Отсутствие компетентных руководителей среднего и высшего звена является одной из главных проблем практически всех государственных организаций Кыргызстана.
Хороший босс – редкий и ценный индивид, впрочем, не только у нас, но и во всем мире. Обычно везде много посредственных и плохих начальников, и чтобы найти хорошего руководителя приходиться придумывать различные ухищрения: конкурсы, отборы, собеседования, тесты и т.д.
Новый-старый министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев снова поднял дискуссию в обществе о подходе к назначению руководителей, раскритиковав метод конкурсного отбора.
Исходя из этого, издание «Кактус» обратилось к своим читателям с вопросом: «Учитывая "успешность" конкурса на должность директоров школ, возможно, Алымкадыр Бейшеналиев прав. А вы что думаете?».
Мнения читателей разделились, некоторые поддержали министра, другие выступили против.
Как мы помним, массовый конкурсный отбор руководителей общеобразовательных организаций, который просто называли конкурс для директоров школ, прошел в прошлом году.
Проблема «вечных директоров» в обществе вызревала давно. Озвучивался факт, что директор одной из школ сидел на своей должности 41 год! Общественность требовала реформ и перемен! В результате вышел указ президента, согласно которому министерство образования и науки перед подготовкой к новому учебному году уволило более тысячи директоров государственных школ, проработавших более 5 лет. При этом у министерства отсутствовал резерв кадров. Инициатива вызвала возмущения некоторых родителей, они даже вышли на митинг с требованием отменить массовые увольнения директоров школ. Сам конкурсный отбор сопровождался большими трудностями, его пришлось объявлять несколько раз. Результаты отбора стали не совсем удачными: руководителем одной из школ стала ранее осужденная женщина за коррупцию, большинство кандидатов на тестировании показали низкий уровень, едва набрав необходимый пороговый балл, а многие победители оказались действующими директорами, поэтому ставка на обновление в ряде случаев не сыграла.
Тем не менее, сама идея проведения конкурсов во многом прогрессивная и несомненно должна получить дальнейшее развитие.
В стране есть еще одна важнейшая сфера, охватывающая наибольшую часть населения - система здравоохранения. Здесь надо отметить, что руководителей организаций здравоохранения существенно меньше, чем тех же директоров школ. В республике насчитывается примерно 250-270 руководителей государственных организаций здравоохранения. Однако, отсутствует четкая и объективная система их отбора и назначения.
Между тем, определённая работа в этом направлении приводилась и проводится. В начале года Кабинет Министров утвердил систему конкурса формирования резерва кадров и конкурсного обора руководителей организаций здравоохранения. Но, сожалению, постановление Кабмина до сих не исполняется.
Система предлагает отбирать в резерв кадров руководителей кандидатов, имеющих опыт работы не менее 5 лет в системе здравоохранения, из них 3 года на руководящей должности. Желающий попасть в резерв кадров подает соответствующее заявление. После зачисления в резерв он получает право участия в конкурсном отборе и назначении 2-я способами. Первый: необходимо пройти первичную аттестацию, ответив на тестировании на вопросы. Второй путь: пройти обучение, которая приравнена к первичной аттестации.
Набравший наибольший балл кандидат может назначается руководителем самой лучшей организации здравоохранения сроком на 5 лет в порядке карьерного роста. А так при возникновении вакансий на должность руководителя должно проводиться конкурсный отбор, где кандидат, показавший лучший результат, должен будет назначен на вакантную должность. Все методы конкурсного отбора проводиться через автоматизированные информационные системы, которая обеспечивает прозрачность и объективность конкурсного отбора.
Как уже было сказано, руководители назначаются сроком на 5 лет. При этом каждый руководитель ежегодно будет проходить периодическую аттестацию по установленным индикаторам на предмет выявления успешности на своем посту. И по результатам периодической аттестации предполагаются определение Рейтинга руководителей организаций здравоохранения. Проще говоря, они обязаны сдавать отчеты по своей деятельности. Не маловажно, что оценки по периодической аттестации ставить компьютер на основе утвержденных индикаторов.
В течении 5 лет оценки собираются, руководитель набирает балы, и если показатели окажутся высокими, то контракт с таким успешным руководителем может продлевается еще на один пятилетний срок. В противном случае объявляется новый конкурс из резерва кадров. Данная система несколькими этапами отбора (первичная аттестация, конкурсный отбор) и оценкой результативности деятельности путем периодической аттестации будет своеобразной ловушкой для плохих боссов. Но как сказано выше, на данный момент постановление Кабмина о внедрении данной системы отбора кадров пока не исполняется. Сейчас на базе трех вузов обучение проходят около 100 потенциальных будущих руководителей. Получат ли они назначения после завершения обучения пока не совсем ясно.