Кыргызстанцы все чаще страдают от заболеваний почек. По данным Республиканского информационного центра Минздрава в нашей стране на начало 2017 года в Едином регистре состоит 1 тыс. 400 больных с хронической болезнью почек (ХБП) поздних стадий, которые в ближайшие сроки должны перейти на почечно-заместительную терапию (ПЗТ), то есть гемодиализ. Но проблема в том, что оборудование, технологии, да и сами помещения в государственных отделениях гемодиализа безнадежно устарели, и Минздраву необходимы срочно находить другие методы решения этой проблемы. Остановить страшную статистику должен проект ГЧП.
Что такое ГЧП, или государственно- частное партнерство? ГЧП – модель долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса для решения общественно значимых задач.
Справочно:
Впервые
идея ГЧП появилась в Великобритании в начале 1990 годов, где государство решило
привлечь бизнес к строительству автодорог, традиционно входившему в круг
ответственности государства. В течение последующих лет модель ГЧП была
подхвачена многими странами. Если вначале государства использовали ГЧП в
основном для развития транспортной инфраструктуры, то в последующем сфера его
применения стала включать строительство и эксплуатацию объектов
электроэнергетики, тепло- и водоснабжения, здравоохранения, образования,
культуры, оздоровительных и спортивных объектов и других социально значимых
объектов. В середине девяностых годов ГЧП использовалось лишь несколькими
странами, сегодня ГЧП применяется практически на всех континентах. ГЧП – модель
долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса для
решения общественно значимых задач.
О том, как будет работать проект по предоставлению услуг гемодиализа, реализуемый Министерством здравоохранения Кыргызской Республики (МЗ КР), мы поговорили с господином Моаззамом А. Меканом, региональным менеджером Международной финансовой корпорации (IFC) в Центральной Азии.
- Закон «О государственно-частном партнерстве» был принят в Кыргызстане в 2012 году. Как удалось продвинуться в его реализации?
- Действительно, закон был принят в 2012 году, однако только к 2017 году начинается реализация первого проекта в области ГЧП. Это вполне приемлемо для разных стран. Потому что для того, чтобы произошла реализация проектов ГЧП, необходимо большое понимание всех механизмов, лидерство и продвижение, и высокий уровень реализации. Важно иметь историю успеха в проектах ГЧП. В настоящее время IFC тесно работает с Минздравом, чтобы запустить первый проект ГЧП. Данный проект позволит Минздраву в сотрудничестве с частным партнером улучшить качество и доступность гемодиализа для людей с почечными заболеваниями. В рамках данного проекта планируется предоставление услуг гемодиализа в соответствии с международными стандартами качества, а также внедрение технологии перитониального диализа, который не предоставляется в настоящее время в стране, и который является лучшей технологией для пациентов из труднодоступных мест проживания и для детей. В рамках проекта будут созданы как минимум три центра гемодиализа, которые будут располагаться в Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде. Эти центры позволят увеличить охват пациентов, улучшить качество услуг, а также привлечь возможности, потенциал частного сектора, чтобы пациенты могли получать эти услуги по доступной цене.
- Как будет работать ГЧП?
- В этом проекте IFC выступает в качестве советника для Минздрава, чтобы создать модельный проект ГЧП в области здравоохранения. Смысл ГЧП в следующем: государство заключает долгосрочный контракт с частными партнерами на предоставление услуг гемодиализа, при условии вложения частных инвестиций и распределения рисков между государством и частным партнером. В конечном итоге государство получает высококачественные услуги гемодиализа в современных центрах в соответствии с международными стандартами. Главная задача - ввести в это поле наилучшего оператора-инвестора, который мог бы предоставлять услуги по наиболее приемлемой цене и наиболее высокому уровню качества. Внимание сфокусировано на население, чтобы улучшить качество услуг, которое оказывается, а также увеличить доступ к услугам гемодиализа для нуждающихся.. И одновременно с этим снизить затраты для госорганов. Таким образом, мы ожидаем от частного сектора, что он будет инвестировать в приобретение оборудования, помещение, персонал и другие затраты на организацию и предоставление услуг за свой счет, при этом государству не нужно вкладывать никаких средств в это.
Частные центры, в свою очередь, будут от правительства получать оплату по душевому исчислению на каждого обслуженного пациента, и в то же время обслуживание будет оказано на том уровне, которое определяют госорганы. В этой связке IFC выступает в качестве советника, который консультирует правительство в том, как выбрать наилучшего оператора, который мог бы предоставить услуги по заданному уровню качества и сниженной цене. В целом идея в том, чтобы частный сектор делал инвестиции. Госорганы определяют качество услуг, и в будущем спектр оказываемых таким образом услуг в различных секторах должен быть расширен.
- В чем самая главная цель ГЧП?
- Исследования показали, что частный сектор оказывает услуги более эффективно, экономично, нежели государство. Таким образом и возникает эта связка – государственно-частное партнерство. Суть ГЧП - чтобы госуслуги, оказываемые населению, стали более экономичными, эффективными, быстрыми и качественными.
- В тендере по проекту гемодиализа участвовали 5 компаний, предварительный отбор прошли две. Почему выбрали именно их? Какие были критерии отбора?
- Действительно, в предквалификационном процессе желание участвовать выразили пять компаний. Предстояло выбрать компанию, которая может оказывать услуги в других странах, имеет опыт оказания услуг гемодиализа не менее пяти лет и обладает технологией оказания перитонеального диализа, и обладает финансовыми возможностями закупить дорогостоящее оборудование, приобрести либо построить соответствующее помещение, проделать ремонт, инвестировать в персонал, медикаменты для пациентов, и т.д. Гемодиализ - это серьезная медицинская процедура, от нее зависит жизнь тысяч людей, поэтому нужна компания, способная оказать услуги на высоком профессиональном уровне.
В настоящее время из числа заинтересованных компаний были отобраны две международные компании: «Нефрокэа Хелс Сервисис Прайвит» (Индия) и «Фрезениус Медикал Кэа Гмб Х» (Германия). Обе компании - всемирные лидеры в области диализа, имеют богатый опыт обслуживания тысяч пациентов в своих странах, плюс у них есть финансовая возможность инвестировать в такие диализные центры.
По итогам тендера подрядчикам будет дана определенная гибкость определить те механизмы, в рамках которых будут оказывать услуги. Также они по своему усмотрению выбирают оборудование, дизайн и наполнение гемодиализных центров. Самое главное - нас интересует качество услуг и цена, по которой они их будут оказывать. Здесь должно быть место для инноваций. В гемодиализный центр необходимо будет набрать людей на работу: врачей, медперсонал, сотрудников. То есть трудоустроиться смогут специалисты-граждане Кыргызстана. Тем самым ГЧП будет способствовать занятости населения. И потом, эти центры со временем смогут расширить спектр оказываемых медицинских услуг населению, тем самым будет внесен вклад в оздоровление кыргызстанцев, продление жизни.
- В Кыргызстане очень высокий уровень коррупции. Будет ли интересно авторитетным международным компаниям приходить на рынок Кыргызстана, если они столкнутся с проявлениями коррупции? И какие есть механизмы, чтобы процесс был более прозрачным?
- Один из положительных моментов ГЧП в том, что оно снижает коррупцию. Давайте возьмем для примера наш гемодиализный проект. Вы знаете, что участвовали пять подрядчиков в предквалификации, из них были выбраны два. Из этих двух компаний мы выберем только одну, которая начнет создавать диализные центры и приступит к обслуживанию населения. После этого уже не будет государственного контакта, соответственно, понижается риск коррупции. Если пациент обращается в частный диализный центр, у него нет необходимости преподносить подарки или давать взятки. Тем самым мы надеемся, что уровень коррупции будет снижен.
- Есть ли перспектива, что после первого удачного проекта ГЧП в области здравоохранения государственно-частное партнерство охватит разные сферы, например, строительство дорог.
- Обязательно. Пока это медленный процесс. Главное, чтобы население и госорганы воочию увидели, как должно работать ГЧП, и разобрались во всех нюансах. Необходимо, чтобы частный партнер понимал, что ему предстоит оказывать услуги на том уровне, который предъявляет государство. С Минздравом КР мы думаем о продолжении государственно-частного партнерства в области открытия современных лабораторий, госпиталей, а в перспективе планируем работать и в других сферах, к примеру, в строительстве автодорог. В настоящее время IFC занимается дорожным проектом в Алматы. Самое главное, чтобы первый ГЧП-проект был успешным, чтобы создалась такая модель, которую можно будет повторить и в других сферах. Я надеюсь, что последующие проекты будут реализованы более оперативно.
- Кроме коррупции проблемой Кыргызстана также является политическая нестабильность. С 2012 года у нас сменилось четыре премьер-министра. Нужна ли политическая стабильность, чтобы заработали такие проекты?
- Политическая стабильность – это такая вещь, которая не может быть лишней. Речь идет о частных инвестициях, которые придут в страну, будь то иностранные либо внутренние. Если мы говорим об инвестировании на длительный срок, в течение 5-10 лет, то, конечно, инвестору желательно иметь стабильность в стране, куда он вкладывает финансы. Это не только проблема Кыргызстана, политическая нестабильность присуща многим странам мира. Соответственно, политически нестабильные страны испытывают проблемы в привлечении инвестиций. Проект ГЧП основан на долгосрочном соглашении, и мы сможем предоставить инвесторам мощную поддержку. То есть вне зависимости от каких-либо изменений на уровне правительства частные инвесторы смогут работать на условиях, которые были юридически закреплены в соглашении о ГЧП.
- Отрадно слышать, что первый проект ГЧП связан именно со здоровьем населения.
- В проекте ГЧП одной из важных сторон является лидерство. Правительство должно лидировать в ведении этого проекта и продвигать его дальше. Вне зависимости от каких-либо советов или консультаций, которые дают международные советники, все решения принимаются госорганами. И в этом отношении министр здравоохранения Талантбек Батыралиев оказал всемерную поддержку и на уровне правительства продвигал этот проект. Мы очень благодарны ему за эту поддержку и понимание.
Интервью вела Лейла Саралаева