Неоднозначную реакцию вызвало в обществе недавнее заявление главы государства Сооронбая Жээнбекова о соотношении числа мечетей и школ в стране. Журналисты процитировали президента Кыргызстана, который на открытии мечети, построенной Управлением по делам религии и фондом «Диянет» Турецкой Республики, сказал в своей речи буквально следующее: «В Кыргызстане мечетей больше, чем школ. Это хороший показатель. Чем больше мечетей, тем больше станет совестливых детей. Чем больше медресе, тем больше нашей совестливой молодежи. Но все это надо контролировать. Иначе есть внешние угрозы. Взяв в расчет такие явления, как терроризм и экстремизм, мы должны следовать традиционной религии, которую унаследовали от своих предков».
Разумеется, сказанное было интерпретировано и рядовыми читателями, и экспертами по-разному. Официального ответа на разгоревшиеся по этому поводу дискуссии пресс-служба президента пока не дала. На основе анализа, по мнению лингвистов, понятно, что в контексте всей речи смысл цитаты сводится скорее к тому, что развитие религиозных настроений может принести благо государству, если поставить заслон негативным мировым тенденциям, таким как терроризм и экстремизм. Однако высказывание вызвало волну недовольства среди интеллигенции и приверженцев развития культуры и социальной политики государства, в том числе и среди некоторых людей, относящих себя к мусульманам.
Глава государства, конечно, не подразумевал, что в Кыргызстане вместо школ надо строить мечети или что сфера образования не нуждается в повышенном внимании. Но ситуация и общественная реакция на нее еще раз обнажили наличие серьезных проблем по части реформы образования в республике.
В этом контексте есть смысл послушать экспертную оценку. Недавно в СМИ поступило открытое обращение Булан-института, организации, как раз специализирующейся на проектах в области образования, в том числе религиозного.
По мнению сотрудников организации, школьное образование в стране под угрозой, особенно плачевно положение дел в селах. Свои выводы они аргументируют проведенным масштабным исследованием. По его данным, в настоящее время на территории республики наблюдается нехватка мест для учащихся школ. Сейчас по республике насчитывается 1 миллион 175 тысяч 780 детей школьного возраста, а вместимость школ составляет всего 600 тысяч мест. По расчетам специалистов Булан-института, необходимо построить дополнительно еще 200 новых школ.
Вторая проблема – нужна реконструкция существующих зданий. 60% школ на территории республики были построены до 1980 года. Например, 32 школы появились в промежутке между 1930 и 1940 годами, их ветхие стены еле держатся. По стране официально 192 школы объявлены аварийными, на самом деле их число гораздо больше. Более половины всех 2260 школ по республике нуждаются в реконструкции или капитальном ремонте.
В последние десять лет были построены свыше трехсот школ. Но из-за несправедливого проведения тендеров кое-где были закуплены некачественные строительные материалы, что привело к тому, что еще до 1 сентября, пока дети не успели переступить пороги школ, во многих местах полы стали загнивать, а потолки рушиться. Проверки по этой части должны стать тотальными, считают эксперты.
Несладко и учителям в стране. Хотя с 2011 года дважды официально было заявлено о повышении заработной платы учителей, механизм расчета педагогических часов не оправдал себя. А посему необходимо вернуть систему Единой тарификационной сети. Заработная плата меньше 20 тысяч сомов – прямой путь к деградации профессии «учитель», это тоже надо понимать.
На основании распоряжения министра образования и науки Кудайбердиевой от января 2018 года с сентября свыше трех тысяч школьных учителей были освобождены от работы. В этой тупиковой ситуации напрямую виноваты министерство и правительство. При введении механизма расчета педагогических часов не был утвержден минимальный порог часов. Лишь теперь министр пытается урегулировать ситуацию, освобождая от работы учителей, загруженных минимальными часами. Вместо того чтобы на основании проведенных аттестаций сохранить профессиональных и опытных учителей, повсеместно хаотично освобождают от работы учителей без должной проверки их работы. Сейчас на этой почве вырастают очень негативные настроения в регионах. А широко разошедшаяся благодаря социальным сетям фраза президента о том, что это хорошо, когда мечетей больше чем школ, несмотря на то, что в контексте она имеет другой смысл, все равно вызвала резко негативное отношение на местах среди школьных учителей.
Эксперты Булан-института подчеркивают также, что школьные учителя не в полной мере обеспечиваются гарантией со стороны государства, которые предусмотрены в законодательстве. В настоящее время учителя на практике не могут проконтролировать свое состояние здоровья, хотя законом предусмотрено ежегодное бесплатное медицинское обследование. А предусмотренная законом путевка в оздоровительные санатории и пансионаты на деле достается каждому учителю в порядке очереди раз в 20 лет. Потому, считают в Булан-институте, необходимо расформировать государственную профсоюзную организацию, тем самым открыв путь к созданию и самостоятельной работе собственного профсоюза каждой школы.
Нужно социальное жилье. Иначе у молодых специалистов нет мотивации к работе в школе, и идут туда только от безысходности. К чему это приведет, пояснять не надо.
Еще эксперты полагают, что необходимо прекратить давление со стороны местной власти, заставляющей учителей заниматься делами, не имеющими отношения к учебному процессу. В предвыборное время учителя превращаются в «солдат» местной власти, которые совершают придворный обход, собирая различные сведения и агитируя. Также становится традиционной ситуация, когда акимы заставляют учителей подметать улицы и собирать мусор. Например, 23 августа в селе Корумду Иссык-Кульской области учителей собрали на срочное собрание. А затем местная власть заставила их подметать улицы и убирать мусор вдоль большой трассы.
В стране наблюдается недостаток в системе подготовки учителей, которая зашла в тупик. Из-за низкой зарплаты учителей талантливая молодежь избегает этой профессии, на педагогический факультет поступают в основном те, кто получает по ОРТ низкий балл. Отрицательно влияет на сей процесс и то, что в стране ввели методы дистантного обучения, которые не соответствуют условиям Кыргызстана. Хотя в селах отсутствуют компьютеры и Интернет, отдельные учителя стали обладателями дипломов по дистантному обучению, так и не получив на практике даже минимальное образование. А значит, есть потребность в усилении системы подготовки педагогических кадров на государственном уровне.
Учителя устали от еще одной ноши – ремонта школы. Школьные администрации повсеместно обращаются в районные отделы образования с требованием выделить материал для ремонта, но при этом получают только 20% от необходимого объема. К тому же местные власти, проводя тендер, покупают самые дешевые и некачественные строительные материалы. В итоге учителям приходится красить и белить самостоятельно, при этом правдами и неправдами выудив деньги на стройматериалы у родителей учеников. Порочный круг.
Представив свое исследование, выполненное рядом высококвалифицированных аналитиков, Булан-институт составил открытое обращение к главе государства.
«В настоящее время в срочном порядке необходимо решать проблемы в школах, в противном случае в течение 10-15 лет школьная образовательная система может претерпеть крах. Нет сомнений в том, что если подрастающее поколение не получит образование на должном уровне, то это отрицательно отразится на его будущем. Разумеется, государство должно в полном объеме обеспечить детей правом на качественное обучение, как это предусмотрено в Конституции и соответствующих законах», - говорится в нем.
Поэтому институт, обращаясь к президенту, просит созвать специальное совещание Совета безопасности по вопросам школьного образования. Ему, по мнению экспертов, следует придать статус стратегического направления развития государства. И срочно что-то делать. Совестливые люди, посещающие мечети, даже если они действительно таковы, без четкого государственного курса проблем отечественного образования не предотвратят.
Справка: Bulan
Institute for Peace Innovations – некоммерческая и неправительственная
организация, головной офис которой находится в городе Бишкеке, а международное
представительство - в Женеве (Швейцария). Организация работает над проектами по
таким направлениям, как защита прав детей на получение качественного образования,
безопасность школ и улучшение качества образования и реформа религиозных
учебных заведений.
Подготовила Светлана Бегунова
Фото Вячеслава Оселедко