Как любить ребенка, или Наследие Януша Корчака

10:23, 25 Мая 2017

Будущее любого государства и народа определяется тем, как оно относится к детям в настоящем, сколько сил, времени и энергии закладывает в воспитание, образование, духовное развитие каждого ребенка. По тому, как выстроена система воспитания в социальных, государственных учреждениях, а также по отношению к детям-сиротам, можно судить о развитии государства и общества в целом. Экскурсия в варшавский детский дом имени Януша Корчака красноречиво продемонстрировала высочайшую культуру и трепетное отношение к традициям в воспитании детей в Польше.

Корчакиана

Добротное старинное здание расположилось недалеко от исторического центра Варшавы. Это детский дом, но, вопреки нашему представлению, территория не огорожена никаким забором. Только бюст всемирно известного педагога, воспитателя и неизменного директора «Дома сирот» Януша Корчака, свидетельствует о том, что это детское учреждение.

Мы заходим в здание через массивные дубовые двери и оказываемся в совершенно уникальной атмосфере. Дело даже не в том, что ароматно пахнет котлетками и молочной кашей, а в том, что неожиданно появляется чувство некой защищенности и полной безопасности внутри самого здания. Этот дом построил Януш Корчак для воспитания еврейских сирот в 1912 году. Именно здесь он воплотил свои новаторские педагогические идеи. И вместе с воспитанниками закончил свой жизненный путь в фашистском лагере смерти 7 августа 1942 года.

Сегодня в этом здании, как и прежде, действующий детский дом. Здесь же расположен филиал Варшавского музея, в котором изучают наследие Януша Корчака - корчакиану. Марта Тишенска, научный сотрудник музея, ведет нас в большой зал, который во времена Корчака был столовой для воспитанников.

- Это здание было построено до Первой мировой войны. Это был еврейский детский дом на более чем 100 мест для мальчиков и девочек. Это был необыкновенный интернат. Он был построен на средства Еврейского общества помощи сиротам. С начала основания и до самого прекращения деятельности этого дома, до лета 1942 года, когда был издан указ о депортации «Дома сирот» в полном составе в концентрационный лагерь, директором этого учреждения был Хенрик Гольдшмидт, известный как Януш Корчак, - рассказывает пани Марта. - Это был очень талантливый человек. Педагогический дар у него раскрылся в 15 лет, когда из-за нужды в семье он начал подрабатывать репетиторством. Своих учеников, которые были всего на пару лет его младше, Хенрик увлекал сказками, преподнося скучный школьный предмет как нечто увлекательное. Первые произведения он начал писать, будучи учеником русской гимназии, так как в то время Польша еще не существовала как отдельное государство, и эта часть Польши входила в состав России. Методы обучения в гимназии не отличались гуманизмом, за плохую учебу и поведение учеников пороли. Любопытно, но именно теме педагогики начал уделять пристальное внимание юный Хенрик. Свое первое серьезное произведение он опубликовал в 18-летнем возрасте, называлось оно «Гордиев узел». В нем речь шла о том, что родители должны серьезно заниматься образованием и воспитанием своих детей, не перекладывая это ответственное дело на плечи нянек и репетиторов. Писал юноша очень хорошо, но издаваться под собственным именем не мог, так как был еще учеником гимназии, поэтому он взял себе творческий псевдоним – Януш Корчак, на польский манер.

Педагогический и писательский таланты Корчака были очевидны, но молодой человек поступил на медицинский факультет Варшавского университета. И вскоре выяснилось, что он прирожденный врач. Как доктор он был известен как Хенрик Гольдшмидт, вел на радио передачи о детском здоровье и педагогике под псевдонимом Старый Доктор и продолжал публиковать свои новаторские педагогические идеи как Януш Корчак.

В 1905 году Корчака призвали на русско-японскую войну в качестве военного доктора. Он и здесь оказывал не только медицинскую помощь, но и психологическую поддержку солдатам, чтобы они могли пережить ужасы войны. Когда вернулся к мирной жизни, оказалось, что популярность Корчака как писателя-педагога возросла, и через несколько лет он принимает решение посвятить себя педагогике. Януш едет в Германию, Англию и Францию и глубоко изучает педагогику. А в 1910 году становится директором основанного им «Дома сирот». Через два года на средства меценатов ему удается построить это здание.

- Уникальность этого дома в том, что здесь Корчак воплощал свои педагогические идеи. К примеру, Януш Крочак был убежден в абсолютной ценности детства. На этом взгляде построена вся его воспитательная система. Главной идеей было огромное значение счастливого, радостного детства в формировании личности. Он считал, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека, - продолжает пани Марта. - Именно поэтому в корчаковских детских домах, а в 1919 году был открыт второй детский дом для польских детей, стремились к тому, чтобы их воспитанники хотя бы в течение нескольких лет пребывания в детском доме познали радость детства. Корчак упорно отстаивал свои позиции, доказывая, что создал не временный оазис и рай для бедных сирот, а воспитательное учреждение, где можно заложить основы правильного развития. Идея Корчака об абсолютной ценности детства лежит в основе важнейшего принципа его системы - уважения личности и прав ребенка и доверия к нему. 

По мнению нашего экскурсовода пани Марты, самая важная идея Корчака в том, что дети - личности с самого рождения, и взрослые обязаны уважать ребенка, его мнение, его выбор, его право с самого младенчества. Корчак написал несколько книг о педагогике, одна из самых известных - «Как любить ребенка». В конце XIX - начале XX века его педагогические идеи звучали довольно революционно. Но он на практике, в отдельно взятом детском доме, воплощал свои идеи воспитания. К примеру, в детских домах он создал атмосферу особой нравственности, в которой каждый ребенок и взрослый имели одинаковые права и правила жизни. Таким образом, между педагогами и детьми складывались отношения полного доверия и взаимоуважения.

Мы стоим перед огромной фотографией, сделанной в этом зале в апреле 1940 года. На ней три десятка мальчиков и девочек, прилежно сидящих за столами в ожидании обеда. Их лица спокойны и счастливы, в их глазах светится живой ум и жажда жизни. К сожалению, это фото сделано уже в оккупированной гитлеровцами Варшаве, и через 4 месяца их всех переселят в еврейское гетто. Из всех этих детей останется в живых только одна девочка, которую родные успеют вывезти до того, как будет опубликован приказ об уничтожении всех евреев, в том числе детей.

- К концу лета 1942 года гитлеровцы в течение нескольких недель уничтожили в лагерях смерти 350 тысяч евреев из Варшавы. Ежедневно убивали по 6 тысяч человек. В августе 1942 года вышел приказ отправить детский дом в полном составе в район Треблинки, что в 100 киломерах от Варшавы. В то время никто не знал, что там находится лагерь смерти. 6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в лагерь смерти Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь воспитателей. Существует легенда, что якобы германцы предложили Корчаку спастись, бросив детей, но педагог отказался. Этому факту нет достоверных подтверждений, но то, что Корчак до последнего вздоха был с детьми, самых младших держал за руки, это правда. Есть еще одна легенда о том, что, когда Корчак шел на смерть с воспитанниками, он, уже находясь в газовой камере, рассказывал им сказки, чтобы дети не осознали весь ужас смерти. Этому сюжету посвящены десятки картин и памятников, сняты фильмы. Живых свидетелей последних минут жизни Корчака не осталось, но, вероятнее всего, что человек, который отдал свою жизнь воспитанию детей, старался, чтобы дети, насколько это возможно, сохраняли спокойствие. И вероятнее всего, он рассказывал им сказки, - заключает пани Марта.

В период оккупации в здании «Дома сирот» размещались германские солдаты, возможно, поэтому, несмотря на то, что эта часть Варшавы была очень сильно разрушена, это здание уцелело и практически осталось в первозданном виде. В 1956 году, после смерти Сталина, поляки вновь открыли в этом здании детский дом имени Януша Корчака, который работает до сих пор.

Януш Корчак составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен: ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10.  Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

«Дом сирот» сегодня

Экскурсоводом по детскому дому имени Януша Корчака выступает директор Барбара Млоджешевска. Сейчас здесь проживают 30 воспитанников в возрасте от 6 до 18 лет, из них только 1 ребенок круглый сирота. Остальные дети - из неблагополучных семей, в которых родители пьют или ведут асоциальный образ жизни.

Пани Барбара показывает нам сначала учительскую, крохотную комнату, где пребывают воспитатели, пока они на дежурстве. С детьми круглосуточно кто-то из взрослых – утром один, ночью двое воспитателей.

Мы осматриваем комнаты воспитанников днем, когда все дети в школе или детском саду, поэтому есть время спокойно изучить постеры с любимыми актерами на стенах, книги, которые читают дети. В уютных комнатах живут по двое и по трое деток. Добротная мебель, красивые занавески, много книг. Все по-домашнему, нет ни казенщины, ни убогости.

«В этой комнате проживает мальчик, который готовится в будущем стать военным, рядом будущий гитарист, а их сосед серьезно занимается футболом», - объясняет нам пани Барбара атрибуты одной из комнат: камуфляжную форму, гитару на стене и многочисленные футбольные кубки.

Директор и воспитатели стараются внимательно изучить таланты и интересы своих воспитанников с самого начала, как только ребенок поступает к ним. А потом уже постепенно начинают развивать эти таланты. Многочисленные спонсоры и меценаты также содействуют в раскрытии талантов, например, Варшавская лига футбола обучает трех наиболее одаренных воспитанников бесплатно. Заключены договоры с несколькими спортклубами, театральными кружками, курсами кулинарии и изучения иностранных языков, куда воспитатели возят подопечных, давая возможность развить способности каждого ребенка.

Распорядок дня в детском доме не отличается от распорядка в обычной семье. Утром подъем, завтрак готовит воспитатель, дорога в школу. Обед готовит повар. После школы дети убирают в комнатах, а ужин готовят все вместе. Таким образом дети получают навыки приготовления еды, уборки и стирки. Кроме того, каждому ребенку выдают карманные деньги, чтобы он учился ими распоряжаться. По вечерам воспитатель ведет беседы с детьми, обсуждают самые разные темы, помогают разобраться в возникших проблемах. Как и во времена Януша Корчака, в детском доме есть своеобразный Совет, на котором обсуждают общие проблемы и принимают решение путем голосования. Дети на таком Совете даже могут менять какие-то правила жизни детского дома и обратиться к директору, чтобы она их поддержала.

- Как бы хорошо мы к детям ни относились, все равно детский дом не может заменить семью, поэтому мы стремимся, чтобы ребенок не терял связи со своими родителями, и, если есть возможность, нормализовать там ситуацию, мы помогаем ребенку воссоединиться с семьей, – признается пани Барбара. – А еще у нас есть дружеские семьи. Это семьи, которые берут опеку над ребенком, приглашают его на праздники в гости, на выходные гуляют в парке, общаются. Это очень важный элемент воспитания, чтобы ребенок научился общению не только в большом коллективе, но и в семье.

Финансирование детей-сирот полностью на плечах государства. На содержание одного ребенка выделяется от 5 до 10 тысяч злотых в год, что составляет от 1500 до 2500 евро.

В детском доме дети живут до 18-19 лет. После окончания школы воспитанники получают единовременную помощь в размере 6 с половиной тысяч злотых (1500 евро), которую могут потратить на учебу или любые другие нужды. Выпускники переселяются в квартиры, которые принадлежат детским домам, и могут там жить до 25 лет. Пока они учатся в вузах или колледжах, государство выплачивает им небольшую стипендию, порядка 130 евро. Кроме того, выпускники детских домов имеют большие льготы на проезд в общественном транспорте, могут получать бесплатные обеды по месту учебы, а также претендовать на социальное жилье вне очереди.

Но даже с таким серьезным соцпакетом и такой мощной поддержкой государства есть определенный процент воспитанников, который не находит себя в нормальной жизни, они начинают пить и вести асоциальный образ жизни.

«Многое зависит от того, в каком возрасте к нам поступил ребенок. Если его определили в детский дом в 17-летнем возрасте, когда он уже сформировался как личность, видя плохой пример своих родителей, то перевоспитать его крайне сложно, хотя можно. А если он попал в нормальную среду в маленьком возрасте, то, конечно, мы стараемся максимально окружить его любовью и заботой, чтобы он вырос хорошим человеком», - объясняет пани Барбара.

Выпускники, став солидными людьми, бизнесменами, педагогами, врачами, с удовольствием приходят в гости в родной детский дом, встречаются с нынешними воспитанниками, дают советы, делятся опытом.

А как у нас?

О такой жизни и таких возможностях воспитанники наших отечественных детских домов могут только мечтать. Наша редакция подробно писала в прошлом году о том, что в наших государственных детских домах дети живут до 17-18 лет, а потом их фактически выбрасывают на улицу. Прежняя, советская система профессионального обучения детей-сирот за четверть века устарела, а теперь практически разрушена и малоэффективна. Парни могут выучиться только на штукатура-маляра, а девушки - на швей. На стипендию в 600 сомов выпускник должен выживать целый месяц. А если учесть, что дети из детских домов выходят не приспособленными к жизни, становится понятно, почему только 5% из общего количества выпускников живут нормальной жизнью. Остальные либо спиваются, либо попадают в тюрьмы, либо становятся батраками у зажиточных сельчан, а девушки выходят в юном возрасте замуж.

В январе этого года наша редакция совместно с ОФ «Защита прав детей-сирот» разработала проект по созданию «Молодежного центра», в котором 15 выпускников детских домов могли бы жить и учиться профессии. Спонсоры и меценаты изъявили желание помочь молодым людям с обретением профессии, необходимо было только найти помещение или участок земли, чтобы построить этот центр. Мы обратились к администрации Чуйской области. К сожалению, ни одно айыл окмоту Чуйской области не согласилось нам помочь с выделением земли. Было предложено здание старой бани в селе Красная речка, которое, по мнению архитекторов, не подлежит переоборудованию под жилое помещение. А еще предложили взять в аренду здание барачного типа в Токмаке, которое также должно быть полностью реконструировано. Но условия аренды были, мягко говоря, неподъемными.

Поэтому наша совместная с ОФ идея о создании новаторского учреждения для подготовки выпускников детских домов к самостоятельной достойной жизни так и не воплотилась. Остается только восхищаться системой воспитания детей-сирот в Польше, которую когда-то заложил талантливый педагог Януш Корчак.

Лейла Саралаева, Бишкек – Варшава - Бишкек  

P.S. Автор благодарит Фонд Польско-Чешско-Словацкой Солидарности за возможность посетить Дом Сирот в Варшаве

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям