Как вы думаете, кого в нашем обществе больше, мужчин или женщин? По данным Нацстаткома, нас равное количество. А равные ли у нас права? К сожалению, не всегда.
Вот и прошедшие парламентские выборы лишний раз доказали это.
Представители миссии наблюдателей ОБСЕ в своем предварительном отчете 5 октября заявили: «Несмотря на конституционные гарантии равенства, имеет место недостаточная представленность женщин в политической жизни, в том числе, на выборных должностях. Среди 120 членов уходящего парламента всего 23 женщины (19,2%). Процентное соотношение женщин кандидаток в списках отдельных партий, зарегистрированных для участия в нынешних выборах, составляет от 31,3% до 35,3%. Роль, которую играют женщины в деятельности политических партий, также варьируется в очень широких пределах: в некоторых партиях, согласно их собственным данным, женщины не занимают никаких руководящих должностей, а в других, женщинами являются до 50% членов политсоветов. На 24 сентября, женщины занимали должности 1 из 4 вице-премьер-министров, 2 из 15 министров в кабинете правительства, 1 из 7 губернаторов областей, а также 10 из 48 статс-секретарей и заместителей министров».
Также некоторыми наблюдателями было отмечено, что количество избирателей-мужчин в день голосования, превышало количество избирательниц-женщин. И причины, по которым женщины не идут на выборы ни как кандидатки, ни как избиратели самые разнообразные.
В первую очередь в обществе довлеют стереотипы о том, что место женщины на кухне и удел ее – воспитание детей, женщина не может мыслить на государственном уровне, женщина всегда должна прислушиваться к мнению своего отца и мужа, семьи, сообщества, подчиняться им. Во-вторых, многие женщины сами не верят в свои силы и возможности.
Низкая активность женщин в качестве избирательниц, проявляется и в предвыборный период. Часть избирательниц не ходит на выборы из-за того, что не верит в силу своего голоса. А те женщины, которые идут голосовать, зачастую отдают свой голос под влиянием «старшего» в семье.
Получается, несмотря на существующий закон, гласящий, что женщинам наравне с мужчинами обеспечиваются равные права избирать и что никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения их к участию или неучастию в выборах, а также на свободное волеизъявление, на сегодняшний день он не исполняется в полной мере. И не исполнятся в первую очередь самими женщинами из-за страха выйти из привычной зоны комфорта.
Выжимка: Выборы в Кыргызской Республике основываются на свободном и добровольном осуществлении гражданами республики своих избирательных прав. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения их к участию или неучастию в выборах, а также на свободное волеизъявление (Статья 2, пункт 1 Конституционного закона Кыргызской Республики).
Чтобы
мотивировать женщин принять активное и осознанное участие в выборном процессе,
Общественный фонд «Открытая Линия», работающий в Кыргызстане с 2009 года под
руководством Мунары Бекназаровой,
организовал работу творческой мастерской по разработке Национальной кампании
«Женщины кандидаты, женщины избиратели».
При поддержке международного эксперта, креативного директора АНО «Лаборатория социальной рекламы» Георгия Молодцова, участники мастерской – сотрудники продакшн-студий, студенты и волотеры, разработали многоканальную интегрированную рекламную кампанию, направленную на формирование двухсторонних отношений с целевой аудиторией в форме некого диалога. Это означает, что одно сообщение передается разными каналами. (Интернет и ТВ).
Для кампании был разработан логотип – Птица-галочка, символизирующая внутренний голос женщины и направляющая женщину пойти на выборы и сделать осознанный выбор. Поэтому и слоган кампании «Следуй своему голосу».
«Идея птички-галочки, пришла когда мы все вместе обсуждали тему выборов, - говорит Наталья Ни, участница мастерской. - Когда мы голосуем, мы ставим птичку (галочку) за того, кого выбираем. Таким образом, мы отдаем свой голос, мы выбираем. Птичка - это наш голос. А все стереотипы, страхи, давление со стороны, мешают сделать осознанный выбор, поэтому в наших роликах они показаны, как преграды. Героиня анимационного ролика, столкнувшись с ними, не знает, что делать. На помощь ей приходит ее «голос» (птичка), указывает путь и помогает со всем справиться».
Основным продуктом кампании стал серийный квест – первый инновационный в Кыргызстане формат, включающий в себя серию ситуационных роликов, в которых зритель может найти личную или знакомую проблему, а так же посредством решения последующих действий героинь он-лайн, перенести решения в реальную жизнь.
Например, одна из тем ролика «Мой муж заставляет меня продать свой голос». Молодая супружеская пара собирается на выборы, муж просит жену проголосовать за партию его дяди. На экране всплывают два окна: «Пойти на выборы» или «Не пойти на выборы».
Каждый, кто просматривает ролик, может сделать свой выбор и в зависимости от этого выбора увидеть, чем закончится та или иная ситуация: «Голосовать по-своему» или «Голосовать, как сказал муж». Просмотр ролика становится захватывающим и интересным, потому что каждый раз появляется новый выбор.
Арген Адил уулу, еще один участник мастерской, считает: «Интерактивный квест вместо обычных социальных роликов прекрасен тем, что он напрямую связывает зрителя и ситуацию. Человек, сидя за компьютером, не просто смотрит на новый формат ролика, а становиться потенциальным объектом истории. Делая тот или иной выбор, мы со стороны смотрим, как мы выглядим, когда делаем выбор и выбирая то или иное действие, получаем ответ жизни на свои поступки».
Ситуации роликов самые разнообразные, например, директор школы вынуждает преподавателя на пенсии голосовать против своей воли, и даже повести за собой других молодых учителей, или родители вынуждают голосовать против своей воли.
Адель Лаишева, эксперт по работе со СМИ объясняет: «Когда ты смотришь обычную рекламу, то она проходит мимо. А когда тебе предлагают принять решение, ты втягиваешься в эту игру и начинаешь разыгрывать разные варианты и анализировать, как поступить правильно и почему. Мы сами на себе проигрывали ситуации, кто с чем сталкивался. Например, приходит молодая сноха к свекрови, а у нее в это время гости. Конечно, она ее не отпустит ни на какое голосование. В ходе подготовки роликов мы поняли, что многие женщины либо не активны в выборном процессе, либо принимают решение такое, какое ей скажут старшие родственники».
Социальные ролики направлены на широкие слои населения. А если учесть, что интернетом в Кыргызстане охвачено около 70 процентов, то популярность роликам обеспечена. В первые же дни появления роликов в интернете просмотры доходили до нескольких тысяч.
«Интерактивные квесты - это новый формат, который пока не укоренился среди пользователей виртуального мира. Мы боялись, что потребители, которые привыкли к тому, что им разжевывают всю информацию, не готовы быть участником проблемы и просто отключат ролик, поняв, что основное сообщение находится через несколько ступеней роликов. Но практика показала, что людям наоборот интересны варианты развития событий. Можно сделать вывод, что у квестов большая перспектива», - говорит АргенАдинуулу.
Салтанат Зарнаева, еще одна участница мастерской, уверена, что квесты выполняют свою задачу к привлечению внимания к проблеме: «Статистика показывает, что определенные продукты кампании на первых этапах запуска брали очень высокие обороты просмотров. Что касается донесения, то тут необходимо время. Социальный ролик не действует как лекарство, не снимает проблемы за 20 минут. Он направлен, чтобы привлечь внимание зрителя на данную боль, в нашем случае проблему».
Сейчас можно сказать однозначно, ролики не оставляют равнодушным. Хочется вновь и вновь переходить по ссылке и снова принимать разные решения. Попробуйте и вы разыграть разнообразные ситуации. http://www.openline.kg/golos/
«Следуй своему голосу» - это уже третья Национальная кампания, проводимая Общественным фондом «Открытая линия». В 2013 году была камапния против похищений невест, в начале 2015 года была запущена кампания социальной рекламы, направленная на защиту прав женщин - "Равные права – общий успех". Мероприятия были настолько успешными, что продукты кампаний были отобраны в коллекцию лучших примеров социальной рекламы «Creative for Good» Всемирного экономического форума и были презентованы в рамках самого престижного фестиваля рекламы «Каннские львы».
Аида Тастанова