Запретят ли в школах смартфоны?

12:08, 10 Мая 2018

Депутат Махабат Мавлянова предлагает запретить детм использовать смартфоны в школах. Парламентский комитет по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению одобрил проект парламентского постановления «О мерах по защите нравственности и интеллектуального развития личности, повышению качества преподавания и успеваемости в общеобразовательных организациях Кыргызской Республики», предложенный Мавляновой. Инициативу парламентария резко раскритиковали, даже не вникнув в суть депутатских предложений. Оппоненты уверены, что смартфоны – чуть ли не единственный источник знаний для детей, а депутат якобы хочет лишить их этого.

Что же такого предлагает депутат Мавлянова? В справке-обосновании к проекту парламентского постановления говорится, что «правительству необходимо ввести запрет на использование мобильных телефонов и других устройств (скорее всего, авторы имели в виду планшеты) школьниками с первого по одиннадцатые классы на территориях общеобразовательных учреждений, независимо от формы собственности, за исключением мобильных телефонов с функциями «звонок/ответ/sms», но не оснащенных интернет-модулями, а также фото- и видеокамерами».

Депутат Мавлянова утверждает, что мобильные телефоны не только отвлекают учеников от учебы, но и служат источником негативной информации, так как это «бесконтрольный доступ к интернет-пространству, где немало вещей, отрицательно воздействующих на нравственное и духовное развитие детей». По ее словам, массовое использование смартфонов и других устройств отрицательно сказывается на уровне успеваемости и концентрации внимания детей в школах.

Родители по первой прихоти покупают своим детям мобильные телефоны, оснащенные самыми передовыми интернет-приложениями, функциями фотовидеофиксации, погружая детей в виртуальный мир. Там дети соприкасаются с пропагандой насилия, жестокости, порнографии, опасного общения с незнакомыми людьми”, - говорится в справке-обосновании проекта постановления.

Трудно не согласиться с утверждением депутата насчет повального использования смартфонов в наших школах. Сегодня они, в особенности в городских школах, превратились в некую игрушку, которой вечно занятые родители хотят отвлечь детей, чтобы не донимали.

Наши дети массово открывают аккаунты в социальных сетях. Порой сами родители поощряют такое поведение, не зная, что на этих платформах действуют определенные возрастные ограничения. К примеру, одна из популярнейших среди кыргызстанцев социальных сетей Instagram требует, чтобы возраст создателя аккаунта был не менее 13 лет.

У нас же дети с первого класса регистрируется там. «Моя дочка рассказывает мне, что во время перемены дети стоят в коридоре и спорят, у кого сколько подписчиков. Они даже ведут онлайн-эфиры в Instagram прямо в школе. У моей дочки телефона нет, мы ей принципиально не покупаем его. Зачем? Мы ее встречаем и провожаем у школы. Дома у нее есть доступ к домашнему ноутбуку, там она смотрит мультфильмы, там же ищем тексты для чтения. Я бы поддержала предложение депутата. Но возможно ли в реальности ввести такие ограничения?» - говорит мама второклассницы Зайтуна Кадырова.

Как и Instagram, Facebook требует, чтобы возраст создателя аккаунта был не менее 13 лет. В некоторых странах требования по возрасту еще выше. В правилах этой социальной сети четко написано, что создание аккаунта с ложными данными является нарушением их правил. В правилах социальной сети написано, что, если ребенок, не достигший разрешенного возраста, создал аккаунт на Facbook, родителям советует показать, как его удалить. В случае если речь идет о постороннем пользователе, которому не исполнилось 13 лет, сами модераторы сети удалят такой аккаунт. Достаточно сообщить им об этом, заполнив специальную форму.

Отдельно стоит сказать про российские “Одноклассники”, где нет четких ограничений по возрасту и где можно встретить тысячи аккаунтов детей, которые еще учатся в начальной школе. Дети делятся своими фотографиями и общаются с незнакомыми людьми, которых в реальности не знают. Хочется спросить у оппонентов депутата Мавляновой, насколько дети 8-13 лет и даже 15-летние в состоянии оценить свою безопасность в виртуальной реальности и подписать пользовательское соглашение об использовании этих социальных сетей?

В прошлом году на сайте “Репортер-Акипресс” один из пользователей опубликовал короткое видео, где девочка 10-11 лет смотрит порнографическое видео на смартфоне в автобусе в Бишкеке. Буквально месяц назад в родительских WhatsApp группах активно рассылали видео, где две девочки примерно 10-13 лет раздевались на камеру. Видео шокировало родителей, потом выяснилось, что оно вроде бы снято в Казахстане. Это обстоятельство успокоило многих взрослых, как будто Интернет имеет границы. Журналисты выяснили, что эти несмышленые девочки использовали веб-камеры и играли в очень нехорошую игру. В ней неизвестный администратор дает задания, которые ребенок должен выполнить “на камеру”. В случае если задание не выполняется полностью, малыша могут шантажировать распространением видео в общем доступе в Интернете. Трудно сказать, какой стресс пережили эти девочки и их родители. Ведь когда видео распространилось по сети, его уже невозможно удалить. Но отдавали ли себе отчет эти девочки в возможных последствиях? Скорее всего нет, вряд ли они воспринимали ситуацию всерьез.

По данным исследования М-Вектора, в Кыргызстане 59 процентов населения используют Интернет. В Бишкеке глобальной сетью пользуются свыше 80 процентов жителей. По возрастным нишам Интернетом чаще пользуются именно молодые люди. Один из самых популярных девайсов, с помощью которого кыргызстанцы заходят в Интернет, – это мобильный телефон. Только 20 процентов используют ноутбук и стационарные компьютеры. В селах до 94 процентов жителей используют смартфоны для Интернета.

Согласно исследованию М-Вектора, чем старше население, тем чаще оно выбирает домашние компьютеры (кабель, телефонную линию) для доступа в Интернет. С более молодым поколением наблюдается противоположная картина: молодежь отдает предпочтение сотовым телефонам/смартфонам.

Свыше 81 процента пользователей используют Интернет ежедневно. До 59 процентов пользователей используют мессенджеры, новостные ресурсы посещают только 29 процентов пользователей. Среди мессенджеров лидирует WhatsApp, им пользуются до 96 процентов пользователей. Только 22 процента пользователей применяют Интернет для поиска научной информации. Большинство кыргызстанцев, среди них и наши дети, используют Интернет для развлечения. Вполне возможно, что дети скрывают свой настоящий возраст при регистрации, или же им открывают страницы старшие братья и сестры. В некоторых случаях сами родители поощряют такое поведение своих чад.

Социальными сетями пользуются до 46 процентов населения. В Бишкеке до 80 процентов. Свыше 60 процентов всех пользователей – в возрасте от 14 до 35 лет. В среднем кыргызстанцы проводят в социальных сетях не менее двух часов. Самыми посещаемыми социальными сетями среди пользователей являются «Одноклассники» (35%), Instagram (23%) и Facebook (13%).

По словам депутата Мавляновой, запретительные меры по использованию мобильных телефонов в школах введены во многих странах, включая Российскую Федерацию, Республику Казахстан, Таджикистан, Великобританию. На Британских островах запрет на использование мобильных телефонов в школах положительно повлиял на результаты экзаменов.

В Бишкеке во многих частных школах запрещено использование смартфонов, их изымают и закрывают в специальные ящики. Свои девайсы дети получают, когда уходят домой. Родители в случае необходимости могут позвонить учителю. Однако массовым этот запрет не является.

Минусы в предложении Мавляновой тоже, конечно, есть. Например, предполагается, что школьники будут сдавать телефоны при входе в школу, скорее всего, на вахте. При этом почему-то ответственность за сохранность телефона возлагается на самого владельца. Также предлагается привлекать к дисциплинарной ответственности педагогов, руководителей общеобразовательных организаций вплоть до увольнения за неисполнение правил, прописанных в этом постановлении.

Конечно же, одними запретительными мерами сложно контролировать поведение детей в глобальной сети. Но уже сегодня можно принять некоторые меры. К примеру, перестать регистрировать своих детей в социальных сетях и таким образом следить за ними. Нужно искать другой путь для того, чтобы помочь своим детям, и знать о них больше. Кроме того, пора уже не только детей, но и родителей учить безопасному поведению в Интернете. Каждому из нас пора уметь различать фейковые материалы, анализировать и перепроверять информацию. Иначе мы так и будем получать лавину дезинформации и останемся легкой добычей для информационных технологов всех мастей. Иначе мы продолжим получать в родительских чатах и группах фейковые сообщения, к примеру, о пропажах детей или умирающих детях, с издевательскими приписками «отправь это сообщение двадцать раз и будет тебе счастье».

Алмаз Исманов

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям