Грядет новый учебный год. О том, какие изменения ждут школьников и учителей, наша беседа с министром образования и науки Эльвирой Сариевой.
- Эльвира Кубанычбековна, впереди очередной съезд учителей Кыргызстана. Какие важные вопросы отечественного образования предстоит на нем обсудить?
- На съезд прибудут порядка 1000 делегатов. В преддверие съезда проходят традиционные августовские конференции на районном и областном уровне, где мы обсуждаем подготовку к школе, новые методики обучения, новости в мире образования. После этих конференций и будут выбраны делегаты на республиканский съезд. На съезде будет обсуждаться много ключевых тем и нововведений министерства, начиная от дошкольного образования, заканчивая подготовкой новых школьных учебников.
Что касается дошкольного образования, то впервые наше правительство изыскало финансирование на внедрение проекта «480 часов Наристе», по которому мы планируем охватить все 100 процентов детей страны в возрасте от 5,5 до 7 лет предшкольной подготовкой. Ранее из-за нехватки детских садов мы организовывали для дошколят трехмесячные курсы. А нынешняя программа будет проводиться с 1 сентября до конца мая, то есть полноценный учебный год, в течение которого дошкольников качественно подготовят к школе. Это очень важно, потому что без подготовки ребенок потом 7 лет наверстывает школьную программу с репетиторами. Кроме того, нулевой класс плюс 11 лет общеобразовательной школы делает нас ближе к максимальному исполнению Болонской системы образования, где степень бакалавра или магистра должна базироваться на 12 классах обучения.
В рамках проекта в каждой школе мы установили по класс-комплекту мебели и выделили комплект учебно-методических материалов. Плюс эта программа будет внедряться во все детских садах, чтобы маленькие граждане Кыргызстана получали единую программу дошкольной подготовки.
- Какие нововведения ждут школу в этом году?
- Главная задача министерства – это школьная программа. Если помните, в советской общеобразовательной школе преподавания кыргызского языка не было. После обретения независимости мы начали внедрять дополнительно кыргызский язык, кыргызскую литературу и историю Кыргызстана за счет сокращения базовых предметов. В результате получился некий мутант. И плачевные результаты этой программы демонстрируют выпускники школ, получая низкие баллы на ОРТ. В прошлом году министерство провело тестирование учеников четвертых классов, и выяснилось, что у 65 процентов крайне низкие результаты по математике, чтению и пониманию прочитанного. А это базис для следующих классов. Плюс мы провели пилотное тестирование старшеклассников одной из областей и выявили, что знания у них тоже, мягко говоря, слабые. Причиной является низкая квалификация и мотивация учителей. Это массовая проблема, потому что долгое время государство не инвестировало в учителей. И вторая причина – содержание школьной программы. Поэтому мы приняли новые стандарты, закрепили их постановлением правительства, где внедряется компетентностный подход. Теперь до конца этого года мы утвердим БУП (базисный учебный план), где будет расписано, сколько часов на какой предметы направлено. Согласно этому плану часы преподавания сокращать не будем, наоборот, на каждый предмет отведено минимум два часа. Так вот, новый базисный план отразит новый стандарт.
И сейчас задан старт – мы будем обновлять предметные стандарты по каждому предмету с 1 по 11 класс. Самая интересная и важная работа, которая стоит перед министерством в предстоящем учебном году, это обновление стандартов с самыми лучшими отечественными и зарубежными экспертами, что приведет к обновлению школьных учебников.
- Вы уверены, что реформы улучшат качество нашего образования? На мой взгляд, советская система была довольно сильная, а сейчас как будто стараются уменьшить нагрузку для детей.
- После проведения срезов знаний школьников, экспертизы школьных программ, проверки квалификации учителей мы выявили, что у нас хромает вся система школьного образования. А если учесть, что в Кыргызстане порядка миллиона школьников, это и есть наше будущее. Поэтому мы решили, чтобы улучшить ситуацию с образованием, надо в первую очередь мотивировать учителей и улучшать школьную программу. У нас есть два плана: один консервативный – вернуть на уровень образования хотя бы советского периода, второй максималистичный – интегрировать абсолютно новые подходы на примере стран, где школьники показывают лучший результат, таких как Корея, Финляндия, Польша. Я считаю, что на стыке этих двух подходов необходимо разработать весомую школьную программу. Часы сокращать мы не будем, это уже говорит, что серьезных изменений по нагрузке не будет. Мы будем менять содержание и то, как преподаем.
- А что делать с учителями?
- Во-первых, поднимаем зарплату. Свое обещание мы полностью выполнили. Во-вторых, для учителей будут введены категории. Теперь начнется спрос со школьных учителей, с января следующего года начнется процесс их аттестации. Кто подтвердит свою квалификацию будет получать дополнительную надбавку к заработной плате, и это создаст мотивацию профессиональную, плюс денежное вознаграждение. В-третьих, серьезно пересматриваем то, как готовим учителей в вузах и спузах. Основу педагогического обучения составят педагогические вузы: Университет им. Арабаева и пара региональных вузов, на базе которых будем внедрять новые подходы.
- Вы много ездите по регионам. Какие настроения у сельских учителей? Им интересно работать?
- Школьные учителя в большинстве с абсолютным достоинством выполняют свой профессиональный долг. У них самая низкая зарплата из работников бюджетной сферы – даже после повышения останется на 10 процентов ниже, чем у работников системы здравоохранения. Но, понимая свою задачу, они несут часть обязательств государства по обучению детей. Если мы будем еще больше поддерживать наших учителей, не только финансово, но и морально, думаю, картина изменится. Почему мы проводим съезд учителей? Хотим вдохновить их перед началом учебного года, показать, что у нас есть хорошие достижения, новые методики, нововведения. Поездки министра по регионам выявляют сильных педагогов в отдаленных районах, которые создали авторские методики. И показатели ОРТ у учеников таких школ лучшие в районе. Мы хотим продемонстрировать истории успеха, чтобы доказать: не обязательно лучшие школы находятся в Бишкеке.
- И все же нельзя забывать, что школы иногда становятся рассадником коррупции и вымогательства денег с родителей учеников.
- Когда мы говорим о коррупции в образовательной системе, то это, как правило, проблема больших городов, где существуют высокие запросы, школе нужно больше инвестиций, а денег не хватает, поэтому и возникают поборы в школах. У нас, согласно Конституции, школьное образование в государственных организациях является бесплатным. Но одновременно есть законы, которые позволяют людям добровольно помогать школе. К сожалению, добровольная спонсорская помощь превратилась в принуждение. Поэтому мы сделали поправки в закон о попечительском совете и усилили права родителей школьников. До конца сентября в каждой школе должен быть создан попечительский совет. Мы надеемся на активность родителей, чтобы они следили, как финансирование будет распределяться администрацией школы. Кроме того, министерство запустит в сентябре виртуальную карту школ, где будет выложена вся информация по каждой школе. Если родитель «кликнет» на школу, сможет увидеть, сколько здесь учеников, сколько работает учителей, сколько денег выделяется из бюджета, каких учебников не хватает, и может выяснить, сколько средств расходуется на каждого ученика. Суть в том, что государство, создавая условия для попечительских советов, наделило их максимальными правами и обязано предоставлять информацию. Таким образом, родители школьников и министерство должны объединять свои усилия.
- То есть, исчезает противостояние родителей с министерством. Вы становитесь партнерами?
- Да, это так. Раньше родители были немного враждебно настроены против министерства, потому что госчиновники не давали толком информацию, не отвечали на вопросы. Мы решили быть максимально открытыми и оперативно снимать все вопросы. Мы сделали общественные приемные в министерстве, где наши эксперты и специалисты лично встречаются и отвечают на все вопросы, регулярно проводим выезды в регионы. У нас сотрудники министерства годами не выезжали на места, естественно, у них не хватает информации и видения, куда движется система. Большая часть возмущений родителей снимается только благодаря такой открытости и оперативности.
- Какие изменения произошли в области школьного питания?
- У нас есть партнеры ВПП ООН и «Мерсико», которые предложили нашему правительству улучшить рацион питания школьников. Сегодня государство выделяет 7 сомов на питание одного ребенка, в горных районах 10 сомов, а в Бишкеке и Оше с родительской доплатой получается 14 сомов. На средства, на которые мы покупаем стакан молока и булочку, можно готовить до 60 различных блюд и напитков! Выяснилось, если к школе провести канализацию и воду, инвестировать до 5 тысяч долларов в кухонное оборудование и ввести ставку повара, то на эти деньги можно предлагать самое разнообразное меню. Согласно проекту местные органы власти обеспечивают подведение канализации и воды к школе, а государство гарантирует финансирование тех же 7 сомов, открывается ставка повара в пилотных школах, а партнеры наши оборудуют столовую. Плюс мы проводим тренинги для поваров, обучаем, как правильно готовить. Российский институт питания помог нам разработать правильное меню, причем с учетом региона. Например, в Таласе хорошо растет фасоль, это полноценный продукт, значит, много блюд готовят из фасоли, на Иссык-Куле картошка, на юге рис.. На основе таких продуктов разработано разнообразное меню, которое обновляется каждый день в течение недели. Реализация проекта идет очень успешно, и даже началась конкуренция между школами, кто из них войдет в пилотный проект. И сейчас у нас в проекте уже 788 школ, хотя мы планировали в два раза меньше. Те школы, которые не вошли в проект, при поддержке органов местной власти и родителей сами оборудуют столовые. Такие школы мы включаем в проект и финансируем ставку повара.
- Много недовольства из-за введения единой школьной формы. Некоторые родители возмущены качеством одежды, которую предоставляют швейные цеха, и цена высокая. Нам действительно нужно вводить форму?
- В прошлом году рекомендательно вводилась форма с бордовыми пиджаками. После того как проанализировали внедрение, пришли к выводу, что правильнее было пойти путем утверждения общих рамок и стандартов, не выделяя отдельную форму, одинаковую для всех. Поэтому, получив комментарии родителей, учителей и директоров, проанализировав все существующие школьные формы в школах Кыргызстана, мы вводим стандарт школьной формы. На этой неделе будет подписано постановление правительства о введении единых требований. Будет утвержден стандарт: форма для мальчиков состоит из белой рубашки и брюк, сверху можно носить либо жилет, либо пиджак. Можно выбрать один из четырех цветов – черный, серый, синий, бордовый. Для девочек то же самое, только с юбкой. Плюс можно продолжать носить школьное платье с фартуком, если до этого в школе была принята такая форма. Любую комбинацию из этих предметов и любого цвета школа выбирает сама. Если в школе существует форма «белый верх, темный низ», это соответствует единым требованиям, директор ее утверждает. До конца недели премьер-министр подпишет это постановление, мы направим инструктивные письма всем директорам школ, они должны собрать попечительские советы родителей в школах и решить, какую форму будут носить их дети. Ту форму, которую они выберут, должны носить все дети в этой школе, и она должна соответствовать стандарту.
Аида Тастанова