Как преподавать религиозную культуру нашим детям?

13:23, 2 Февраля 2017

«После двух-трех лет мониторинга ситуации в области преподавания религиозных дисциплин в наших школах я пришла к твердому убеждению, что сейчас рано вводить такой предмет для школьников. У нас просто некому учить детей религиозной культуре», - заявила на круглом столе, организованном НИИ Исламоведения, кафедрой теологии КГУ имени Арабаева и редакцией газеты «Новые Лица» экс-депутат Жогорку Кенеша Ыргал Кадыралиева.

На круглом столе эксперты подводили итоги года по событиям, которые оказали влияние на религиозную ситуацию в стране. Одним из них стали результаты аттестации имамов и внедрение уроков по религиозной культуре в рамках пилотного проекта в 10 школах.

По мнению экс-депутата Кадыралиевой, удручающие результаты аттестации имамов говорят о многом. Если помните, год назад в январе 2016 года была впервые за 25 лет (!) проведена аттестация имамов и руководителей религиозных учебных заведений. Из 2 500 религиозных деятелей только 800 (!) смогли успешно пройти аттестацию.

Имамы отвечали на вопросы религиозного характера, тестировались на знание Корана и мусульманского права, законодательства Кыргызской Республики в религиозной сфере и национальной безопасности. Кстати говоря, не все из них знают арабский язык.

Среди руководителей религиозных учебных заведений (в основном речь шла о мусульманских учебных заведениях, так как в силу определенных причин именно они доминируют в стране) 92% (!) не были допущены к аттестации из-за элементарного несоответствия. Большинство не имели даже обязательного среднего образования.

Всего по итогам этой аттестации официальную регистрацию смогли пройти 92 медресе и 10 институтов, а 42% преподавателей этих самых вузов не были допущены к аттестации.

Во время бурных обсуждений то и дело всплывали факультеты теологии, на которые возлагали немало надежд в начале их открытия. Первый такой факультет был открыт в Оше в 90-е годы при активном содействии Духовного управления мусульман Турции в Ошском государственном университете. Позже такие факультеты были открыты и в других вузах.

Нас уверяли, что студенты, обучающиеся на этом факультете, – и есть имамы новой формации. Но на практике оказалось, что никто из выпускников не был готов бросить все и пойти проповедовать. Они резонно возражали, что не для того учились, чтобы жить на «пожертвования» со стороны прихожан. Официально имамы не получают заработной платы, она у них складывается за счет обслуживания похорон, поминок, свадеб и других торжеств. Иногда чрезмерная предприимчивость некоторых имамов становится предметом критики со стороны общины. Ранее ряд депутатов предлагали платить имамам заработную плату за счет специального налога на граждан. Но эта инициатива не нашла широкой поддержки.

На фото слева-направо: Канатбек Мурзахалилов, экс-заместитель директора Государственного агентства по делам религий, эксперт НИИ Исламоведения; Ыргал Кадыралиева, экс-депутат Жогорку Кенеша; Маметбек Мырзабаев, директор НИИ Исламоведения 

Экс-депутат Кадыралиева вполне справедливо считает, что теологов нужно учить не только основам религии и теологии, но и педагогическим навыкам и методике. «Ведь не всегда хороший теолог может быть хорошим преподавателем. Мало знать основы религии, надо еще уметь их преподнести школьникам, обладать какими-то педагогическими навыками. Поэтому считаю, что будущих теологов нужно еще обучать и педагогическим дисциплинам», - отметила в своем выступлении Кадыралиева.

Ислам или все религии?

В принципе, все понимают важность религиозного просвещения школьников. Но у каждой из заинтересованных сторон свои представления о том, каким оно должно быть.

С сентября 2016 года в десяти пилотных школах для учеников девятых классов ввели пилотный предмет «История религиозной культуры». В Государственной комиссии по делам религий КР считают, что «внедрение этого предмета является требованием времени, призванным повысить религиоведческую грамотность подрастающего поколения путем изучения общих понятий, истории религий и различных религиозных традиций, а также этических ценностей мировых религий и культурного наследия народа Кыргызстана».

Проект преследует достаточно амбициозные цели – заложить основы светского религиоведческого образования со школьной среды в рамках новой Концепции государственной политики в религиозной сфере. За внедрение нового предмета ответственность несут Государственная комиссия по делам религий и Министерство образования и науки.

Всего курс «История религиозной культуры» состоит из 16 часов, из них 12 отведены непосредственно на уроки. В программе обучения курса следующие темы: религия как феномен культур; ранние религиозные верования; древние религиозные верования; региональные и национальные религии; мировые религии: буддизм; мировые религии: христианство; мировые религии: ислам; распространение ислама в Кыргызстане; современные государственно-конфессиональные отношения в Кыргызстане; современная религиозная ситуация в Кыргызстане и религия и конфликты в современном обществе.

В августе прошлого года при поддержке Норвежского центра мира и прав человека был проведен трехдневный тренинг для учителей (преподавать новый предмет будут учителя истории) пилотных школ, участвующих в этом проекте.

Скандинавские эксперты поделились своим опытом по вопросам методологии преподавания религиозной культуры. В этой связи возникает резонный вопрос: насколько либеральная для даже остальной Европы норвежская система подходит нам? Чему они могут научить наших учителей?

Представитель Государственной комисии по делам религий, присутствовавшая на круглом столе, особо отметила, что в этой новой дисциплине акцент сделан на изучение религиозной культуры в целом, не конкретной религии. И этот курс носит религиоведческий характер, что нельзя путать с религиозным. Об этом же ранее неоднократно говорил председатель Рабочей группы по разработке новой дисциплины Мурат Иманкулов.

Вообще в Госкомиссии на этот проект возлагают большие надежды, надеясь, что это поможет оградить молодежь от радикализации на религиозной почве.

Директор НИИ Исламоведения Маметбек Мырзабаев считает, что этот предмет должен быть скорректирован в сторону ислама. «Вон в России в школах внедряют же предмет по основам православной культуры». Почему мы не можем? На мой взгляд, все наши беды в религиозной сфере оттого, что у нас толком не дают знаний по исламу», - заявил Мырзабаев.

С таким мнением не согласилась экс-депутат Кадыралиева, отметив важность преподавания именно основы религиозной культуры, не отдавая предпочтения ни одной из религий.

Кстати, в России открыто лоббируемый Русской православной церковью школьный курс «Православная культура» все еще не включен в школьную программу. Как пишет «Коммерсант», авторы учебного пособия считают, что необходимо «добиваться соблюдения православных христианских ценностных ориентаций у детей». В школьной программе «Основы религиозной культуры и светской этики», изучаемой в российских школах с 4-го класса, есть определенные модули, которые могут выбрать ученики и родители. Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики».

Директор НИИ Исламоведения Мырзабаев, подытоживая дискуссию по этому вопросу, подчеркнул, что из-за возросшей критики деятельности медресе родители элементарно боятся отдавать туда своих детей на обучение. По его словам, вопрос качественного преподавания основ религий остается открытым.

В 2016 году также поднимался вопрос об усилении контроля за теми, кто получает высшее религиозное образование за границей. В основном именно они идут преподавать в действующие медресе и исламские институты. Возможно, поэтому в Госкомиссии по делам религий решили сделать ставку на школьных учителей истории, а не выпускников зарубежных исламских вузов.

Алмаз Исманов 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям