Неопределенное будущее “Себата”: яблоко раздора между Турцией и Кыргызстаном

06:30, 28 Августа 2017

Де-факто все 23 учебных заведения международной образовательной сети “Себат” в Кыргызстане после ультимативных требований турецких властей об их закрытии перешли под кыргызскую юрисдикцию. Но турецкие официальные власти таким решением непростой ситуации вокруг “Себата” неудовлетворены, продолжая делать недружественные заявления в адрес Кыргызстана и кыргызских граждан.

На днях заместитель министра национального образования Турции Орхан Эрдем, выступая перед участниками Летнего образовательного проекта по развитию религиозного образования в Кыргызстане в лицее имама Хатиба в городе Бурса, попросил их передать “своим родственикам, друзьям и знакомым,чтобы они не посещали террористические школы”, то есть учебные заведения “Себат”. Турецкий чиновник откровенно, безо всяких намеков объявил учащихся этой сети и членов их семей персонами нон-грата в Турции.

Как сообщает турецкое онлайн-издание BursadaBugun,обучение кыргызстанцев было организовано Главным управлением религиозного образования Турции совместно с ТICA (Государственное агентство по международному сотрудничеству и координации Турции).

В Кыргызстане заявление высокопоставленного турецкого чиновника расценили как давление на власти и общественность Кыргызстана и попытку дискредитации образовательных учреждений “Сапат”, так стали называться учебные заведения с прошлого года.

Приравнивание школ «Сапат» к террористическим организациям и наложение на учащихся, а также членов их семей определенных санкций только на том основании, что они обучаются в школах «Сапат», считаем неприемлемым, а заявления официальных лиц Турции безответственными“, - подчеркивается в официальном заявлении Минобразования и науки КР.

В министерстве напомнили своим турецким коллегам, что учредителем образовательной сети “Сапат” является непосредственно Министерство образования и науки, которое полностью контролирует его деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Это не первый такой выпад со стороны нынешних турецких властей в адрес Кыргызстана из-за этих лицеев. Все началось после массовых гонений на сторонников и учащихся многочисленной сети образовательных учреждений сети “Себат”, поддерживаемых опальным турецким проповедником, постоянно проживающим в США Фетхуллой Гюленом.

Глава турецкого государства Реджеп Эрдоган обвинил Гюлена и его сторонников в поддержке неудавшегося военного переворота летом прошлого года. За обвинениями последовали массовые аресты учителей, судей, полицейских, журналистов, военных и врачей. Один за другим были закрыты лицеи и университеты этой сети в Турции. Такого же шага турецкие власти потребовали от других государств.

В соседнем Казахстане лицеи “Себат” тоже переименовали, как в Кыргызстане. И передали под юрисдикцию своего Министерства образования. Но такое решение проблемы не устроило администрацию Эрдогана, которая сначала требовала полного их закрытия, а теперь предлагает их передать в недавно образованный государственный фонд Маариф, лично патронируемый президентом Турции. Из семи членов попечительского совета фонда четверо назначаются главой государства, остальные трое назначаются Советом министров, который также под контролем Эрдогана. В свою очередь попечительский совет назначает президента фонда и его заместителей. Турецкий лидер надеется создать альтернативу образовательной сети “Себат”, где возможно, подмяв ее под себя.

Образовательная сеть “Сапат” (“Себат”) в Кыргызстане появилась в 1992 году сразу после обретения независимости. На официальном сайте, который, кстати, все еще носит имя “Себат”, особо отмечено, что является “единственным частным комплексным образовательным учреждением в Кыргызстане, филиалы которого имеются во всех регионах страны“.

Сегодня в Кыргызстане действуют 16 лицеев, 4 начальные школы, 2 международные школы и Международный университет “Ала-Тоо” образовательной сети “Сапат” (“Себат”). Там работают 922 преподавателя и учатся 11 тысяч 58 учащихся. Начиная с 1992 года выпусниками этой образовательной сети стали 12 тысяч 600 кыргызстанцев.

В Минобразования и науки КР считают их “важным связующим звеном между народами Кыргызстана и Турции“. Сложно не согласиться с такой оценкой министерства, потому что до обмена дипломатическими любезностями для среднестатического кыргызстанца все эти “гюленовские” лицеи и школы были исключительно “турецкими”. Они четко ассоцировались прежде всего с Турцией, и только незначительная часть догадывалась об истинном “хозяине”.

В Кыргызстане учащихся и выпускников турецких вузов условно можно разделить на три группы. В первой представители бывшего “Себата”, во второй группе молодые люди, прошедшее обучение на теологическом факультете ОшГУ и далее в Турции по линии Дианет Вакфы, и в третьей группе выпускники университета “Манас”. Все они так или иначе являются “проповедниками” турецкой модели государства и государственных взаимоотношений.

Многочисленная сеть турецких лицеев, покрывшая почти всю страну, стала пределом мечтаний для тех, кто хотел учиться в иностранном учебном заведении, не уезжая из страны. Многих родителей привлекала аскетичная и результативная система обучения и воспитания детей. Даже раздельное обучение по половому признаку не настораживало, а, наоборот, привлекало.

В лицеях “Сапат” (“Себат”) удивительным образом сочетаются элементы советских интернатов (во многом память о них мотивировала родителей), католических лицеев (турецкая система образования заимствована из французской) и новых методов образования. Все это в совокупности давало блестящие результаты, особенно учитывая тот неоспоримый факт, что турки брали в свои лицеи самых лучших учеников из местных школ путем жесткого отбора. В почти спартанских условиях и под постоянным контролем эти вундеркинды потом показывали потрясающие результаты, которые считались заслугой преподавателей “Себата”.

Чтобы завоевать местный рынок, вначале обучение в этих лицеях было бесплатным, потом стало платным. Сейчас стоимость учебы в столичных лицеях невероятно высокая, поэтому многие бишкекчане отправляют своих отпрысков учиться в Токмак и Нарын, чтобы меньше платить.

Сегодня все кому не лень строят у нас школы. И россияне, и казахи, и узбеки, и турки, и арабы. Иностранные спонсоры прекрасно понимают, что завтра к управлению страной придут те, кто сейчас учится в начальной школе. Они открывают “свои” школы, по своему подобию, не считаясь с нашим мнением. Например, в Оше руководству фонда “Ага-Хан” хватило ума и такта построить свою первую школу в двух шагах от старейшей англоязычной школы имени Ломоносова. Такое неравное соседство стало началом конца этой школы, не говоря о психологических и социальных последствиях такого непродуманного шага.

Катарские фонды спонсируют открытие частных школ, где год обучения стоит десятки тысяч евро и долларов. Кто там учится, хочется спросить? Кому по карману такое обучение? Почему вопросами будущего образования больше обеспокоены иностранные организации и доноры, а не мы сами? Почему вместо тотальной реформы сферы образования мы своей избирательностью создаем очаги будущего социального напряжения?

Образовательная сеть “Себат” - наглядный тому пример. Мы и не заметили, как глубоко они пустили у нас корни. В результате сегодня мы заложники внутритурецких политических разборок. Просто закрыть заведения, как в Турции, мы не могли, это же 12 тысяч учащихся, больше тысячи учителей, не говоря уже об обслуживающем персонале. Да и денег у нас лишних нет, чтобы содержать эти лицеи в дальнейшем, нам бы своих школьников поддержать. Вот и вышло то, что вышло, хотя никто такой развязки не предполагал. И пока не возьмем образовательный процесс в стране в свои руки, так и будем иметь сюрпризы. По большей части, однозначно неприятные.

Алмаз Исманов

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям