Во время последних парламентских слушаний, посвященных строительству новых школ, были озвучены новые данные по аварийным учебным заведениям. По Кыргызстану 169 школ находятся в аварийном состоянии, в некоторых невозможно учиться.
До 6 мая депутаты ездили по регионам, чтобы встретиться с избирателями. Судя по скудной информации, опубликованной на официальном сайте парламента, с народом встречались всего несколько его избранников. Но даже в этом случае депутаты решили ограничиться поездками только в свои родовые районы, проигнорировав поездки в другие регионы. В далеком приграничном селе Ак-Терек в Лейлекском районе каждые пять лет, когда на носу выборы, кандидаты в депутаты обещают построить новую школу, проходят выборы, «народные избранники» благополучно забывают про обещания. Вот так и живут сельчане от выборов до выборов в надежде на новое безопасное здание. Вся их «вина» в том, что из их села нет ни одного депутата или министра.
“Раньше в нашем селе вообще не было школы. Дети ходили
учиться в соседние села, каждый день преодолевая путь в 10-
Родители устали от такой жизни, постоянно беспокоясь за детей, и в 1978 году ашарным методом построили начальную школу. В 1986 году родители, опять ашарным методом, пристроили еще 4 комнаты, чтобы школа стала восьмиклассной.
Но недолго мы радовались, потому что обучение сделали 11-классным, и детям все равно пришлось идти в соседние села доучиваться. В 1990 году к нашей школе пристроили еще шесть комнат, чтобы она получила статус среднего учебного заведения. Каждые несколько лет к нашей школе пристраивали новые комнаты, чтобы ее увеличить.
Конечно же, такое кустарное строительство сказалось на сегодняшнем состоянии школы. У здания 40 процентов стен в трещинах. Это чудо, что она еще не развалилась, потому что школа была построена с серьезными нарушениями.
Еще наша школа стоит у обочины большой дороги Ош - Исфана, близ Таджикистана. Поэтому по этой дороге постоянный поток машин, в том числе бензовозов и грузовиков, а вот светофора у школы нет. Школьники переходят дорогу на свой страх и риск, чтобы не опоздать на уроки.
Мало того, что здание построено с нарушениями, оно находится в пойме двух речушек. И если завтра, не дай Бог, будет селевой поток, велика вероятность, что он может задеть школу. Многие родители боятся отпускать детей в нашу школу, они учатся в других селах. Хоть и далеко, родители выбирают безопасность. Но не все могут позволить себе такое”, - вот такое письмо написал нам в редакцию выпускник средней школы “Ак-Терек” в Лейлекском районе Шарабидин Абдурахманов.
Всего школ по стране 2 207. Ранее в Министерстве чрезвычайных ситуаций КР заявляли, что аварийных зданий у Минобразования 193. Директор Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Бактыбек Абдиев на слушаниях в Жогорку Кенеше сообщил, что 24 школы прошли проверку и выведены из этого списка, а еще 29 учебным заведениям даны рекомендации.
К слову, каким образом из списка МЧС были выведены эти 24 школы, непонятно. Получается, когда их состояние проверяли сотрудники МЧС, картина была ясной, а потом, после повторной проверки, здания вдруг стали безопасными. Кто заинтересован в снижении официального количества аварийных школ в Кыргызстане?
Большинство аварийных зданий, как показывает практика, построены методом ашара, с нарушением стандартов. Никто в стране не знает, сколько на самом деле таких школ. Дети продолжают в них учиться, несмотря на ужасающие условия. Уже давно пора составить единый список таких школ, четко обозначив даты реконструкции или перестройки.
“Наша школа уже десятки лет находится на контроле у мчсников, а наше родное Министерство образования и науки забыло про нас. Не хватает учебников и пособий. Каждый день из-за загруженности между классами первой и второй смены возникают проблемы, ругаются за кабинеты. Это стало привычным явлением.
По некоторым предметам вообще нет никаких учебных инструментов. Например, по точным наукам: химии, физике, биологии и информатике – школьники хорошо знают теорию, но в жизни не видели даже стеклянную колбу или другой прибор!
В школе нет ни одного компьютера. Дети учат информатику по учебникам, без практики. Как они смогут применять полученные знания? Есть ли смысл в таких знаниях?
Зимой дети, которые живут далеко, чтобы не опоздать в
школу, выходят из дома, когда на небе еще луна светит, а приходят, когда уже
солнышко выглядывает. Так они каждый по
Формально у нас есть школа, но в ней опасно учиться. Есть учебники, но их не хватает, как и учителей. Дети стремятся к знаниям, но смогут ли полученные знания применить на практике? В одном кабинете максимум могут поместиться только двадцать учеников.
Вы наша последняя надежда, мы не знаем, куда обратиться, чтобы в Бишкеке обратили внимание на нашу школу тоже. Мы тоже хотим учиться в новой, современной, инновационной школе, а не в ашарных пристройках”, - пишет Шарабидин Абдурахманов.
Некоторым сельским детям не повезло, в их селе не родился какой-нибудь депутат или министр. Дело в том, что чиновники часто лоббируют строительство школ в своих родовых селениях за счет государственной казны, а потом преподносят это как свой персональный вклад в развитие родного села. Иногда по этой схеме школы строятся там, где нет в них острой надобности. Никто не хочет конфликтовать с парламентариями или министрами, поэтому идут у них на поводу.
“Исхак Раззаков говорил, что кадры для развития государства готовятся со школы. Но в нашей школе особо не помечтаешь об этом. Все время думаешь: выстоит школа, не рухнет ли она от очередного удара стихии?” - с горечью вопрошает Шарабидин Абдурахманов.
Услышат ли в этот раз глас вопиющего в пустыне чиновники из Министерства образования и науки, Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства?
В Государственном агентстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства провели открытый республиканский конкурс на разработку концепции проекта школы, рассчитанной почему-то только на 225 ученических мест. Всего поступило 18 проектов. Итоги конкурсного отбора еще не подвели.
В 2018 году на капитальное строительство, по словам министра финансов КР Адылбека Касымалиева, предусмотрено около 3 млрд сомов. На сегодня строительство социальных объектов профинансировано на 33 процента.
В регионах, несмотря на обещание властей, дети продолжают учиться в юртах, палатках и других зданиях, не предусмотренных для занятий. Хотя еще в 2014 году после серии громких публикаций правительство запретило обучение в палатках. Кстати, тогда же власти уверенно рапортовали, что больше ни в одном населенном пункте дети не учатся в палатках. Сейчас же правительство вынуждено признать, что дети в трех школах учатся в таких условиях.
Ранее министр финансов КР Касымалиев говорил, что в первую очередь будет профинансировано строительство школ, которые были признаны аварийными. Позже прошла информация, что в реальности будет профинансировано строительство социальных объектов (не только школ!), где строительные работы завершены на 70-75 процентов. Приоритетность строительных работ в данном случае определяет Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства КР, у которого свой список объектов. В Министерстве образования и науки КР уже давно ничего не решают, не они определяют приоритетность строительства школ.
В Министерстве образования и науки КР долго не хотели обнародовать список школ, которые будут отремонтированы за счет средств Фонда развития Саудовской Аравии. Чтобы получить хоть какую-то информацию на этот счет, нужно запастись терпением и везением. На официальном сайте министерства отсутствует конкретная информация по аварийным школам, в рубрике «Безопасные школы» кроме общей информации ничего нет.
По нашим данным, за счет средств саудовского фонда развития на 30 млн долларов будут отремонтированы 29 школ по стране, в том числе в одной из столичных школ будет организована пристройка. В этот список опять не попала средняя школа из села Ак-Терек. Кто защитит их права и пролоббирует реконструкцию?
Алмаз Исманов