Галина Фисенко: «Мы должны успевать меняться со своими учениками»

23:03, 10 Января 2019

1 сентября во всех школах Кыргызстана по традиции отмечается День знаний, день начала учебного года.

Наш собеседник – учитель начальных классов школы «Келечек» Галина Никитична Фисенко, которая отдала школе в качестве учителя ни много, ни мало – 40 лет. Вообще людей этой профессии довольно сложно убедить беседовать с журналистами – они относятся к таким разговорам слишком серьезно и потому предпочитают их избегать. Помогает только один аргумент – если никто не будет рассказывать о простых, добрых и светлых вещах, то каким тогда образом что-то положительное появится на страницах газет, экранах телевизоров и в лентах интернет-порталов?

- Самая большая проблема для малышей, которые поступают в первый класс, – приспособиться к новому ритму жизни и правилам поведения. Что Вы посоветовали бы, как эту проблему решать?

- В идеале детки должны поступать в первый класс из детского сада, как минимум из подготовительной группы. А значит, их уже постепенно научили этим таинственным навыкам – на уроках не петь, не разговаривать, не плясать, слушать учителя. А посоветовать я могу только одно – если ребенок пошел в школу неподготовленным, ему надо максимально давать отдыхать и играть после уроков. Но вообще к школе надо готовить, конечно. И не за два-три месяца. На полноценную подготовку, которой, по-хорошему, должны заниматься специалисты, уходит не один год.

- Что должен уметь малыш, поступающий в первый класс?

- Слушать, спокойно терпеть весь урок, знать, что для игры и общения будет другое время, держать ручку и карандаш должен уметь. Это главное, что необходимо привить. Ну и начальные знания. Желательно уметь немного читать и немного считать.

- А писать, иметь начальные знания языков?

- По части языков ничего не скажу, разве что напомню, что перегруженный малыш очень быстро перегорит ко всему. А вот учить дошкольника писать – это очень неправильно. Этим должен заниматься педагог начальных классов, владеющий методикой. Иначе некрасивый почерк уже ничем не исправить. В нашей школе в подготовительных группах писать понемногу детей учат те же педагоги, что потом возьмут их к себе в первый класс. То есть методика одна. Это важное условие для формирования нормального почерка и хорошего письма.

- А зачем он нужен, этот красивый почерк? Мы же все абсолютно набираем в электронном виде в наше время. Зачем вообще учить ребенка письму от руки?

- Во-первых, это маркер интеллигентного, образованного человека – умение писать от руки. Во-вторых, компьютер или смартфон, сеть Интернет никогда не будут доступны во всех возможных случаях, всегда останется необходимость изредка что-то писать без них. Кроме того, письмо – это мощнейший инструмент развития мелкой моторики у детей. Кнопочки и экраны смартфонов такого мощного импульса этой сфере не дают. А ведь это нейронные цепочки, которые потом влияют на все – от способности быстро решать жизненные задачи до скорости и качества усвоения знаний. Грамотность – это тоже навык, который лучше вырабатывается вместе с письмом от руки. Конечно, детей надо учить письму. Мы таким образом учим их в том числе управлять собой. Разве когда-нибудь могут настать времена, в которых этот навык не пригодится?

- Нет, конечно. Умение владеть собой важно всегда. Вы видели десяток поколений первоклассников. Сильно ли поменялись дети за это время?

- Я бы не сказала, что они вообще поменялись. Это времена меняются. И дети соответствуют своему времени. Каким-то образом умнее или глупее, добрее или злее, лучше или хуже они не стали. Просто они соответствуют реалиям.

- Как учителю со стажем не упустить вот это в своей профессии и самому продолжать соответствовать реалиям?

- Вот же они, наши дети, – и наши учителя по части реалий одновременно. Непрерывно учиться у них, так и соответствовать. Это часть нашей профессии, возможно, едва ли не самая интересная ее часть. Мы должны успеть за своими детьми, вариантов-то и нет.

- Вы были советским учителем, потом работали в лихие девяностые, сытые двухтысячные, сейчас снова непростой момент, глобальные экономические процессы касаются и нашей страны. Какой период для людей вашей профессии был самым сложным?

- Девяностые, конечно. Он не был самым плохим, этот период, я не это хочу сказать. В то время было много надежды на лучшее, появились учителя-новаторы, которые давали уроки так, как нам и не снилось, появился новый опыт и очень много новой информации. Но он самым сложным был. Ломалась вся система – экономика, политика, мировоззрение. Конечно, слом системы образования не мог быть легким и беззаботным для нас. Но, наверное, такой опыт тоже полезен. Сейчас тоже происходит много чего, что оценить в полной мере нам предстоит спустя довольно много времени. Надо просто продолжать идти вперед.

- Строгость или мягкость – путь к доверию первоклассника?

- Баланс. Только давлением, строгостью, авторитетом ничего от ребенка не добьешься, должны быть понимание, умение мотивировать. Но и игры в равенство по всем статьям не доводят до хороших результатов. А еще должна быть стопроцентная искренность. Дети и щенки чувствуют, что вы за человек на самом деле. Малышей не обманешь, они все равно вас раскусят. И, конечно, у учителя должна быть огромная ответственность. Он всегда вынужден помнить, что все, абсолютно все: его собранность, внешний вид, тон, речь, богатство словарного запаса – влияет на климат в классе и результат. Мы как артисты. Если артистов ждет зритель, и они, входя в храм искусства или видя включенную камеру, оставляют все, что с ними происходит вне этого процесса, то нас ждут дети. Это еще серьезнее.

- Какие сегодня общие отличительные черты у первоклассников, о которых их родителям имеет смысл задуматься?

- Есть один нюанс – детки часто без навыка адекватной самооценки. Повторять маленькому человечку «я тебя люблю» или «ты молодец», если по делу, – это действительно то, что лишним не бывает. Но вот формировать у ребенка представление, что он абсолютно все делает лучше всех, что его рисунки лучшие, пение безупречно и любое изречение – перл, приучать малыша, что любое его желание мгновенно исполняется, ни в чем материальном отказа нет… Это, так скажем, неразумно. Ребенок попадает в коллектив и видит, что он больше не чемпион, и никто не отдает ему всего, что он хочет, по первому требованию. Это – в крайних случаях, конечно, – жесткий стресс, неуправляемое поведение. Нам приходится выстраивать баланс – чтобы и мотивацию не загубить, и таланты выявить, и избавить ребенка от бессмысленных переживаний и необоснованных претензий. Такое бывает. Благо, родители попадаются адекватные, когда мы с ними говорим на эту тему, понимают, идут навстречу.

- Массовая культура нам диктует представление о школе как о чем-то, напоминающем концлагерь, в котором нам просто повезло не очень пострадать в свое время, а учителей рисует довольно темными красками. Какие учителя – Ваши воспитатели, потом коллеги, а сегодня и воспитанники - попадаются чаще: хорошие или плохие?

- Конечно, хорошие. Я встречала в жизни плохих людей, конечно. И плохие поступки хороших в целом людей видела, и учителей, у которых что-то не получается, тоже не раз наблюдала. Но хорошие и добрые учителя в школе – это преобладающий вид. Их больше. Это статистика, в которой я не сомневаюсь.

- А как воспитать массовую культуру, чтобы она не была такой чернушной и не формировала параллельную реальность в наших головах?

- Не надо «воспитывать» массовую культуру. Надо хорошо делать свое дело. Если вы учитель – работайте изо всех сил над собой и своими подопечными. Если, к примеру, вы журналист – не проходите мимо не только печальных событий и проблем, но и мимо чего-то хорошего. Тогда оно обязательно выживет.

- Скажите, почему Вы выбрали эту профессию?

- Любила своих учителей и хотела быть на них похожей. Когда я слышу что-то ужасное про школу, мне всегда так обидно и горько. Мои воспоминания о школе похожи на теплый сентябрьский день – они очень нежные. Хочу, чтобы у моих учеников были такие же.

- И напоследок немного личный вопрос, Ваш педагогический опыт 40 лет, а выглядите вы очень моложаво... В чем секрет?

- Люблю свою работу. Этим все сказано.

Беседовала Светлана Бегунова

Фото Вячеслава Оселедко
Бишкек 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям