А. Давлетов. В деревне. 2015 г.
В выставочном зале КНМИИ имени Гапара Айтиева открылась ставшая уже традиционной ежегодная осенняя выставка произведений кыргызстанских художников.
Выставка является творческим отчетом Союза художников за последние годы. Этой же экспозицией живописцы Кыргызстана поздравляют с 80-летием Народного художника СССР Тургунбая Садыкова, основоположника профессиональной скульптуры в Кыргызстане.
В экспозиции представлены более 100 работ в разных техниках: живопись, графика, скульптура. Участвует как старшее поколение (А. Каменский, Д. Конгурбаев, В. Зухин, Н. Турпанов), так и молодежь, недавно вступившая в республиканский Союз художников.
Каждый автор представил на выставку по две-три работы. Несмотря на многообразие жанров, доминируют натюрморты, пейзажи и сюжетные картины. Среди последних есть и повествовательные композиции, и «живописные метафоры», где простой мотив служит импульсом к построению сложных цветовых композиций. Например, это можно увидеть в живописных полотнах Д. Конгурбаева.
А. Каменский. Натюрморт. 2015 г.
Обращает на себя внимание и разнообразие трактовок жанра. От концептуальных, модернистских работ К. Шкурпела до академических, осенних, с «фламандскими» пристрастиями натюрмортов А. Каменского и Е. Лысогорова. Дышат светом прозрачные работы Ч. Торобековой.
А. Каменский. Керамика.
Сюжеты полотен другого живописца, А. Давлетова, простые и запоминающиеся. Глядя работу «В деревне», возникает ощущение, что тонкой, хрупкой фигурке мальчика в пустом, насыщенном только цветными всполохами пространстве, одиноко. Не звучит пастушья свирель, не слышно других звуков деревенской жизни... Покой и оцепенение подчеркнуты сиренево-бирюзовым колоритом.
К. Шкурпела. Сталинская бутыль. 1997 г.
И хотя пейзаж, натюрморт и сюжетная картина в последнее время оттеснили на второй план портрет, интерес к последнему, как показала выставка, у наших творцов все еще сохранился. Жаль, что портретов мало и они чаще всего не запоминаются.
Е. Лысогоров. Натюрморт.
В целом же изучение экспозиции убеждает в том, что абсолютное большинство представленных на ней работ носит творческий характер и относительно меньшая часть была выполнена по заказам. И все же выставка оставляет противоречивое впечатление. Удивляет, как при полной художественной свободе, которые имеют нынешние молодые художники, можно было не представить на выставке результат хотя бы одного новаторского поиска. Надо признать, что выставку спасают лишь работы художников старшего и среднего поколения. Только ради этого и стоит ее посетить и посмотреть.
Елена Воронина