И вдруг из тумана раздался вопль шамана… (Часть 1)

17:20, 6 Июня 2017

На фото: Образ кыргызской шаманки ярко воплотила на экране в 1975 году актриса Даркуль Куюкова в культовом кинофильме «Белый пароход». 

Мультиэтническая страна Ала–Тоо никогда не была монотеистической. И манихеи здесь бродили, и несторианцы, тенгрианцы и язычники, буддисты и анимисты. И, конечно, шаманы, о которых мы и расскажем в нашей серии увлекательно-познавательных статей.

Единство в конфессиональном разнообразии…

Удивительно все-таки наше общество! К примеру, живет и здравствует в Кыргызстане праздник огнепоклонников Нооруз, имеющий древние зороастрийские корни. На площадях хороводят вокруг фигур дохристианской Масленицы и встречают Рождество по новому стилю... Все это наша история. И что отрадно – мы сумели избежать религиозных войн даже в пору смуты и кровавых междоусобиц, обошлись без доморощенных Крестовых походов и Варфоломеевских ночей. Ибо каждому по вере его...

Все в подлунном мире относительно. Любую благую идею можно опоганить, а чушь – возвести в культ. Вспомним атеизм. Оставайся он в строгих научных рамках обоснованной критики – цены б ему не было! Но гипертрофированный, максималистский, воинствующий вариант этой доктрины вызвал уже неприятие. Крайность – всегда перебор и отторжение.

В моей библиотеке собраны десятки экземпляров книг многих верований. Среди них те, что почитаются хасидами, вайшнавами, мунитами, синтоистами, харизматами, фалуньгуновцами и даже (сотрудников ГКНБ прошу оставаться на местах!) акромидами и салафитами. Мне просто интересно, сколь пытлив был ум человечества, на протяжении веков создававший все это в попытках найти ответ на извечный вопрос о смысле жизни. Эдакое единство в разнообразии.

Я считаю, что самые страшные вещи на земле – это узколобый догматизм, яростный фанатизм и пещерное невежество. Одно дело - общаться с божьим человеком, который ищет в рамках своей религии духовную опору, глубинную суть, философский потенциал, нравственные ориентиры и моральные ценности.

Но совсем другое – видеть в глазах собеседника нескрываемое превосходство только потому, что он в отличие от тебя, «чурбана неотесанного», может (к месту и не к месту) ловко цитировать главы из неких писаний! Пусть при этом он никогда не читал Токтогула, Пушкина или Шекспира – разве это беда?! И хотя его никто не уполномочивал, он будет менторским тоном поучать, как тебе следует жить, с кем детей плодить, в какую сторону света молиться, чем пренебрегать и жертвовать и какие адовы муки ждут на том свете за ослушание. Даже не понимает, что кроме его догмы есть еще такие понятия, как свобода выбора и... отказа.

Беда в том, что кое-кто клюет на сии речи, наивно полагая, что истово верует, хотя всего лишь увлеченно заблуждается. Слепо соблюдать внешние обряды, придерживаться атрибутики, чтить табу или зубрить тексты – отнюдь не значит посвятить всего себя Творцу. Однако попробуйте убедить в этом ультрарадикала или яростного неофита. Зато их так легко натравить на иноверца или прозелита...

Вот и сейчас, когда речь пойдет о шаманизме как исконно ценностной, космогонической форме верования степняков и горцев, могут найтись те, кто начнет брызгать слюной. Но ведь от собственной истории не убежишь, верно?

На фото: Наша страна и люди хранят множество традиций прошлых времен… 

Поклонись огню

Давным-давно у пракыргызских племен уже существовали так называемые фагинуны (иначе – фажнуны), о которых упоминает автор XI века Гардизи в «Зайн аль-ахбаре». Они камлали у огня и постепенно впадали в экстаз от музыки, уходили в астрал. А затем, придя в себя, указывали места, где вор спрятал украденное, предсказывали погоду, виды на урожай, вероятное нападение недругов, курс национальной валюты, имя будущего жениха и любимой свекрови, нагадывали приплод вашей живности и долгожданный падеж соседской скотины, ну, и прочее.

Ранее, в древнекитайском источнике «Тан-шу», кыргызские шаманы именовались как гань (кам). Позднее они стали зваться бакшы, а шаманки – бюбю. Они могли изгонять из больного вселившегося в него джинна с помощью ритуалов: ходьбы по горящим углям, сидения на льду до полного его таяния, удержания в руках пиалы с водой, куда наливался расплавленный свинец, самобичевания. Использовались ножи, зеркальца, веревки. Свои сеансы, нередко под комуз и бубен, бакшы проводили только ночью. Причем джинны ими могли якобы приручаться и затем эксплуатироваться.

В данном случае камлающие были близки к юродивым и блаженным – думана. Эти оборванцы тоже считались прорицателями, однако жилищ и постоянной прописки не имели. Шатались себе по стойбищам в рубищах, собирали подаяние.

Также о наших шаманах, как о людях, которым покровительствуют небо и духи, писал в свое время знаменитый исследователь Чокан Валиханов. Дескать, бакшы - это человек, наделенный волшебством и знанием выше других, он поэт, музыкант, прорицатель и вместе с тем врач. 

На фото: Возле Джумгальских источников двое хранителей священных мест проводят ритуал с подношениями для воссоединения с окружающим ландшафтом…  

Укротители джиннов

Как становились шаманами? Большинство кандидатов в бакшы в детстве сами чем-нибудь тяжелым страдали, у многих отмечались психические отклонения, ночные кошмары, прочие болячки. Затем к ним, дескать, являлись духи и уговаривали заняться индивидуальной шаманской деятельностью. В случае отказа призраки угрожали их погубить, и те поневоле соглашались. С этого момента весь негатив от них отступал, и выздоровевший в добровольно-принудительном порядке становился медиумом. 

Окончательное же превращение происходило после обряда посвящения, когда человек становился ясновидящим и даже духозрящим. Обряд длился от пары месяцев до нескольких лет и заключался в обучении бывалым шаманом молодых кадров, в передаче им секретов ремесла и накопленного опыта.

Считалось, что прирученные джинны могут передаваться по наследству после смерти хозяина, что шаманством способна промышлять вся родовая ветвь, что в южных регионах Кыргызстана практика обучения и обрядовость были развиты сильнее, нежели в северных.

Неизменным оставалось одно – по-настоящему колдовать могли лишь легковозбудимые холерики, неврастеники и ярко галлюцинирующие люди, которые быстро впадали в состояние транса, прострации. Смотревшие на них люди думали, что обезумевший бакшы общается в этот момент с духами, да и сами уникумы свои фантазии и грезы охотно приписывали дарованному лишь им волшебному дару. Заканчивалось действо тем, что бакшы падал, обессиленный, на землю. Хотя, когда речь заходила об одаривании его трудов, вознаграждении, тут же вскакивал на ноги. Эти шаманские фокусы так и назывались – оюн, то есть игра.

Но если игра убедительна, а зрители довольны представлением, то почему бы и не подшаманить выгоды для, а?

В памяти народа сохранились имена таких известных шаманов, как Сагынтай (из племени кушчу), Мергентай (мундуз), Томо (саяк), Таштан (сарыбагыш), Кушбек – «Бала бакшы» (саяк), Борбу Шыгаев, а также женщин Королу, Кокулай, Айымкан и других.

На фото: Художник-постановщик Кадыр Мусаев из села Курменты Тюпского района уже 40 лет изготавливает национальные сувениры и инструменты, включая шаманские бубны из козьей кожи для высокопоставленных чиновников Кыргызстана.  

Вне религий, вне социумов и вне времени

В кыргызском шаманизме есть некоторые исламские элементы. Особенно из обрядов суфизма, призывающих к личному контакту с Творцом. Доморощенный мистик может пообещать клиенту «открыть дорогу» к славе и любви, денег привлечь или избавить от наркомании, при этом брызгая на него «святой» водой, стегая по спине камчой и одновременно бормоча суры из Корана!

Почему суфизм? Эта древняя ветвь магометанства вобрала в себя многие верования региональных кочевых культур и существующие шаманские традиции. Вот самодеятельные лекари да провидцы и продолжили свою практику уже в обличии суфийских дервишей.

Кстати, схожая картина и в соседнем Казахстане, где шаманов называют баксы. Наиболее известная из них, Бифатима Даулетова, живет неподалеку от границ Кыргызстана, в степном поселке Унгуртас Алматинской области. Слухи о могучей духовной силе Бифатимы-баксы, способной исправить даже кармические программы людей, привлекают в Жамбыльский район страждущих со всего СНГ. В том числе из нашей республики…

На фото: Бифатима Даулетова из соседнего Казахстана проводит ритуал, во время которого ее пациенты обливаются кровью жертвенных овец. Она бьет кулаком по шеям участников, чтобы освободить зажатую энергию… 

Многие живут там, в квази-комунне старой шаманки, месяцами, считая ее чуть ли не гуру.

Сложно сказать, как относятся официальные власти РК к шаманам, но вот вам факт: в сентябре 2008 года в США состоялась успешная премьера казахско-российско-германской драмы «Баксы», для сьемок которой было затрачено аж 1,5 миллиона долларов. Синопсис фильма интригует: «Есть люди, которые существуют вне религий, вне социумов и вне времени. Люди, которые знают о жизни гораздо больше, чем остальные смертные, – это шаманы, знахари, маги. Люди Природы, Духа, Силы. Фильм рассказывает о судьбе старухи Айдай, которая, как и все казахские баксы (шаманы), может лечить людей, найти потерянную душу человека…». Этот фильм легко найти на просторах Кирнета.

(продолжение следует)

Азиз Карашев

Фото www 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям