На фото: Карта аварийных школ. Больше всего таких школ в Ошской области.
Запретить строительство школ ашарным методом - к такому выводу пришли эксперты по итогам масштабного расследования Булан института. Они призывают запретить по всей стране на государственном уровне строительство школ ашарным методом, который очень популярен, в особенности в регионах, потому что большинство таких школ строятся с серьезными нарушениями техники безопасности в угоду сиюминутным интересам чиновников и депутатов на местах.
В ходе расследования выяснилось, что возведенные из самана, глины и песка школы не соответствуют строительным нормам, стены покрываются трещинами буквально после открытия школы, полы гниют. Многие из них не выдерживают никакие природные катаклизмы.
К примеру, в трех селах Чон-Алайского района, пострадавших от землетрясения, дети учились в палатках, потому что их школы, возведенные ашарным методом, пострадали от подземных толчков.
Ашарный метод строительства стал очень популярен в девяностые годы. По словам Мурата Жетимишбаева, 18 лет возглавлявшего районное управление образования в Джеты-Огузе, в советское время в области не было зафиксировано ни одного случая строительства школы таким методом.
“Во времена 15-летнего правления Акаева ашарный метод строительства школ превратился в моду. Да и государство поддерживало акимов, которые строили таким образом школы. Потому что в бюджете не было денег, и это была вынужденная мера! И хвалили таких глав местных властей, и вручали акимам награды! Но строительство школ методом ашар – дикость. Вот у нас аким Бектуров построил две школы в селах Бозбешик и Чон-Кызыл-Суу, но не прошло и четырех лет, как они разрушились. Школы разрушились, а его пансионат, построенный в эти же годы в Чолпон-Ате, в замечательном состоянии! Ну разве это не проявление коррупции!“- говорит бывший районный чиновник Жетимишбаев.
В высокогорном Тогуз-Торосском районе до сих не закончено строительство новой школы, начатое в 2013 году! В 2014 году строители смогли поднять только первый этаж, в 2015-ом - второй этаж, потом завершили кровельные работы и все. С тех пор все строительные работы прекращены, а дети продолжают учится в старой школе, построенной в 1958 году! По словам школьного директора Венеры Эпеевой, во время дождей и таяния снегов школьные классы заливает вода.
Учеба с риском для жизни
По данным Министерства образования и науки КР, за последние 5 лет по всей стране была построена 261 школа. При этом из 2 тысячи 222 действующих школ в аварийном состоянии 193 школы. Правительство на этот счет даже приняло специальную программу “Безопасные школы и дошкольные образовательные организации на 2015-2024 годы”, по которой планирует к 2024 году отремонтировать все аварийные школы.
Среди старых и аварийных школ попадаются настоящие исторические рариреты. Например, средняя школа имени Базарбаева в селе Сафаровка Сузакского района, построенная аж в 1890 году, развалилась, и дети учатся в местном детском доме.
“Три года назад администрация школы получила предписание от МЧС о прекращении занятий в этой школе. Тогда ребята передислоцировались в здание бывшего детского дома и начали учиться в три смены. В детдоме к тому же воспитываются 56 детей-сирот и полусирот”, - говорит директор школы Нургуль Сулайманова.
В селе Кожокелен
Кара-Суйского района долгое время дети вынуждены были учиться в юртах. Когда
стало совсем невыносимо, для школьников арендовали три частных дома. Из-за
непрофильности обычных домов детям пришлось снова возвращаться в
полуразрушенную школу. “Наша школа – это
длинная 84-метровая постройка. Она очень старая, и по этой причине больше
половины школы, примерно
На фото: Нарынская область, село Ак-Кыя. Дети и учителя пытаются заново собрать палатку,в которой учились. Ее сдуло ветром. Прежняя их школа в аварийном состоянии.
По мнению руководителя Булан института Чолпон Орозбековой, в вопросах качества строительства особое внимание стоит уделить финансированию строительных работ. К примеру, в этом году в список обязательного финансирования попали 329 социальных объектов, в их числе 192 школы.
Улугбек Матисаков, заместитель директора департамента жилищно-гражданского строительства при Госархстрое, считает, что в 2016 году правительство поставило своеобразный рекорд - 77 школ было сдано в эксплуатацию. “Из них 21 школа была профинансирована из госбюджета по статье “капитальные вложения”, 54 здания были построены за счет средств от продажи лицензии на разработку месторождения Джеруй. Но в 2017 году не будут начаты работы по строительству новых школ, так как “Госстрой предлагает правительству уделить внимание именно завершению строительства так называемых “долгостроев”. В приоритете будут те объекты, которые уже построены на 70 процентов. Долгострои - это 30 процентов из всех школ. И проще завершить уже почти построенные здания, чем с нуля возводить школы”, - говорит Матисаков.
Согласно правительственной программе “Безопасные школы и дошкольные образовательные организации на 2015-2024 годы”, общий ориентировочный объем финансирования составляет 47 млрд сомов, то есть ежегодно правительство должно находить 4-5 млрд сомов для реализации этого амбициозного проекта.
Более 80% школ по стране построены в советское время. Из них 32 школы - в тридцатые годы; 2 школы - в сороковые годы; в шестидесятые – 7 школ, а с 1961 по 1999 годы были построены 635 школ.
“Они уже исчерпали свои ресурсы и требуют капитального ремонта. Поэтому правительство приняло программу, в которой говорится о том, сколько школ должно быть отремонтировано с 2015 по 2024 годы. Программа детальная, с указанием суммы, требуемой на ремонт”, - заверил заместитель министра образования и науки КР Салидин Калдыбаев.
Школы перегружены в два раза!
Если опираться на статистику, из 2 222 средних школ 146 находятся в Бишкеке; в Оше -65; в Иссык-Кульской области – 194; в Нарынской области – 140; в Чуйской области – 323; в Джалал-Абадской области – 473; в Баткенской области – 240; в Таласской области 112, и больше всего школ в Ошской области – 525, и она еще лидирует по аварийным школам.
С каждым годом растет число и учащихся. Если в 2012 году было зарегистрировано 1 млн 12 тысяч детей, то уже в 2017 году число детей школьного возраста достигло 1 млн 175 тысяч. Проектная мощность почти всех действующих школ в среднем рассчитана только на 600 тысяч ученических мест, то есть они перегружены почти в два раза!
Самый острый дисбаланс с переполненностью школ наблюдается в Бишкеке. В 94 столичных школах, рассчитанных на 90 тысяч учеников, сегодня фактически учатся 137 тысяч учеников!
В Бишкеке из действующих школ 14 построены до Второй мировой войны, 59 - в послевоенный период и только 22 - в современный период Кыргызской Республики.
Эксперт в области образования Анара Дауталиева говорит, что согласно санитарно- гигиеническим нормам стран СНГ, в одном классе должно находиться не более 30 детей. В Бишкеке эта цифра доходит до 50 человек. Школьная инфраструктура осталась еще с Союза, приходится уплотнять действующие школы. “Мы ругаем мэрию, директоров школ. Но есть статья в Конституции и законы. В Кыргызстане образование бесплатное, и никто не имеет права отказать детям в праве получения образования”, - подчеркивает эксперт.
Получается замкнутный круг: школы строятся, но не там, где колоссальная нагрузка на школы. Школьные администрации не могут отказать в приеме детей, несмотря на переполненность, потому что это противоречит закону.
На фото: Школа в Нарынской области. Построена ашарным методом с нарушением техники безопасности.
Сариев не сдержал своего слова
Одной из проблем эксперты Булан института называют нецелесообразное строительство школ в тех районах, где в этом нет острой надобности, в ущерб тем, где эта проблема стоит остро. Особенно в этом усердствуют депутаты, которые, рьяно выполняя наказы избирателей, лоббируют строительство школ в родовых селах, там, где нет такой необходимости, в противном случае поднимают шум и вызывают на ковер чиновников.
В 70% столичных новостроек отсутствуют школы. Вот что сказал в интервью начальник Общественного государственного управления капитального строительства Сталбек Омурканов: “Жилмассивы относятся к нашему ведомству. В прошлом году завершили строительство и передали в эксплуатацию школы в новостройках “Дордой” и “Эне-сай”. В этом году в Калыс-Ордо начато строительство 660-местной школы. Мы и сами хотели бы построить в каждом жилмассиве школу, но не хватает средств. Бишкек и жилмассивы, к сожалению, не вошли в список объектов, которые будут строиться на средства от Джеруя. Темир Сариев в свое время, когда еще был премьер-министром, обещал включить наши 4 школы в список Джеруя, но не выполнил своего обещания. Кроме финансовой нехватки есть еще и другая большая проблема – найти свободные участки. Многие жилмассивы появились путем самозахвата земель. Люди не оставили свободных земель для строительства социальных объектов, школ. Их дома построены настолько вплотную друг к другу, что невозможно найти свободные даже 6 соток. Никто не хочет добровольно освободить участок и передать для строительства школы. И только в некоторых новостройках отведено около двух гектаров земли для школ, которые и стережем, чтобы начать там стройку учебных заведений”.
Получается парадоксальная ситуация, когда государство готово строить школы, но не может найти свободные земельные участки для их строительства. Многие школы, возведенные ашарным методом, просто не отвечают элементарным нормам безопасности, в особенности учитывая тот факт, что мы живем в сейсмически активной зоне и на территориях, подверженных частым селям и лавинам. Новые школы строятся, но не в Бишкеке и Оше, где перегруженность просто колоссальная. Новому кабинету министров и парламенту этой осенью стоит уделить пристальное внимание этим проблемам, чтобы наконец-то их решить комплексно, а не ашарным методом, как мы привыкли за эти годы.
А пока...
Пока чиновники обеспокоены предстоящими президентскими выборами, ученики младших классов села Миялы в предгорной части Кара-Суйского района будут вынуждены первого сентября учиться в ... контейнерах. Дети будут учиться в две смены, а старшеклассники пойдут учиться в соседнее село. Местная школа из-за схода оползня в 2005 (!) году стала непригодной.
Алмаз Исманов