ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVI - XX веков: КАК СМОТРИТ ВЫСТАВКУ ПОКОЛЕНИЕ Z

10:24, 6 Мая

Скоро в КНМИИ им.Г.Айтиева завершится выставка «Западноевропейское искусство XVI - XX вв.». До 7 мая 2021 года можно успеть ее увидеть

Давно ли вы были в музее, уважаемый читатель? И как часто бывает в музее молодой человек поколения Z?

Возможно, постановка вопроса у отдельных читателей может вызвать неоднозначную реакцию на фоне карантинного времени. Все мы хорошо знаем, что в прошлом году мир музеев был недоступен для людей. Многие выставки были перенесены на 2021 год. Лишь к осени 2020 года, музеи постепенно начали открывать свои двери зрителям, соблюдая соответствующие санитарные правила. Музеи снова стали местом притяжения. Поэтому, на наш взгляд, не стоит связывать свое не частое посещение музея оговоркой о его недоступности или закрытости лишь по причине COVID-19. Нашим музеям (речь идет о мемориальных домах- музея Бишкека и Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева) и в прошлом 2020 году, и в первой половине этого года было что показать любителям и знатокам искусства.

Если говорить о Национальном музее изобразительного искусства имени Гапара Айтиева, то он, несмотря на непростую санитарно - эпидемиологическую ситуацию в столице, которая каждый раз менялась, в самом начале года был неисчерпаем на новые темы для выставок. Одной из таких выставок является выставка под названием

Эта выставка уникальная по многим причинам. И прежде всего тем, что работы западных мастеров прошлых веков не часто увидишь в наших музейных залах. Во-вторых, большую часть экспозиции данной выставки составляют произведения искусства, которые были переданы Государственным Эрмитажем нашему КНМИ им.Г.Айтиева в далеком 1947 году прошлого столетия. В-третьих, выставка была долгожданной и символичной (на одной из работ выставки изображен символ нынешнего года). Потому долгожданную выставку западноевропейского искусства мы со студентами первого курса Инновационного колледжа Американского университета в Центральной Азии не могли никоим образом пропустить. В этом был наш интерес и любопытство. Другой интерес состоял в том, чтобы эту редкую и уникальную выставку увидели молодые люди.

Признаюсь, студенты нисколько не колебались в вопросе: пойти – не пойти. У них были другие вопросы: Какое оно западноевропейское искусство на полотнах, а не на экране монитора или слайдах? Кто такие Фридрих Вольтц, Эжен Делакруа, Ян-Батиста Ламбрехтс?... Каковы их работы?... И неужели в экспозиции есть гравюры самого Альбрехта Дюрера, одного из титанов Северного Возрождения? Любопытство взяло верх.

Мне, как руководителю курса по искусству Инновационного колледжа АУЦА было интересно узнать у представителей поколения Z их мнение как о самой выставке, так и о музейном пространстве в целом. И, прежде чем как мы услышим мнение ребят о выставке, отмечу одну особенность, о которой высказалось большинство ребят. Для молодых людей, которые являются жителями столицы, посещение выставки, как и музея было первым в их жизни. Это говорит о многом. В первую очередь о том, что в семьях нынешних молодых людей не сложилась определенная традиция посещать музеи, галереи, выставки. Поэтому обвинять молодого человека, как это зачастую можно услышать из уст музейных сотрудников, в том, что он не интересуется музеем, что интерес порой носит мгновенный эффект (пример ежегодной традиционной акции «Ночь музеев»), что молодые люди не частые гости выставок, что налицо спад интереса школьников и студентов к музеям, и пр., не стоит. Все идет от родителей, из семьи. Возможно самим музеям необходимо искать новые маркетинговые приемы работы с семьей и придумывать инновационные программы для привлечения молодой аудитории в семейном формате.

Итак, что же увидели на выставке западноевропейского искусства XVI - XX вв., как прочитали то или иное произведение искусства, как посмотрели на искусство в музейном пространстве, на что обратили внимание молодые зрители, люди поколения Z, которые сформировались под влиянием социальных сетей и гаджетов.

Меруерт Алмаз: Экспозиция выставки, по-настоящему меня зацепила. Своеобразный привет из прошлого. Это выставка для меня первая выставка западноевропейского искусства, которую я когда- либо посещала, из-за чего мои ожидания были довольно высокими. Было приятно увидеть на выставке уже знакомые мне картины и авторов, а именно гравюры Дюрера, фламандские портреты и работы художников, которые писали в технике живописцев эпох Возрождения и Барокко. Второе, что привлекло мое внимание на выставке было то, что большинство произведений искусства не имело авторства. Но это никак не повлияло на мои впечатлении о выставке. Третье, на что я обратила внимание, касается состояния, в котором находится то или иное произведение искусства. Среди них есть работы, которые дошли до нашего времени в хорошем состоянии. Но и есть такие, которые требуется помощь. Об этом свидетельствовали трещинки на полотнах и

Хайлайтером, на мой взгляд, этой выставки стал неповторимый мастер Северного Возрождения - Альбрехт Дюрер. Я видела достаточно много его работ, но гравюры, представленные на выставке все равно оказали на меня сильное впечатление. Хотя чему я удивляюсь, ведь Дюрером восхищаться можно бесконечно. Его гравюры я рассматривала особенно тщательно, мне хотелось увидеть Дюрерскую точность и филигранность. Мне очень приятно от осознания того, что в собрании музея есть несколько гравюр – факсимильных воспроизведений одного из великих мастеров Северного Возрождения.

Кроме гравюр Дюрера я запомнила картину неизвестного автора XIX века под названием «Молодая итальянка с гитарой».  Эта работа привлекла меня своей простотой исполнения и романтичностью. На картине изображена молодая красивая девушка, одетая в яркое красное платье и в аккуратный белый головной убор. Она одиноко сидит на камне на берегу моря под палящим солнцем и смотрит вдаль. Взгляд ее загадочен и полон чувств. В руках молодая итальянка держит гитару, что придает ее образу еще большей таинственности и чувственности.

Сомайя Багери:  Для меня посещение музея было первым в моей жизни. Мне показалось, что при вхождении в музей ты попадаешь словно в другой мир. Для себя я открыла много новых имен художников, увидела произведения искусства прошлых веков. Каждое из них имеет свою историю, свои корни. Но интерпретация, на мой взгляд, индивидуальна – она для каждого зрителя своя, неповторимая и единственная. И, оставаясь один на один с полотном, человек предстаёт совсем в ином свете. Например, я подолгу стояла перед работой Дюпрессуара Франсуа Жозефа. Его «Морской пейзаж при луне», написанный масляными красками, запал в душу. Я обожаю морские пейзажи и ночное время суток. И сюжет этой картины оказался созвучным моей душе, моему внутреннему состоянию. Картина одновременно вызывала у меня то бурные эмоции, то безмятежное спокойствие.

Мой взгляд подолгу замирал еще на одной картине с изображением ночного пейзажа, автора и название которой, я к сожалению не записала, зато сделала фотографию себя на ее фоне. Картина, на первый взгляд, понятная, с одной стороны, и такая глубокая с другой стороны. И как любое произведение искусства, в эту картину нужно уметь вглядываться, уметь читать.

Айдар Мырзакелдиев: Признаюсь, это было мое первое посещение музея и такой выставки как выставка произведений западноевропейского искусства. Поэтому, из - за отсутствия какого-либо опыта, мои глаза просто разбегались, я немного растерялся от увиденного большого собрания произведений искусства. Ведь на выставке были не только картины, но и мелкая скульптура, фарфор.

Также поразило, удивило меня наличие в экспозиции работ Дюрера. Я и подозревать не мог, что в коллекции нашего музея есть гравюры одного из гениев Северного Возрождения, о котором я узнал на наших занятиях по истории искусства в колледже.

Если говорить о том, какая картина мне больше запомнилась, то я назову портрет «З. И. Юсуповой».  Было ощущение, что героиня картины смотрела прямо в душу зрителя, так спокойно и одновременно пронзительно. По этому портрету можно изучать историю  моды того времени, в котором жила героиня портрета. Эта работа поразила меня своей реалистичностью, женской красотой, манерой исполнения. Кажется эта первая картина, перед которой я задержался намного больше времени, чем перед остальными. И я к ней каждый раз возвращался после очередного просмотра всей выставки.

Фазиля Акимбаева: Выставка западноевропейского искусства, которая экспонируется в нашем КНМИИ им.Г.Айтиева, меня очень вдохновила, потому что я раньше никогда не видела картины вживую, а только через экран. Плюс они прекрасны, каждый по - своему.

