Гульмира Кудайбердиева: “История знает много примеров, когда люди с инвалидностью добивались больших успехов”.

11:13, 16 Июля 2019

В Кыргызстане начали всерьез внедрять инклюзивное образование при активной поддержке нынешнего министра образования и науки Гульмиры Кудайбердиевой. Наша беседа о том, что делается и что предстоит сделать в плане инклюзии.

- Гульмира Каримовна, почти два года Вашим советником является Сейнеп Дыйканбаева. Расскажите, пожалуйста, что вам удалось сделать в плане внедрения инклюзивного образования?

- Сейнеп - очень большая помощница моя, я ей очень благодарна. Во-первых, это девочка, которая смогла достичь всего сама, несмотря на те трудности, которые у неё были в жизни. Она хороший специалист, у нее специализрование юридическое образование. Поэтому в плане работы это большая помощь. Мы часто встречаемся, находимся на онлайн-связи. Как юрист она дает важные и ценные советы в плане разработки нормативно-правовой базы для инклюзивного образования. За период нашей совместной работы сделано достаточно много.

Кроме того, я бы хотела отметить нашу совместную работу с коллегами из сети “Жанырык”, со всеми нашими коллегами из правозащитной сферы – Назгуль Турдубековой, других экспертов. Когда мы объявили о том, что Министерство образования начинает разработку концепции по инклюзивному образованию, многие эксперты из этих организаций выразили желание нам помочь. Подключились и наши партнеры, с которыми мы работаем, такие как Фонд “Сороса”, ЮНИСЕФ. Была создана достаточно большая серьезная рабочая группа, которая в течение года поработала над проектом концепции инклюзивного образования. Потом мы пошли дальше, были разработаны программа инклюзивного образования и конкретный план действий к этой программе.

- Что представляет из себя концепция инклюзивного образования?

- Если говорить о конкретике, то это очень большая и кропотливая работа. Концепция и программа инклюзивного образования - это документы, в которых впервые в Кыргызстане определены несколько направлений работы, влияющих на сам процесс внедрения инклюзивного образования. Во-первых, речь идет об учителях, которые могут работать в этой сфере. Ведь роль учителя огромна! Мы можем говорить хоть сколько о том, что мы разработали и приняли программу, но если не будет сильных педагогов, которые умеют работать с детишками с инвалидностью, то результата не будет. Поэтому в базовом институте им. Арабаева, который специализируется на подготовке педагогических кадров, открыта специальная лаборатория.

Второе направление - это работа с родителями, она включает открытие и работу ресурсных центров во всех областях. Здесь нам очень хорошо помогают партнеры, доноры. Ресурсные центры, где обученные тренеры работают непосредственно с родителями детей с инвалидностью, проводят разъяснительную работу, дают методические советы.

Следующее направление – содержательное, это специальные стандарты, специальные программы. Для детей с особыми потребностями нужны адаптированные программы, по которыми они могли бы заниматься.

Также довольно содержательная, серьезная работа ведется по разработке учебного материала, по которому ребята могли бы заниматься. Общественная организация АРДИ совместно с Министерством образования и при поддержке Фонда “Сорос” разработала методические руководство, учебные тетради для взрослых людей с инвалидностью, которые в силу жизненных обстоятельств не смогли получить образование в школе. Этот проект был недавно реализован и дал возможность получить образование нескольким нашим гражданам с инвалидностью.

Нас очень поддерживает наш депутат Дастан Бекешев в плане учебников. Ежегодно часть учебников для детей с проблемами слуха и зрения мы, министерство, разрабатываем и издаем на бюджетные средства.

Недавно мне привезли из Беларуси очень качественные учебники по биологии для детей с проблемами зрения, напечатанные шрифтом Брайля. У нас проблема с качеством, потому что нет соответствующего оборудования, чтобы издавать такие учебники. Этот учебник интересен тем, что ребенок, у которого нет зрения, может чувствовать картинку и понимать, что нарисовано. 

Мы договорились с коллегой - министром образования Беларуси, что, пока у нас нет возможности самим издавать такие учебники, мы будем закупать у них.

Таким образом, все эти мероприятия в рамках программы правительства на стадии подписания. Надеемся, что премьер-министр их поддержит.

- Есть точная статистика, сколько кыргызстанцев нуждаются в инклюзивном образовании?

- Мы работаем тесно с Министерством труда и социального развития. Здесь важно создание единой базы данных. Поэтому сегодня мы заняты созданием единой базы всех детей, которые имеют определенные проблемы со здоровьем и нуждаются в обучении.

Если говорить об образовательных организациях, которые находятся в структуре Министерства образования и науки, то на уровне дошкольного образования это 14 специальных детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них обучаются 1748 детей. Если говорить о школьном образовании, то это 14 специальных школ-интернатов, в которых обучаются 2165 детишек, 4 спецшколы, где обучаются 844 ребенка, 15 отдельных коррекционных классов в шести школах города Бишкека, которые охватывают более 200 детей. И 305 детей, которые тоже стоят на учете, обучаются в общеобразовательных школах. С каждым годом у нас увеличивается количество детей, которые получают надомное образование.

- Какой совет как министр образования Вы можете дать родителям детей с инвалидностью? Как им правильно подойти к образованию детей?

- Перед нами Сейнеп - пример успешного ребенка. Таких успехов в учебе добивается не каждый. Самое главное - понимание того, что любой ребенок, вне зависимости от того, какие у него проблемы со здоровьем, может достичь серьезных успехов в жизни. Я заметила, что у детей с инвалидностью мотивация другая. Это особенные дети. У них огромное стремление добиться успехов, несмотря на то, что есть какие-то проблемы в этой жизни. А это очень многого стоит. История знает много примеров, когда люди с инвалидностью добивались и добиваются очень больших успехов!

Сейнеп Дыканбаева включается в беседу:

- Я хочу добавить как человек, который работает с родителями детей с инвалидностью: очень многое зависит от родителей. Если у родителей положительное отношение к своему ребенку, если родители вкладываются и развивают своих детей, то, конечно, вырастает полноценный человек, который в зависимости от особенностей может достичь хороших результатов. Но я хочу подчеркнуть, что надо верить в своих детей и делать все от вас зависящее. Тут важна и государственная поддержка, но без фундамента семьи очень сложно вырастить любого ребенка. Любовь, забота и поддержка семьи - это фундамент для развития любой личности.

И еще один момент хочу подчеркнуть: ни один министр образования до Гульмиры Каримовны не вовлекался в политику инклюзии. Мы ей очень благодарны за ее работу. Есть огромное поле, чтобы в Кыргызстане внедрить инклюзивное образование и построить инклюзивное общество.

Подготовила Лейла Саралаева

Фото Абылая Саралаева

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям