Основатель и бессменный директор образовательного комплекса «Келечек – школа будущего» Наталья Алещенко выделила для беседы с нашей редакцией несколько минут. Потому что некогда – то одно случится, то другое, то преподаватель забежит за советом, то нужно срочно решать стихийную проблему, то она нужна кому-то из учеников.
Руководить школой, в которой ребятишки
обучаются с трех лет и до 11 класса – это довольно непростое дело. «Келечек»–
проект особый, представляет собой
систему образовательных учреждений:
-детский сад, в котором
воспитание и обучение детей начинается с 3-х лет;
-«нулевые классы», промежуточное
звено между детским садом и школой, куда принимаются дети 5-6 лет;
-начальная школа;
-основная и средняя школа.
Но в любом из звеньев вся деятельность подчинена одному правилу – индивидуальному подходу к ребенку. Так что особо с посторонними – пусть и заинтересованными – для беседы времени не хватает.
- Наталья Ивановна, как вам в голову пришла идея создать частную школу? Как вы решились на это – ведь нагрузка колоссальная?
- В начале девяностых экономическая жизнь страны была в упадке. Читателям «Новых лиц», я думаю, подробности известны, нет смысла их напоминать. У людей не было денег на то, чтобы платить за детские сады, много малышей оказывались на попечении бабушек и дедушек. Поэтому закрывались детские сады, здания продавали под самые неожиданные проекты. А я была директором в садике «Малышок» и на тот момент не могла оставить без работы своих замечательных, любящих детей педагогов. И мы решились в 1992 году открыть первый класс начальной школы у себя. Благо, помещение было. На следующий год у нас было уже пять первых классов и один второй. Так и пошло. Трудности, конечно, были колоссальные…
- Никогда не хотелось это все бросить?
- Наверное, нет человека, которому никогда не хотелось бы, как вы говорите, «все бросить». Дело просто в том, что у меня не было такой возможности. Потому что я с самого начала отвечала и за коллектив, и за учеников.
Нам было нелегко найти свое место в системе образования Бишкека. Надо было решать: пойти по привычному пути или внедрять инновации? Плюс не было никаких средств на техническое перевооружение. Это теперь мы справились, а тогда все было далеко не просто. Но я, знаете, люблю свою работу. Поэтому и выход мы нашли, постарались создать эксклюзивный проект, заложить традиции. Очень хочу надеяться, что нам это в немалой мере удалось.
- Ваши ученики и выпускники – одни из самых сильных в стране. Олимпиады, статистика поступлений в вузы – тому свидетельство. Дети из других школ вашу программу зачастую не тянут. В чем секрет?
- Коллектив у нас сильный. Педагоги – как жемчужины, каждый. Вот и весь секрет.
- Самой большой проблемой для частных школ на сегодняшний день является недостаточное финансирование в области школьного образования или государственные проверки?
- Ни то, ни другое. Самой большой проблемой на сегодняшний день являются кадры. Вернее, их отсутствие. Я не могу сказать, что молодежь не приходит в школу. Предложение есть. Но я очень часто сталкиваюсь с тем, что подготовка такая, что я к детям их допустить не могу. При этом, они не очень-то хотят перенимать опыт у коллег постарше. Такое впечатление, что они либо прогуливали занятия, либо дипломы в подземном переходе приобрели. Зато очень высокие зарплатные ожидания.
- Может быть, практику прогуливали, опыт наработать надо?
- Прогуливать практику, пририсовывать себе неусвоенные навыки в студенческие годы – хуже нет тенденции. Это же самим себе вредить. Я работаю с 1971 года, так раньше практиканты на самом деле чему-то учились. Это же золотая возможность – воспользоваться опытом наших замечательных учителей.
- Есть свет в конце тоннеля, как считаете?
- Есть, конечно. Но это в очень большой степени зависит от высших учебных заведений. А пока я обучаю сама. Каждого новичка – сама.
- Самый большой денежный расход в частной школе – это что?
- Да все. И заработная плата преподавателям, другому персоналу, и ремонт, и расходный материал, и методический. А учебники? Учебники стоят очень дорого. Непонятно, на какой контингент рассчитана такая цена за учебники. Дети их не берегут, потому что дети есть дети. Поэтому родителям приходится иногда докупать учебники.
- Сильно ли изменились дети за те 40 лет, что вы работаете педагогом?
- Конечно. Нынешние дети продвинуты и развиты в плане технических приспособлений (особенно гаджетов) и социальных коммуникаций. Они упрямее, независимее, увереннее в себе и больше видели. Часто ярче. Это плюс. А в минус уходит тот факт, что дети мало читают, мало размышляют и слабо рассуждают.
Эрудиция в их понимании как бы нелепа – зачем хранить в голове знания, если все есть в интернете? Но в результате обосновывать свою точку зрения, аргументированно спорить, выстраивать доказательства и рождать свои идеи эти детки умеют хуже, чем малыши 40 или 20 лет назад. Раньше дети читали художественную литературу, с ними интереснее было беседовать.
- Что важнее для педагога – профессионализм или любовь к детям?
- Любовь к детям и профессионализм – это два крыла педагогики. На одном не полетишь, никак. Ни в коем случае ни одну из этих составляющих я не могу назвать приоритетной, они обе важны.
- У вашей школы текущий год – юбилейный, празднуете 25-летие. Что бы вы ей пожелали, как своему детищу?
- Всем учащимся – научиться держаться баланса между традициями и современностью, чтить старших и их уроки, но не застывать в своем развитии. Пожелаю им всем стремиться к благородной цели, которая у каждого своя, и достигнуть ее как можно скорее. Школе – процветания, достойных учеников, новых достижений, новых ярких педагогов. Пусть ее ждет достойное будущее. А педагогам – терпения. Сколько бы его ни было, а еще немножечко не помешает.
Подготовила Светлана Бегунова
Фото Вячеслава Оселедко