Отметить хочу одну картину, которая больше всего мне понравилась и запомнилась. Это портрет «З. И. Юсуповой», написанный маслом неизвестным художником. Портрет получился настолько реалистичным, что, рассматривая, вглядываясь в лицо, я испытывала иллюзию физического присутствия, то есть словно передо мной действительно стояла прекрасная женщина. Ее руки прорисованы очень реалистично, они живые и хочется к ним прикоснуться. Однако, все внимание приковывает не руки, а ее лицо, а именно взгляд. Взгляд направлен прямо, и чувствуется легкая и искренняя улыбка. Я также заметила украшения, которые ещё больше подчеркивали ее красоту. Цвет платья был довольно необычным, перламутрово-лавандового цвета. По одежде можно судить какой была женская мода времени героини картины.

К сожалению, у экспозиции есть свои недочеты, и связаны они больше с оформлением света в зале, где проходит выставка. Было немного затруднительно рассматривать произведения искусства, представленные на этой выставке. Я считаю, что свет является немаловажным фактором любой экспозиции, так как от этого зависит наше восприятие произведения искусства. Но несмотря на это мне удалось посмотреть всю экспозицию от начала до конца. И я бы не отказалась вновь прийти на эту выставку, встретиться с героиней полюбившегося портрета и найти что-то новое, а также получить еще одну дозу приятных впечатлений и воспоминаний.

Бахтияр Суеркулов: Выставка мне понравилась. Почему? Одна из выставочных работ вызвала у меня ностальгию по бабушкиному дому. Признаюсь, я не ожидал этого, когда направлялся в музей на выставку. У картины под названием «Коровы на водопое» автора Фридриха Вольтца простой незамысловатый сюжет. Немецкий художник изобразил трех коров, одна из которых лежит на берегу озера и смотрит в сторону зрителя. Чуть дальше изображена женщина, смотрящая на уплывающую лодку. Небо пасмурное. И когда я смотрел на картину, то словно почувствовал, как перенесся во времени. Вот я в гостях у бабушки, за окном пасмурная осень, веет холодным воздухом. А в доме у бабушки тепло. Как и тепло коровам, которые стоят в стойле после водопоя. Закончится очередной день. Завтра начнется новый день. Коровы пойдут на водопой. Круговорот жизни. И возвращение в бабушкин дом.

Кызжибек Каныбек кызы: Выставка «Западноевропейское искусство XVI - XX вв.»., на мой взгляд, имеет особую атмосферу загадочности и притяжения. По этой причине я посмотрела ее дважды. В работах старых мастеров Италии, Франции, Германии, Фландрии и Голландии XVI – начала XX века я заметила присутствие присутствуют таких особенностей как: реалистичность, детализированность, эмоциональность, гуманизм, религиозность и светский характер. Благодаря этим особенностям мне было нетрудно понять, какому времени они принадлежат. Особенно приглянулась мне работа немецкого художника Фридриха Вольтца «Коровы на водопое». Картина имеет приятную и спокойную цветовую гамму, которая полностью успокаивает человека. Произведение наполнено звуками природы, в верхней части картины можно увидеть величественное поместье, которое далее простирается на холме. А в главной части картины изображены три коровы, которые по цвету неплохо сочетаются с друг другом. Перед этой работой хочется постоять чуть подольше, потому что картина вызывает чувство умиротворения и прекрасное чувство мира и безмятежности.

Другие работы выставки, такие как «Турчанка с попугаем», «Мадонна делла Седиа»,  «Молодая женщина в костюме эпохи Возрождения», «Мадонна с младенцем», «Венера» и портрет «З.И.Юсуповой»,  вызывали у меня смешанные чувства. То чувство восхищения, то чувство удивления. Такого буйства эмоций я не испытывала во время просмотра произведений искусства онлайн формата. Герои вышеперечисленных полотен не просто были изображены художниками, они смотрели, вглядывались в меня, в мою душу.

На выставке были работы, которые не вызывали во мне столь ярких эмоций. Их немного. Это «Портрет польского короля Станислава Августа», «Портрет молодой женщины».  Интересно, в чем состоит художественная ценность этих работ, почему они были приобретены нашим музеем изобразительных искусств?

Несколько слов скажу о музейном пространстве, в котором экспонируется выставка. Освещение в музее играет важную роль. Правильная постановка света помогает смотреть произведение искусства. Свет может убить интерес зрителя к работе художника и наоборот, - заинтересовать, способствовать правильному рассмотрению произведения искусства. Освещение на выставке поставило меня в весьма затруднительное положение, ведь я не могла увидеть больше деталей, чем могла бы, и в полной мере анализировать картину, так как освещение отсвечивало. Хотелось бы, чтобы вопросу светового оформления музейного зала уделили большего внимания. Ведь освещение имеет немаловажную роль при восприятии картины. Теперь о состоянии увиденных на выставке картин. Большинство картин нуждается в реставрации, это видно невооруженным глазом, это видит даже любитель искусства, а не только знаток. К примеру, если внимательно приглянуться, то произведения «Сон Иакова» и портрет «З. И. Юсуповой» требуют оперативного реставрационного вмешательства. Уверена, музей не даст тихо умереть этим полотнам. Иначе на следующем показе произведений западноевропейского искусства зритель может и не увидеть пару-двойку работ.

В целом, выставка лично для меня была очень полезной и интересной. Благодаря ей мой кругозор расширился, я еще раз применила свои навыки анализировать произведение искусства, узнала новые имена и работы художников прошлых веков.

Байтур Мирбеков: Побывав в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, я был приятно удивлен уникальным собранием произведений искусства. Для меня было удивительным, почему в залах музея так мало людей. Ведь мы обладаем такой богатой коллекцией как старых мастеров, так и современных. Теперь о выставке западноевропейского искусства. Я ожидал увидеть на выставке работы небольшого размера. Они были, но наравне с ними на стенах музейного зала разместились полотна размером в 1.5 и 2 метра. Монументальные работы, такие как «Пейзаж с крепостью» Фрица Бекера, «Искушение Святого» Гверчино Джованни, «Кавалерийская схватка» Казановы Франческо и других привлекли мое внимание не только своим монументальным размахом, но и манерой написания. Эти и ряд других работ, на мой взгляд, могут вызвать бурное обсуждение, и при этом появляется желание всё подробнее узнать и изучить: с какой местности списывался пейзаж, какова история кавалерийской схватки, почему работа выполнена в таких тонах, а не в иных... Также при просмотре этих работ у меня сложилось ощущение, что им было недостаточно отведенного экспозиционного места. Да и освещение, которое было в выставочном зале, не всегда помогало внимательно рассмотреть картины, несмотря на их размер.

Кроме монументальных картин, на выставке меня особенно зацепил тот факт, что я увидел гравюры Альбрехта Дюрера, пусть и небольшого размера и в малом количестве. Практически на всех листах Дюрера стоит подпись великого немецкого художника – монограмма.

Не хочется описывать каждую работу выставки. Хочется просто сказать: нужно идти в музей и смотреть, и чувствовать, и думать, и сохранять у себя в памяти.

Актилек Темиров: Главное, что я получил от посещения выставки и музея – это удовольствие. Наверное, это и есть то, зачем люди ходят в музей, даже если они немного понимают искусство, даже если они обычные любители искусства: получить свою дозу удовольствия. Кроме этого, в дозу удовольствия входит возможность фотографировать в музейном зале, но при обязательном отключении фотовспышки.

Почти все из 80 представленных на выставке произведений искусства были интересны, каждый по-своему. Мне запомнилась картина Фрица Бекера «Пейзаж с крепостью». Она положительно действует на мое настроение. Может это потому, что художник использовал светлые тона. А может настроение вызывают облака, и именно они делают картину атмосферной, уютной, гармоничной.

Уранбек Анарбаев: Ранее у меня не было большого опыта в посещении подобных рода выставок. Признаюсь: просмотр выставки «Западноевропейское искусство» мне очень понравился. За что? За молчаливое и вдумчивое изучение манеры, стиля написания представленных живописцев, за анализ понравившихся картин, за узнавание эпохи, за вопросы…

При рассмотрении экспозиции я выделил несколько интересных деталей. Во-первых, художники одной эпохи зачастую повторяли своих предшественников, это видно через сюжеты, стили и манеру написания представленных работ. Это видно через копии, повторения известных художников Возрождения и Барокко.

Во-вторых, приблизительно 70% произведений, которые представлены на выставке, созданы неизвестными авторами. Вероятнее всего, причиной является то, что тот же Государственный Эрмитаж вряд ли позволил себе передать нашему музею оригинальные картины великих художников прошлых веков.

В-третьих, в экспозиции я встретил картины, которые нуждаются в реставрации. Рассыпающаяся краска, трещины, полосы уродуют картину.

Для меня встреча с музеем и выставкой носит, прежде всего, познавательный характер, и не только в пополнении знаний в области искусства, но и в области истории. Грустно лишь о того, что в наше современное время все еще мало людей интересуются искусством, поэтому на такой редкой выставке, какой является выставка западноевропейского искусства кроме нас больше никого не было. В других музейных залах я встретил только 3-4 людей. На мой взгляд, будет хорошей традицией посещать музей хотя бы раз в месяц или в два. Музей должен стать нужным для всех.

Артур Мамедов: Я впервые попал в стены музея и впервые побывал на выставке. Признаюсь, выставка западноевропейского  искусства оставила положительное впечатление и подарила приятные эмоции.

Представленные на выставке работы действительно впечатляют. Удивительно, что можно увидеть своими глазами картину, которая была создана в XVI веке. Эти картины заинтересовывают даже неинтересующегося искусством человека. На этом фоне, к сожалению, встречаются отдельные минусы. Во- первых, состояние некоторых картин оставляет желать лучшее, им требуется реставрация. Во-вторых, много работ неизвестных авторов. Неужели за все время существования картины музей не провел исследования на вопрос кому принадлежит авторство картины, действительно ли перед нами копия, а не оригинал, и наоборот.

Что касается вопроса какое произведение искусства этой выставки мне больше понравилось и запомнилось. Для меня эта картина под названием «Морской пейзаж при луне» Депрессуара Франсуа Жосефа (1800 – 1859).  Эта работа пришлась мне по душе и это главный критерий, почему я выбрал именно её. Атмосфера морского пейзажа захватывает дух при одном лишь взгляде на эту работу. Пасмурная погода, волны, ветер, ночь, красивая луна. Простой, на первый взгляд, сюжет скрывает в себе много смыслов: и невозможно сразу и однозначно сказать, что вот этот пейзаж об этом. У каждого кто его увидит найдет свой смысл, свое толкование.

Даяна Тлеулиева:  Мне больше на выставке западноевропейского искусства понравились портреты, они были исполнены так искусно, что казалось, что люди, изображенные на них, - живые. И в изобразительном искусстве Западной Европы прошлых веков был свой  собственный неповторимый шарм, который притягивал внимание и заставлял стоять у картин чуть подольше. Также мне понравилось то, как авторы передавали их взгляд и в общем передавали образ. Также, мое внимание привлекла работа Фрица Бекера «Пейзаж с крепостью». На этой картине был хорошо показан переход света в темноту, мне понравилась игра света и тени и их контрастность. При первом взгляде я даже подумала, что это фотография.

Было еще несколько работ, глядя на которые я чувствовала то восхищение, то удивление, то разочарование. Но в целом мое восприятие и впечатление портилось из-за плохого состояния отдельных картин. Отсутствие реставрации оставило след, и теперь эти полотна представляют собой темные пятна с едва заметными тусклыми красками.

Мериниса Медерова: На выставке западноевропейского искусства меня поразили две картины. Первая картина под названием «Играющие амуры» немецкого художника Миллера. Вторая картина - это «Мужской портрет» неизвестного автора.

В первой работе мне импонирует то, как художник красиво сумел передать эмоции амуров. Амуры изображены в виде маленьких, пухленьких детишек, которые резвятся в лесной местности. Этот простой сюжет вызывает во мне тёплые воспоминания из моего детства, когда я была ребенком, который беззаботно резвился на природе с другими детьми.

У «Мужского портрета» я останавливалась несколько раз. Он напомнил мне фламандские портреты. Меня поразили глаза мужчины. Только настоящий мастер может так выразительно и по-настоящему написать глаза. Они были живыми, смотрели прямо в душу, заставляли прочувствовать все эмоции. Тем не менее лицо мужчины было серьезным, неэмоциональным, но именно глаза выдавали все его эмоции. Эта картина буквально «въелась» в мою память и потому запомнилась больше всех других портретов этой прекрасной выставки.

Алтынай Ботоярова: В музее мне очень понравилось. Я и не заметила, как пролетело время, проведенное в музейных залах. Кроме выставки западноевропейского искусства, на которой мне запомнились две работы – это картина неизвестного итальянского художника «Мадонна делла Седиа» и «Коровы на водопое» немецкого живописца Фридриха Вольтца, мне удалось посмотреть и другие залы, например, зал с постоянно экспозицией кыргызского изобразительного искусства. После завершения просмотра двух выставок, изменилось и мое настроение. И никакой усталости при этом не было. Хотелось еще раз вернуться в музей, подняться на второй этаж и побыть в музейной тишине с прекрасными работами мастеров искусства прошлого и настоящего времени.

Абдуалим Лебиев:   Я впервые посещаю музей и подобную выставку. После увиденного у меня остались очень яркие впечатления. Согласитесь, увидеть картины вживую это совсем другое в отличии от того, когда мы смотрим произведения искусства через репродукции или слайды на мониторе компьютера во время наших занятий в колледже.

Больше всего мне запомнились такие работы, как «Пейзаж с крепостью», «Турчанка с попугаем». Каждая из них по-своему передает настроение и воспринимается зрителем. Например, когда я смотрю «Кавалерийскую схватку», то чувствую волнение и страх. И если картина может передать подобное состояние, значит художник справился с поставленной задачей. Он – настоящий мастер.

Руслан Садырбеков: Из всех картин, которые были представлены на выставке западноевропейского искусства лично для меня была интересна только одна. Интерес она вызывала из-за аллегории. Речь идет о литографии 1796 года художника по имени Розоспина и называется «Аллегория. Вторжение наполеоновских войск в Италию». Наполеоновские войска выглядят как толпа петухов. Только внимательный глаз мог увидеть такой образ. Отсюда можно сделать вывод, что художник не случайно выбрал такое изображение войск в виде петуха, ведь петух является одним из символов Франции. Мне было интересно читать эту литографию и угадывать тот или иной зашифрованный символ. Например, почему художник изобразил здесь глобус, на котором лежит императорская корона, что означает изображенная кошка или обнажённая девушка, которая срывает одежду с другой девушки. А тот молодой юноша что справа, который открывает дверь для петухов, он какую роль играет? Неужели он предатель и своими действиями по открытию двери словно приглашает вражеское войско в свою страну пока все спят. Всё описанное на литографии очень выразительно и образно погружает зрителя в ту эпоху, в которой жил и творил художник. Этим и поразила меня данная работа. Именно поэтому я и запомнил ее.

Из минусов. Постановка света, оформление освещением выставочного зала порой очень мешала смотреть работы, всматриваться в детали.

Александра Мари Татьяна Лё Коз: Недавно мне посчастливилось посетить Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева, где проходит выставка западноевропейского искусства, и которая оставила незабываемое впечатление. Визит на эту выставку был для меня интересен не только с точки зрения обычного посетителя, но и студента, который в настоящее время изучает историю искусства.

Как же было познавательно увидеть вживую столь замечательные произведения искусства, ведь прежде я могла их лицезреть лишь с экрана монитора или экрана интерактивных досок в нашем Инновационном колледже АУЦА. Поверьте мне, увидеть в виртуальном формате картину — это одно, но увидеть реальную картину, именно ту, что стоит прямо перед тобой — совсем другое. Во-первых, в реальности очень удобно осматривать все детали, ведь именно они завораживают зрителя и делают то или иное произведение искусства особенным. Во-вторых, когда ты осознаешь, что стоишь перед шедевром, перед раритетом, ты ощущаешь такие волнительные эмоции, которые потом остаются на протяжении всего дня и от которых визит в музей очень долго еще остается в памяти.

Единственный минус, который огорчил не только меня — так это нынешнее состояние национального музея, сокровищницы изобразительного искусства. Музею не помешал бы ремонт, а некоторым проихзведениям искусства реставрация, иначе следующее поколение может не увидеть части богатого музейного собрания, произведения искусства просто погибнут. А любой музей имеет большое значение в нашей жизни, чтобы люди продолжали помнить, ценить и знать как искусство прошлого времени, так и настощего. Музеи - это надежные хранители исторической и человеческой памяти. Потому я считаю, нашему государтсву стоило бы вкладывать больше денег в развитие музеев и других культурных учреждений.

В завершении я хочу посоветовать всем хоть раз в жизни посетить музей (или сделать традицией посещение музея), ведь даже одного раза хватит, чтобы полностью погрузиться в эту захватывающую и удивительную атмосферу.

Подготовила Елена ВОРОНИНА,

арт-обозреватель

Фотографии:

Фазиля Акимбаева

Сомайя Багери

Кызжибек Каныбек кызы

Байтур Мирбеков

Артур Мамедов

Руслан Садырбеков

 
© Новые лица, 2014–2021
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям