девочки Мадины из Баткена. Эта работа будто олицетворяла последний вздох, последний шаг на спасение, и по словам художника изображала две точки конфликта – до и после.
Аян Борбоев, студент Инновационного колледжа АУЦА
Выставка «Вселенная как опыт» - это стремление художника запечатлеть реальность за пределами человеческого восприятия. Масштабы Вселенной, как в ее макро-, так и в микроразмерах. - необычный художник. Он – научный художник. Перед тем как приступить к картине или рисунку, он изучает, исследует Вселенную. Он работает с огромными научными и техническими данными, которые собирает в международных космических и астрономических программах. Он исследует структурные чертежи аэрокосмической архитектуры и спутниковые фотографии космического пространства. Об этом художник сам рассказал во время нашего просмотра выставки. И постичь силу, красоту Вселенной ему помогают знания как науки, так и искусства. Именно это позволяет ему стирать границы между наукой и искусством, между реальностью и вымыслом, между словом и мыслью. Это удивительно. Я считаю, что эта одна из самых интересных, необычных и красивых художественных выставок, которые есть в Бишкеке и которые я посетил.
Дильназ Турдиева, студентка Инновационного колледжа АУЦА
Стиль художника, техника создания работ, на мой взгляд, очень своеобразны и сразу могут узнаться. Прямые линии, геометрические фигуры, яркие цвета, многообразие абстракции, беспредметного мира. Это и есть Рафаэль Варгас-Суарес. Хочу отметить особый взгляд на организацию выставочного пространства. Выставочный дизайн заключался в выстраивании стен по пересекающимся линиям, которые как бы, «выходили» из картин.
Мне запомнились две выставочные работы: «Painting for Madina» и «Algorithms of Chaos II». Было интересно их рассматривать и размышлять, задавать вопросы - что же хотел выразить автор, какой смысл заключен в них, в чем уникальность этих работ и пр. Пока я не нашла ответов на свои вопросы. В некоторых картинах я увидела начертания планет, в других же четко увидела Землю и «черную дыру».
Выставка показалась мне интересной, она помогла посмотреть на космос, Вселенную, человека по-другому, иным взглядом. Выставка заставила задуматься. Рано или поздно я найду ответы на свои вопросы. Но интерес к творчеству к этому художнику останется у меня надолго.
Байэл Суранбаев, студент Инновационного колледжа АУЦА
Рафаэль Варгас-Суарес во время нашего короткого общения на выставке произнес, что большинство его работ не имеют названия. И это нормально. Каждый зритель может дать той или иной работе художника свое персональное название. Наиболее ярко мне запомнилась одна из его картин с изображением “черной дыры”.
Выставку «Вселенная как опыт» я сравниваю с молекулой. Линии, которые были прорисованы на музейных стенах, соединяли рисунки и картины, словно атомы в молекуле. Меня также поразил, удивил выставочный дизайн. Я впервые вижу такое оформление выставки. Подобным способом оформления своих работ художник, на мой взгляд, создал некую метафору грез о свободном полете, о космосе, о вечности.
Эмир Турсунов, студент Инновационного колледжа АУЦА
На выставке «Вселенная как опыт» я познакомился с творчеством самобытного современного художника, который открыл зрителям макро и микро миры на уровне чувственного восприятия. Рафаэль Варгас-Суарес с помощью различных художественных техник и дизайнерских решений превращает нашу Вселенную из абстрактной концепции в конкретный опыт.
На мой взгляд, все работы, которые представлены в экспозиции, интересны, узнаваемы и требуют размышления. Они притягивают к себе. Я стараюсь посещать в нашем городе художественные выставки, но не могу припомнить, чтобы какая-нибудь из них имела такой притягательный эффект как выставка под названием «Вселенная как опыт».
Елена Лё Коз, студентка Инновационного колледжа АУЦА
Основная идея выставки «Вселенная как опыт» - показать микро и макро мир во всех красках. Первое, что бросается в глаза, живопись Рафаэля Варгаса-Суареса - беспредметна. Ему симпатична геометрическая абстракция. У него получается совмещать большое с микроскопическим. В его работах я вижу не только мир космоса, но и мир математических схем, уравнений, мир законов физики, астрономии.
Другая фишка художника состоит в многослойности. Используя линии, спирали, блестки, склеивание, наложение и пр., он в итоге добивается единого абстрактного произведения.
На выставке мне удалось пообщаться с художником. Я узнала, что во время работы над своими рисунками он использует медитативные техники. «Написание картины – это есть высший уровень медитации для меня», - признался художник. Именно это и ощущаешь при просмотре его работ. От любой работы Рафаэля Варгаса-Суареса веет спокойствием, умиротворением.
Елена ВОРОНИНА
Фотографии: Алия АБДРАЕВА