Высокие технологии позволяют сделать максимально доступными последние международные инновации в области образования. Как кыргызстанцам грамотно этим воспользоваться? Как вырастить учеников, способных говорить на одном языке с лучшими учителями мира? Как научить детей ориентироваться в огромном потоке знаний? Своим опытом делится генеральный директор образовательного учреждения «Сапат» Нурлан Кудайбердиев.
- Сеть ваших лицеев называется «Сапат» – «качество». А как измеряется качество образования?
- Всем известно, что с 1994 года учащиеся Международных образовательных учреждений «Сапат» активно участвуют во всех республиканских и международных олимпиадах. Наши ученики являются обладателями 72 золотых, 125 серебряных и 216 бронзовых медалей. По результатам республиканских олимпиад 2018 года 19 учащихся лицеев «Сапат» заняли призовые места. А это – 52,7% от всех призовых мест по углубленному изучению предмета! После окончания республиканской олимпиады провели отборочные туры по 5 предметам (математика, физика, химия, биология, информатика) для мировой олимпиады, где 99% процентов учеников, завоевавших право на участие в мировых олимпиадах, являются учениками нашего учреждения «Сапат». В этом году наши ребята также показали отличные результаты и на международных олимпиадах. Всего приняли участие девять учеников, из них двое завоевали серебряные призы и шестеро – бронзовые. Эти результаты и показывают качество нашего образования.
- Что нового произошло в ваших лицеях за последние два года?
- У нас открылись две новые школы. В текущем году завершено строительство нового учебного здания международной школы Cambridge Silk Road International School, в которой обучение ведется по Кембриджской системе. А также открылась новая школа «Грамотей» в микрорайоне Джал.
Мы стараемся идти в ногу с прогрессивными международными образовательными учреждениями. Руководство наших лицеев и ведущие преподаватели съездили с ознакомительными визитами в школы Южной Кореи, Сингапура, Финляндии. В результате мы решили полностью изменить наш курс и выбрали новое направление в образовании: обучение в режиме онлайн и профильное обучение. Цель такого выбора – развитие грамотности у наших учеников в области инновационных информационно-коммуникационных технологий, а также подготовка для поступления в топовые высшие учебные заведения мира. Она ведется путем объективного определения индивидуальных способностей каждого ученика, плюс качественное образование.
После девятого класса наши старшеклассники переходят на профильное образование. То есть ученик будет целенапраленно готовиться к определенной профессии и начнет углубленно изучать необходимые предметы. Профильное обучение осуществляется по трем направлениям: социально-гуманитарным, физико-математическим и естественным наукам (Social science, Math and Engineering, Medical Science). Согласно такой системе, количество предметов увеличивается, и изучаются они глубже, а учебная программа соответствует государственным стандартам. Такая система показала хорошие результаты в четырех лицеях, где мы год проводили апробацию.
- Будущую профессию учащиеся выбирают на собственное усмотрение, или учителя помогают сориентироваться?
- Мы проводим анкетирование и подробное собеседование с учащимися. Во всем мире существуют такие международные системы тестирования, как IELTS, TOEFL и SAT, по результатам которых ученики могут поступить в мировые высшие учебные заведения. На сегодняшний день наше профильное обучение ориентировано на эти программы. При генеральной дирекции МОУ «Сапат» создается College Counseling Center. В ее рамках мы будем готовить учащихся старших классов к поступлению в лучшие высшие учебные заведения мира. Специалист College Counselor – это координатор, который будет помогать понять, какой престижный вуз выбрать, обеспечивать необходимой информацией о сроках приема в вуз. Он же помогает писать эссе, готовить документы, выбрать курс, разобраться со стипендиями, выделяемыми для иностранных студентов. В настоящий момент у нас такую услугу оказывает выпускник лицея «Сапат», ныне преподаватель английского языка Канатбек Чолоков. Он внедряет в наших школах полученные в Америке знания и опыт. Его работа начала давать хорошие результаты.
Известные во всем мире университеты связываются с нами и выражают готовность к сотрудничеству. На днях к нам прибыла делегация из университета City University of Hong Kong, который занимает 49-е место в рейтинге лучших высших учебных заведений мира. Представители учебного заведения предоставляют квоту на 9 мест нашим лучшим выпускникам. В результате внедрения профильного обучения с каждым годом увеличивается число наших выпускников, поступивших в самые престижные вузы всего мира. К примеру, по результатам 2017 года 11 выпускников лицеев «Сапат» поступили в топ-50 лучших университетов мира: университет Фудань (Fudan University, мировой рейтинг № 40; среди поступивших Ильяс Каныбек, Баатыр Бирназаров), Китайский университет в Гонкгонге (CUHK – Chinese University of Hong Kong, мировой рейтинг № 46; наши выпсукники, ставшие студентами: Бегимай Досиева, Адинай Абдырасулова, Ширин Орозалиева, Карлыгач Кайназарова, Айдана Айдарбекова), университет Джона Хопкинса в США (Johns Hopkins University, мировой рейтинг №17) и другие университеты, которые входят в топ-50 лучших университетов мира. Мы надеемся достичь еще больших успехов в 2018 учебном году.
В настоящее время мы получаем CEEB CODE (международный идентификационный код) для наших лицеев. С помощью этого кода в любой точке мира можно получить информацию об образовательном учреждении. На сегодняшний день по всему Кыргызстану такой код получили лишь около 10 школ.
- Под эгидой “Сапата” регулярно проводятся фестивали робототехники. Это забава или наше будущее?
- Эта тема очень актуальна. Постепенно мы внедряем высокие технологии в систему образования. Робототехника помогает ученику с младших классов через игру изучать азы инженерии, а к старшим классам эти дети достигнут высоких результатов. И в перспективе с легкостью поступят в топовые вузы. Отмечу, что 60 наших выпускников учатся в вузах Южной Кореи по направлению “инженерия”. Первые выпускники уже закончили и работают в фирме Samsung.
- Впечатляющие результаты! Вы сказали, что регулярно проводите рейтинги своих лицеев. Назовите лучшие.
- По рeзультатам республиканских и международных олимпиад лидируют Каракольский, Таласский и Кадамджайский мужские лицеи. Как видите, все находятся в регионах. Если обратиться к внутреннему мониторингу, первые места у нас постоянно занимают женские лицеи “Айчурок”, Чок-Тальский, Таласский, Ошский и Джалал-Абадский. В начальных же школах результаты примерно одинаковые.
- Расскажите о другой новинке – онлайн-обучении.
- Мы ведем переговоры с лучшими школами США. Это с уверенностью можно назвать еще одним важным шагом в развитии международных отношений. В рамках данного соглашения у наших учеников появляется возможность получить аттестаты о среднем образовании передовых школ США (колледж Миннесоты). Ученики 10 и 11 классов, не выезжая за пределы Кыргызстана, могут получать онлайн-уроки у преподавателей самых лучших школ Америки. Представители колледжа Миннесоты, рассмотрев учебный план и программу образовательного учреждения «Сапат», сделали вывод, что уровень знаний по точным наукам соответствует их требованиям. Учащиеся, которые будут участвовать в данной программе, смогут получить аттестат о среднем образовании школ США (Миннесоты).
- А отечественные учителя успевают за такими бурными темпами инноваций в области образования?
- В образовательных учреждениях «Сапат» в общей сложности трудятся около 1100 преподавателей. Все они являются опытными специалистами и приняты на работу на основе конкурсного отбора. Но жизнь не стоит на одном месте, возникает необходимость постоянного совершенствования профессионального мастерства наших учителей. Образовательное учреждение «Сапат» применяет опыт Финляндии, Сингапура и Южной Кореи в области образования. Во всех этих трех государствах учителя занимают особое место в обществе, власть и общество уделяют особое внимание кадровому потенциалу, и инвестиции в первую очередь направляются именно в них. Директоры женского лицея «Айчурок» и школы «Грамотей» вместе с представителями Минобразования КР в нынешнем году побывали в Финляндии и Эстонии, ознакомились с инновациями в сфере образования этих государств. И в настоящий момент работают над внедрением изменений в системы вышеуказанных лицеев.
Совместно с Азиатским банком развития мы внедряем новый проект, в рамках которого совместно с Национальным образовательным институтом Сингапура создаются центры повышения квалификации учителей в Бишкеке и Оше. В мире существуют различные профессиональные курсы для преподавателей по точным наукам. Мы всегда поддерживаем и финансируем педагогов, имеющих сертификаты, полученные в результате обучения на подобных курсах. Недавно прошел международный конкурс учителей (Teaching Knowledge Test Cambridge English) при фонде Ага-Хана, в котором приняли участие 24 наших учителя. Все они получили сертификаты международного образца.
- Сейчас идет набор учащихся в ваши лицеи и проводятся вступительные экзамены. Чем будут отличаться выпускники ваших лицеев от выпускников других школ?
- Во-вперых, один из ключевых моментов – ребята учатся дружбе, учатся жить и работать в команде, у них очень хорошо развивается командный дух. Во-вторых, учатся самостоятельности. В-третьих, у них появляется системный подход к учебе и работе. Они учатся ставить определенную цель и постепенно идти к ней. В-четвертых, получают качественное образование, так как все точные науки в наших лицеях преподают на английском языке. Ребенок может по окончании нашего лицея свободно говорить, мыслить, писать на английском. Используя английский язык и обширные знания, ребенок может поступить в любой вуз мира благодаря своим знаниям и трудолюбию. К сожалению, в других школах такого системного подхода нет. И конечно, мы делаем упор на воспитание, учитывая наш менталитет, наши ребята готовятся к глобальной жизни. Они могут жить не только в Кыргызстне, но и легко адаптируются в любой точке мира.
Интервью вела Лейла Саралаева