Жизнь и кино глазами фотографа

14:23, 17 Марта 2015

С творческими людьми можно говорить бесконечно. Даже просто слушать их – одно удовольствие. В этот раз перед вами, читатели, откроется мир фотографии, а нашим гидом станет известный фотограф Александр Федоров. Повод для встречи с мастером серьезный – выход книги «Байки о кино». Труд подготовлен в соавторстве с кинематографистом и писателем Владимиром Михайловым-Лидским.

В разговоре хочется узнать о самом собеседнике как можно больше, а посему я не удержалась и начала с вопросов о том, как же все-таки получилось, что в семье ученых-биологов сын стал фотографом.

 - Александр Павлович, когда Вы в первый раз взяли в руки фотоаппарат?

 - У моего отца дома был фотоаппарат. Я его взял в руки очень рано, а первый мой заработок был уже в 3 классе. Учительница попросила сфотографировать наш класс. Дрожащими руками я запечатлел тот день. Мне за это заплатили небольшие деньги (улыбается). Дальше я стал снимать походы в горы, субботники. Было время, когда из-за юношеского максимализма я уничтожил много фотографий. Потом пожалел.

 - Кто Вас учил искусству фотографии?

 - Я самоучка. По окончании школы я мечтал поступить во ВГИК, упорно готовился. Записался во все библиотеки, читал очень много книг по фотографии и кино, по художественному искусству. У моего отца была возможность выписывать журналы по фотографии. Как известно, те, кто собирался поступать на кинооператорский факультет, должен был представить ряд фотографий, пройти собеседование, лишь потом тебя допускали к экзаменам.

 - В каком жанре Вы работаете?

 - Я всеяден. Работаю во всех жанрах: пейзаж, портрет, репортаж. Вообще, мне нравятся фотографии не постановочные. Когда я пришел на работу в киностудию, там, наоборот, фотографии срежиссированы, все поставлено и выверено до деталей. Это был бесценный опыт. Я работал бок о бок с такими мастерами, как Манас Мусаев, Кадыржан Кадыралиев, Валерий Виленский. Там моя работа заключалась в изготовлении рекламных фотографий. Нужно было поймать кадр. Сейчас во время съемок фильма сразу пишут звук, поэтому нельзя фотографировать. Раньше отдельно писали звук, и разрешалось фотографировать съемочный процесс.

 - Как Вы стали фотографом-художником на киностудии?

 - В то время председателем кинематографистов был Аксаков. Я прошел все ступени, начинал помощником супер-техника. Однажды Генадий Базаров, которого я называю гуру, предложил работу фотографа, договорившись с дирекцией. Я был самым молодым и меня отправляли всегда на конференции и встречи с артистами и различными делегациями. После Аксакова руководителем стал Айтматов. Вместе мы проработали 14 лет, и я подготовил альбом с его фотографиями «Чингиз Айтматов и его Земля». Идею подал народный художник Жамбул Жумабаев. Во всех книгах о режиссерах того времени: Болоте Шамшиеве, Толомуше Окееве и других присутствуют мои фотографии в качестве иллюстраций. Все, что было связано с киргизским кино, я везде участвовал. Я работал также и журнале «Экран», выпускаемом при Бюро пропаганды кино.

 - Как появилась идея выпустить книгу «Байки о кино»?

 - Я был свидетелем многих интересных и комических моментов на съемках. Я рассказывал все эти истории Владимиру Михайлову, он, будучи журналистом, записывал эти истории и дотошно потом проверял. Работа была проведена колоссальная. Володя даже съездил в Израиль, где встретился с создателем киргизской киностудии Герштейном. «Байки о кино» - это фото-книга. Это не просто история о кино. Книга рассчитана на широкий круг читателей. Решили совместить текст и фотографии в соотношении 50 на 50, чтобы увлекательно было читать.

 - Для Вас сделать снимок – это импровизация или в голове вы имеете план?

 - Вот уже 50 лет, как я занимаюсь фотографией. Всегда есть продуманный план фотосъемки, а также где и как снимать, но очень часто всё происходит не так, как задумано, и приходиться импровизировать. Для того, чтобы удивить человека нужно постоянно пахать, работать. Можно выработать какие-то стандартные подходы и методы, но это будет скучно. Все время должен быть поиск новой идеи. Нельзя стоять на месте, нужно искать что-то неожиданное и живое. Сейчас фотографов очень много. Конкуренция большая. Есть страх, что тебя обгонят, поэтому стараешься искать новое, надо расти в творчестве.

 - К чьему мнению вы прислушиваетесь?

 - Сейчас я в том возрасте, когда сам могу критически оценивать собственную работу. Это наработано годами и собственным опытом. У меня появилось подспудное чувство. В работе с учениками я сразу распознаю, у кого есть задатки и видение. Еще в киностудии я защищался перед худсоветом, прежде чем мне дали квалификацию «художник-фотограф I-ой категории».

 - Когда пришло время поделиться собственным опытом?

 - Перед самым развалом киностудии я стал увлекаться документальным кино, а не художественным. Я участвовал в съемках фильма «Айланпа», а следующим стали съемки фильма «Великий шелковый путь». Это был последний фильм, снятый на государственные деньги. На этом официальное кино закончилось. Каридин Акматалиев после этого создал киношколу в институте искусств и пригласил меня преподавать фотографию на операторском факультете. Около 6 лет я еще преподавал на факультете журналистики в АУЦА. Веду курсы в своей мастерской. В разное время моими учениками были Вячеслав Оселедко, Темир Сыдыкбеков, Нина Горшкова.

 - Каким, на Ваш взгляд, должен быть фотограф?

 - Наблюдательным. Фотография интересна тогда, когда ты выхватишь что-то из жизни. Мне запомнилось выражение Анри Картье-Брессона: «Фотография – 1/125 секунды, которая уже никогда не вернется». Ты должен успеть поймать то, что происходит в этот момент. Фотограф за доли секунды принимает решение, как снять и с какого ракурса.

 - Какой совет можете дать начинающим фотографам?

 - Переступить через собственную неуверенность и начать снимать. Бывали случаи, когда ученики боятся фотографировать, им неудобно. Пока ты об этом думаешь, упускаешь возможность. Существует и обратная сторона, когда делают множество снимков, часто бездумно нажимая на кнопку в надежде, что из сотни, авось, да и получится удачный снимок. Так нельзя. Можно снять по всем правилам и законам фотографии и быть технически идеальным, а бывает, снимаешь с нарушением всех этих правил. Главное – это видение. Не бойтесь пробовать новое. Нет ничего невозможного!

 

Джамиля Дандыбаева 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям