Казахстан на пути к зрелой и устойчивой государственности

12:42, 16 Октября 2022

На наш, кыргызский взгляд, политическая жизнь Казахстана скучна, аморфна и однообразна. На смену одному елбасы пришел другой, но кардинальных измнений, даже несмотря на январские потрясения, не произошло. Однако, искушенные политологи уверяют, что в казахской политике происходят тектонические изменения, которые существенно изменяют как саму структуру власти, так и отношение государства к народу. Итак, перечислим основные предпосылки этим утверждениям.

Власть раскрывает свои карты

«…Политическая традиция, когда власть держала свои планы в секрете от общества, должна уйти в прошлое. Поэтому сегодня я намерен всенародно представить график будущих избирательных кампаний…»  - заявил президент Касым-Жомарт Токаев в своем первосентябрьском Обращении.

Новые веяния стратегической политики ставят казахстанцев в непривычную для них ситуацию. С одной стороны президентская власть выходит за привычные рамки. И вместо того, чтобы диктовать свои условия, при заложенном минимуме времени на подготовку к политической борьбе, «открывает карты» и призывает оппонентов готовиться к ней заранее, то есть априори ставит себя в более уязвимую позицию. С другой стороны, такой политический ход выглядит более честным, что народные массы тоже не могут не оценить. При таком раскладе тезисы о Справедливом Казахстане становятся реальностью. Кроме того, наглядно демонстрируют, что действующая власть политической борьбы не боится, а наоборот приглашает максимальное количество политических партий к политическому забегу. Ну и главное, доказывают уверенность действующей власти в ее правоте и в том, что население ее поддержит.

Цель - оставаться точкой равновесия

«…Перед нами стоит особо важная задача – сохранить суверенитет и территориальную целостность страны. Для дальнейшего укрепления государственности нам необходима сплоченность. Другого пути нет… Наш народ всегда ставил превыше всего мир и стабильность…. В современных геополитических условиях нам нужно последовательно укреплять свою государственность, твердо следовать курсом реформ и обновления…» -заявил К.Токаев в своем Обращении.

И из этой цитаты становится очевидным, для чего Казахстану нужны досрочные выборы.

Абсолютно не секрет, что в электоральный период государственная система наиболее слаба и подвержена влиянию извне, чреватому сменой государственной власти, государственного строя, и пр. (достаточно вспомнить что все наши кыргызские революции происходят аккурат после выборов).

С учетом турбулентности и неустойчивости существующей мировой политической обстановки, наилучший вариант в данной ситуации, воспользоваться тем, что политическая, социальная и экономическая атмосфера в РК относительно стабильна. То есть нам следует сейчас определиться с будущим, не дав посторонним силам, (которые сейчас заняты решением собственных проблем), диктовать нам условия. Как истинный дипломат и специалист по международному положению К. Токаев вычислил оптимальный момент для приведения казахстанской политической системы в порядок, и в состояние, позволяющее дать отпор мировым вызовам. 

Екатерина Шульман, российский политолог считает: “Казахстан выглядит точкой равновесия на северном пространстве Евразии. Повезло, что человек с такими качествами и такими квалификациями оказался во главе государства. Так везет не всем. Но с учетом того, что конституционные изменения на референдуме поддержали, произошли конституционные изменения, а президент избирался при других правовых нормах, поэтому политически честно и логично дать возможность гражданам подумать ещё раз, выбрать в новых изменившихся условиях”.

Исключить возможность узурпации власти

«…Ограничение президентского мандата одним сроком обеспечит максимальную нацеленность Главы государства на решение стратегических задач общенационального развития… Для меня интересы государства превыше всего. Поэтому я готов пойти на досрочные президентские выборы, даже, несмотря на сокращение собственного срока полномочий… Предлагаемая мной конституционная новелла значительно снизит риски монополизации власти…» - заявил К.Токаев в Обращении.

Итак, 7 лет президентства и только один срок. По замыслам конструкторам политических изменений, сделано это с целью закрепления достижений современного Казахстана, и  перспектив, формирующих политическое устройство страны на будущее.

Исходя из имеющихся полномочий, действующий Президент сделал все, чтобы избежать возможности приватизации власти в будущем. Надлежащее законодательство уже приято, диктатуры не будет, обойти введенные конституционные нормы практически не представляется возможным. Предложения главы государства создают четкий барьер для противодействия автократии и организовывает предпосылки для формирования демократических устоев Казахстана, как минимум на протяжении всего последующего 21 века.

Принятый Парламентом РК пакет политических реформ знаменует переход страны к новой демократической политической модели, в которой срок полномочий судей конституционного суда дольше президентского и парламентского (в целях исключения внесения изменений и поправок в Конституцию РК);

Политолог Екатерина Шульман объясняет: “Для того, что это норма работала, чтобы не был парада временщиков, которые будут обещать что угодно в предвыборный период, чтобы получить пост президента на 7 лет, зная, что потом с них никто не спросит, хорошо бы, чтобы эта норма опиралась на развитую партийную систему, партийную конкуренцию. Чтобы партия стала аппаратом, где выращиваются кадры, панель управленцев. Без этого есть риски, когда кандидатам в президенты выгодно стать популистами. Для того, чтобы некая преемственность соблюдалась, хорошо бы иметь устойчивую партийную систему. А устойчивая партийная система рождается только при многократном участии в выборных циклах на различных уровнях”.

Равные условия для всех политических партий

«…Новая президентская система укрепит политическую стабильность, устойчивость казахстанской модели общественного устройства… Избранные по старым лекалам представительные органы власти должны закономерно обновиться, пройдя через внеочередной электоральный цикл… Поэтому предлагаю провести выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней в первой половине следующего года... В итоге, к середине 2023 года будет осуществлена перезагрузка и обновление всех основных политических институтов: Президента, Парламента, Правительства…» - анонсировал политические изменения К.Токаев.

Таким образом, в числе преобразуемых институтов не только институт Президентства, но так же Парламент и Правительство.

Обновление законодательной власти при имеющемся раскладе – закономерный процесс. К этому следует добавить реформы, проведенные Токаевым еще в начале года. В частности, устранение такого понятия, как «провластная партия». И тут дело даже не в ребрендинге, который провела партия «Нур Отан», сменив название и став партией «Аманат». Изначально Токаев вообще фактически ликвидировал понятие «провластная партия» и сделав бессмысленным принцип давления административного ресурса. Сейчас в Казахстане нет провластной партии, так как из «Аманата» вышел сам глава государства, представители исполнительной власти и др.

То есть в парламентскую борьбу все партии, (в том числе и новообразованные, благо выборный барьер значительно снижен), вступают реально на равных условиях.  И им по-настоящему придется бороться за казахстанский электорат, потому что льгот, преференций и выгод для чиновников за счет государства уже не будет.

Екатерина Шульман, политолог объясняет: “Сейчас особый исторический период в жизни Казахстана – переход к зрелой устойчивой государственности, поэтому следующие 7 лет будут уникальны. И если, эта норма закрепиться, и вы не будете заниматься бесконечным переписыванием Конституции, то дальнейшие кандидаты должны будут выходить из недр устойчивых политических организаций, а это политические партии”.

Казахстан в ожидании свежих и креативных идей

«…Жизнь не стоит на месте, динамика глобальных процессов и общественного развития внутри страны ускоряется с каждым днемПроцедуры регистрации политических партий уже значительно упрощены. Заработают новые механизмы формирования Парламента и маслихатов по партийным спискам и одномандатным округам… Они приведут к увеличению количества политических партий, усилят политическую конкуренцию, будут способствовать появлению новой волны народных избранников…. В будущем в состав Правительства смогут войти представители не только политических сил, получивших большинство голосов избирателей, но и других парламентских партий….» - заявил К.Токаев в Обращении.

Принцип обновления политического поля был заложен еще почти на полгода раньше. Когда Президент РК предложил перейти к смешанной системе формирования  Парламента и маслихатов, путем выдвижения не только представителей официальных партий, но и народных признанных лидеров.

Еще одно кардинальное предложение, озвученное уже в сентябре, прошло практически незамеченным. Глава государства намерен обновить не только палаты народных избранников, но и исполнительную власть, допустив к ней (случай в истории Казахстана беспрецедентный!) представителей других политических течений. А это уже показатель, что действующая власть согласна и готова к реальным преобразованиям. В том числе и к обещанному переходу от суперпрезидентской к президентско-парламентской республике.

О строительстве Справедливого Казахстана

«…Мы строим Справедливый Казахстан с открытой конкуренцией и равными возможностями для каждого. Принципиально важно осуществлять масштабные политические преобразования в режиме транспарентности, честности и взаимного доверия…» - заявил К. Токаев в Обращении.

В Послании от 1 сентября глава государства чаще говорил не о Новом, а о Справедливом Казахстане.

Предлагаемые Президентом РК реформы, (вроде введения «налога на роскошь», урезание аппетитов национальных компаний, и реального начисления доходов Нацфонда будущим поколениям), свидетельствуют о том, что действующая власть понимает и осознает необходимость социальных и политических изменений в государстве. Без управленческой трансформации, проведенной на всех уровнях, преобразования невозможны. Отсюда – досрочные выборы Президента, Мажилиса, Сената и маслихатов.

Перезагрузка Казахстана

«…Нам предстоит перезагрузить все сферы государства и общества... Крайне важно сохранить набранный темп реформ, решить все политические вопросы, не откладывая их в долгий ящик…. Для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ, направленных на построение Справедливого Казахстана, требуется новый мандат доверия народа…. Жизнь не стоит на месте, динамика глобальных процессов и общественного развития внутри страны ускоряется с каждым днем...» - говорит К. Токаев.

Необходимость политических перемен стала для Казахстана  объективной реальностью.  Это понимает все общество Казахстана. Так же все осознают тот факт, что  медлить с реформами нельзя. Внеочередные выборы на всех уровнях власти – это реальный инструмент для мирных позитивных изменений структуры страны. Других, более благополучных вариантов, у казахов сейчас нет и, похоже, не будет. А теми вариантами, что есть сейчас крайне необходимо воспользоваться, для сохранения государственности, суверенитета и внутренней стабильности страны. 

Алия Сарыбаева

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям